Раньше все космонавтами хотели быть, а теперь таксистами да дальнобойщиками. Исповедь гомельского перевозчика

Раньше все космонавтами хотели быть, а теперь таксистами да дальнобойщиками. Исповедь гомельского перевозчика

19.09.2017 в 17:20
Анастасия Концевенко, "Вечерний Гомель", фото автора

В последнее время молодые парни стремятся податься в таксистское дело. Времена настали, да? Раньше космонавтами хотели быть, а сейчас в Россию на заработки, или дома таксистами да дальнобойщиками. Желания молодых людей поменялись вместе со временами, сейчас в приоритете – деньги, как бы грубо это ни звучало. Но звенящие монеты и хрустящие бумажки крайне важны для повседневности. За квартиру необходимо заплатить, покушать приготовить, немного на мелочи оставить, а в лучшем случае – отложить еще на отпуск. «Вечерка» решила разобраться: откуда такая тенденция и сладко ли живется водителям такси.

Раньше все космонавтами хотели быть, а теперь таксистами да дальнобойщиками. Исповедь гомельского перевозчика

О РАЗГОНЕ ПО ПОЛОСЕ БИЗНЕСА

Наш собеседник, пожелавший сохранить инкогнито, ездит на авто с желтыми номерами уже два года, но стаж вождения внушающий – 11 лет. Образование, как ни удивительно, высшее экономическое. Пришел к вождению такси больше случайно, чем запланировано: с последнего места работы сократили из-за проблем в фирме. Но любовь к вождению и личный автомобиль красноречиво намекали на водительское будущее. А дальше – управление по труду и занятости, учет по безработице. Здесь помогли не советом, а делом: дали возможность получить субсидию для открытия малого бизнеса. Сумма субсидии варьируется в зависимости прописки: при деревенской – чуть больше. Но, в любом случае, по мнению начинавшего пару лет назад таксиста, деньги хорошие. На субсидию оплатил получение сертификатов и покупку оборудования: таксометр, установка СКНО, монтаж и другое.

Затрат было достаточно, как и кажущегося вечностью ожидания. Обычная бумажная волокита: заявления, планы на деятельность, одобрения. Например, после подачи документов в Транспортную инспекцию, пришлось ждать около месяца. Кстати, если в течение года осуществлять деятельность, возвращать деньги не нужно.

Идеальный вариант для водителей такси – свое ИП и личный транспорт. Но чтобы таксовать не обязательно оформлять ИП. В таком случае – минус затраты на один сертификат и покупку оборудования.

НА ТОГО ДЯДЮ

В каждой фирме – свои правила найма. В одних – автомобиль должен быть не старше 10 лет, а в других – предоставляется аренда авто: от 80 рублей в сутки. Правда, рассчитать выгоду такого мероприятия сложно. К аренде машины прибавим бензин за счет водителя, а все остальное, если заработаете, ваше. Конечно, есть более удачные дни – пятница, суббота, и более спокойные – будни. Но не угадаешь, какой день будет простойным, а какой более выгодным.

– Раньше все фирмы такси дружили. Созванивались и поднимали цены сообща. Сейчас такого нет, – делится таксист. – И конкуренция между фирмами ощущается достаточно сильно. Это сказывается и на цене поездки.

К слову, есть в таксисткой среде и свои рейтинги. Одни фирмы – самые крупные по количеству автопарка, другие – старожилы, которые перевозили еще «новых русских». У некоторых территория Гомеля поделена на небольшие площади, за которыми закреплены свои водители. Другие – ориентируются по месту последней высадки. Очень удобная практика.

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Из очевидных плюсов работы на себя – свобода. Сам себе график устанавливаешь, нет постоянного контроля. Адекватно оцениваешь приоритеты и собственные силы. Хочешь поспать – спи, но тем самым теряешь определенный заработок. Кстати, про цифры:  приблизительно 300 – 500 рублей в месяц (при условии ИП и собственного автомобиля).

– Всегда есть, что покушать, прикупить новой одежды. Но на ремонт машины выделить деньги сложно, – делится возможностями зарплаты дипломированный экономист.

Из очевидных минусов – правила прохода техосмотра таксистов два раза в год. Для справки: если автомобиль старше 10 лет, проходишь техосмотр каждый год, моложе – один раз в два года.

Эта тема особенно больная для таксистов:

– Все таксисты жалуются. На грузовые автомобили это правило не распространяется, несмотря на то, что они дорогу портят больше, чем легковые. Почему такая не справедливость по отношению к нам – не понятно. Несмотря на то, что мы платим все положенные налоги, нам еще и это приписали. А еще, новое введение – СКНО (средство контроля налоговых органов – прим.). Для прошивки таксометра необходимо уплатить около 200 рублей и ждать месяц, плюс еще сумма за сам аппарат. Это система дистанционного контроля над выручкой таксиста.  У нас единый налог для ИП. Чтобы у меня пошли проценты, мне надо в месяц по таксометру пробить больше 4000 рублей. Зачем мне СКНО? Чтобы каждый месяц оплачивать абонентскую плату? Я отдал за само устройство деньги и абонентская еще. А суть – налоговая сразу видит сумму, которую я пробиваю. Для фирм – смысл, может, и есть, для ИП – нет.

А ПАССАЖИРЫ КТО?

Сейчас такси доступно, как никогда. Сегодня люди часто пользуются этими услугами, даже в булочную на такси ездят. Был казусный случай, когда девушка вызывала авто с шашечками, чтобы с первого подъезда одного и того же дома доехать до пятого.

– Сейчас вызывают нас, чтобы пару остановок до магазина доехать. Им удобно – копейки по стоимости. Но тем самым я теряю очередь, где можно было нормально заработать. Да и контингент, порой, не самый благоприятный ездит. Даже если бы стоимость услуг такси подорожала, люди бы продолжали вызывать его. Зато отсеялись бы неблагожелательные пассажиры, – таксист ИП удивляется контингенту. По его мнению, не всегда доступность такси – хорошо. В его машину садились даже товарищи типа бомж. Откуда у них деньги на роскошь передвижения – большой вопрос.

ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«Жизнь» в салоне такси есть. И в этом плане многое зависит от водителя. Обязательное условие – всегда выходить на работу с хорошим настроением. Но некоторые пассажиры могут изрядно его подпортить. Кто-то с вниманием ОТК контролирует поездку, а кто-то, наоборот, заряжает положительными эмоциями.

Если пассажир ведет себя неадекватно, его могут рассчитать на любом промежутке пути и высадить.

– Но мы редко такое практикуем. Может, он пьяный дурачок, а так – вполне нормальный человек, – делится наблюдениями таксист-психолог.

Впрочем, хватает казусов. Случаи, когда женщины предлагают расплатиться «другим способом», – канули в Лету. Сейчас время не то, всем нужен заработок. Бывает, женщины в возрасте оставляют свой номер телефона, но молодые особы в такси не знакомятся. Опасные ситуации тоже редкость, но случались. Правда, есть небольшой спасательный выход – функция рации в программе. Если кликнуть на нее, все ближайшие коллеги съедутся на помощь. А если ты в центре и в фирме около 200 машин… Словом, не следует обижать водителей такси.

– Был случай в моей практике: отвез женщину, а у нее только крупная купюра была. Время было ночное, пассажирка спешила, сдачи нет. Я говорю – вот мой номер телефона, или положите оплату на счет, или потом вызовете и оплатите.  Звонка на следующий день не было, значит, думаю, не оплатит. Через год, звонок. Вернула. Объяснила тем, что время не позволяло, а потом стеснялась, еще какие – то причины. Но, все-таки, вернула, – рассказывает о порядочности наших людей водитель.

И все же в первую очередь водитель такси – водитель, а уже потом, если настроение позволяет, и ди-джей, и психолог.

ТАКСИ НА ДУБРОВКУ?

Особо популярных маршрутов в городе нет. Все индивидуально. А вот распространенность абонементов преувеличена – только посадка становится чуть дешевле. Но все-таки мелочь, а приятно. Но если в одной фирме чуть дешевле посадка, чем в других, то на стоимости километров все вернется. И не забывайте, что тормозить такси на улице – выбор заведомо дороже, чем вызов по телефону.

Парадоксально, что ГАИ практически никогда не останавливает такси, как гражданскую машину, для проверки документов. Нарушишь – конечно.

Развеял таксист ИП-шник и миф о наказании за неоплату проезда. Ходит в Сети интернет много видео, где таксисты заставляют «зайцев» умываться зеленкой.

– Видел такое видео в Интернете. Дело глупое. Но есть еще и ответное видео, когда этого же водителя потом выловили крепкие парни и заставили его самого облить себе лицо зеленкой. Все это ни к чему. Есть законные способы получения заработанных денег. Если пассажир не хочет оплачивать, вызываем милицию. Правда – на стороне водителя: вот чек, вот пассажир, а оплаты нет. Лучше до этого не доводить: пообщались, доехали и всем счастливо!

Метки: