На Любенском мосту приступили к укладе асфальтобетона. Согласно графику, дорожная «одежда» весом три тысячи тонн появится к 15 ноября, рассказал «Гомельским ведомостям» заместитель генерального директора по производству РУП «Гомельавтодор» Денис Ясько.
— Чтобы на время ремонта не останавливать автомобильное движение по Любенскому мосту, мы пустили транспорт по центральным полосам, за которые возьмёмся по готовности внешних полос.
— Просчитывали ли вы увеличение нагрузки на мост у пятого микрорайона из-за запрета движения по мосту через Сож у Бобовичей?
— В этом не было необходимости. Любенский мост не аварийный. Естественно, интенсивность движения увеличилась из-за объезда моста на дороге М-8 в районе агрогородка Бобовичи. Вместе с тем, транспортные потоки разделились. Если двигаться в сторону Украины, то объезд осуществляется через Р-150 «Хутор – Гомель», если в направлении России — по улице Фрунзе.
— Если мост не аварийный, чем вызвано проведение таких объёмных работ?
— Когда началась ямочность, которую приходилось устранять даже в зимний период, мы обратились к «БелдорНИИ». Это предприятие является ведущей научно-исследовательской организацией Беларуси в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов. Специалисты провели обследование Любенского моста и предложили проект устройства дорожной «одежды», который прошёл соответствующую экспертизу. Когда всё было готово, то 6 июля мы приступили к работе.
— Через сколько лет после введения в строй в 1996 году этого 525-метрового металлического сооружения предусмотрен его ремонт?
— Согласно технического кодексу установившейся практики, предусмотрен 25-летний период капитального ремонта. Подчеркну, что Любенский мост был передан нам на баланс в 2005 году. Его детально обследовали, после чего нижнюю металлическую часть моста пескоструили и перекрашивали. С тех пор «Гомельавтодором» проводилось обслуживание и менялось дорожное полотно.
— Во сколько сейчас обойдётся проведение таких работ?
— Согласно плану, на текущий ремонт по замене ездового полотна площадью 10 тысяч квадратных метров предусмотрено 1253 тысячи рублей. Вместе с тем, при снятии фрезой дорожной «одежды» осталась часть ковра гидроизоляции, что не было предусмотрено планом. Эту работу пришлось проводить вручную. На эти цели направили свои оборотные средства. В результате мы не выбились из графика.
— Из каких источников поступают средства на ремонт и какие силы необходимы для их проведения?
— Финансирование объекта ведётся из республиканского бюджета. Задействованы пять бригад, в которых заняты 40 рабочих. «Гомельавтодор» выступает заказчиком, наш филиал ДЭУ-41, на чьём балансе данный объект, является исполнителем. Техникой и материалами нам помогает крупнейшее дорожное предприятие региона — КПРСУП «Гомельоблдорстрой».
— На улице осенняя пора. Разрешено ли вести такие работы во время дождя?
— Пока небесная канцелярия была к нам благосклонна. Мы готовы и к осадкам. Во время дождя укладки асфальтобетона не будет. В этот период люди будут заняты подготовительными работами. Но сразу после дождя при помощи технических приспособлений влажность поверхности будет доведена до нормы, и укладка продолжится. Так, ортотропная плита (верхняя металлическая часть) покрывается цинкосодержащей грунтовкой, на неё наносят специальную гидроизоляцию и затем — асфальтобетон. Укладывают три слоя: защитный, выравнивающий и верхний. Вся толщина — 11 сантиметров. К слову, чтобы продлить срок службы покрытия, используем новейшие материалы и технологии.
— Какая из работ самая ответственная?
— Все требуют предельного внимания и строгого соблюдения технологии для каждого вида работ. Непросто снять гидроизоляцию, провести чистку пескоструем и нанести цинконаполненную грунтовку. Работники должны быть в специальной одежде, использовать особое оборудование. При этом учитывать, что рядом проезжает транспорт, который необходимо защитить от случайного попадания песка, вылетающего под высоким давлением. Для этого установили экраны, знаки и ограждения.
— Кто контролирует соблюдение технологических норм и проводит испытания?
— Кроме собственного контроля, надзор за ходом работ и приёмку асфальтобетонных покрытий после текущего ремонта осуществляет республиканское унитарное предприятие «Белорусский дорожный инженерно-технический центр». Они проверяют каждый этап ремонта, от паспортов на материалы до физических измерений, также проводят лабораторные испытания.
— Что будет при срыве плана выполнения работ?
— Мы делаем всё возможное, чтобы этого не произошло. Добавлю, что Любенский мост не аварийный. Когда вскрыли гидроизоляцию, то увидели, что коррозии ортотропной плиты практически не было и наблюдалась целостность конструкции. Тем более, в 2005-2006 годах мы уже провели все необходимые работы.
— Есть ли возможность сдать объект раньше, не нарушая технологических требований?
— Мы живём в Гомеле и ездим по тем же мостам. Поэтому хорошо понимаем складывающуюся дорожную ситуацию. Изыскиваем возможности, чтобы как можно раньше открыть движение в полном объёме. Для этого у нас всё есть. Но не будем загадывать. Ведь на сроки сдачи моста в эксплуатацию влияют и погода, и техника, и люди.
― Какие мосты следующие на очереди?
— В настоящее время по мосту через реку Сож у населённого пункта Бобовичи проводится разработка проектно-сметной документации (строительный проект). После её утверждения приступим к реконструкции данного моста. Также при открытии финансирования планируем продолжить в текущем году ремонт моста через Днепр в Рогачёве.