"Не хотите работать с нами, мы заберем у вас всё". В Гомеле таксисты выстроились напротив облисполкома, протестуя против компаний-агрегаторов

“Не хотите работать с нами, мы заберем у вас всё”. В Гомеле таксисты выстроились напротив облисполкома, протестуя против компаний-агрегаторов

25.02.2019 в 17:03

В понедельник, 25 февраля, с 6:30 до 9:00 прошла акция таксистов в Гомеле. Все парковочные места напротив здания облисполкома заняли водители разных служб Гомеля. Они хотят, чтобы на них обратили внимание власти и прислушались к их проблеме. В город пришли агрегаторы такси “Максим” и “7220” со своим жёстким маркетингом и ценами ниже, чем на маршрутку. В акции участвовало более 80 автомобилей. 

– К 7:30 вся стоянка была забита автомобилями такси, стоявшими от площади Ленина до кафе “Театральное”. Водители привлекали внимание к себе вышестоящее руководство г. Гомеля, которое в свою очередь бездействует в отношении нелегальных служб аренды авто, таких как “maxim”, – рассказал Progomel.by читатель Дмитрий, который работает в службе 181.

Примечательно, что в ходе мероприятия через сервис заказа авто maxim на место была вызвана машина:

“Пришла она без таксометра, без СКНО и всего остального, помимо этого у водителя отсутствовал техосмотр, страховка пассажира”, – пишет гомельчанин.

Другой участник акции Денис пояснил журналистам, в чём суть претензий:

“Большая часть автомобилей такси “Максим” работает полностью нелегально, остальные возят пассажиров с нарушением законодательных актов. Договоры фрахтования не заключают, заказы-наряды на поездку не составляют, чеки выдают только по требованию. Бланки заказов-нарядов распечатаны на обычном принтере, а не установленного образца. Из порядка 700-800 автомобилей всех служб, которые участвуют в этой “войне”, постоянно задействовано около 100 человек. А что еще остается, если городские органы власти не в состоянии реагировать на обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Мы написали более 20 обращений в областную налоговую, комитет госконтроля, областную прокуратуру, Транспортную инспекцию, МТиК РБ, горисполком, облисполком! Все только отписываются, мол, знаем, примем во внимание, проведем проверки, а потом пишут, что по результатам проверок нарушений не выявлено.

Наши ребята (таксисты – прим. ред.) сами вызывают их и просят показать документы. Нарушений только за сегодняшнюю ночь со стороны служб “Максим” и “7220” было более 10, как то: отсутствие страховки и техосмотра, водитель компании “7220” не включал таксометр при поездке, ни один водитель такси “Максим” не заключил договор фрахтования и не составил заказ-наряд до начала поездки, кассовый чек водители пробивают, только если пассажир потребовал, да и то не всегда.

Жители города Гомеля пользуются данными агрегаторами, не понимая, что подвергают свои жизни опасности, так как страховки на пассажиров у них нет, техосмотра нет, водители попадаются неадекватные, медика и механика они не проходят вообще перед выездом на линию, бюджет недополучает налоги – и всех всё устраивает? Или, может, тут есть поле деятельности для КГБ? Складывается такое ощущение, что кто-то за это молчание и бездействие получает некие блага!”

– Как давно эти компании появились в Гомеле?

– “Максим” – перед новым годом, “7220” – пару недель назад. Сначала все было спокойно, машины у них постоянно были заняты, не было никакой рекламы. Спустя какое-то время на каждом углу появилась реклама, где написано, что стоимость поездки начинается от 1 рубля. Я не понимаю, как к нам еще не подключились водители маршруток, ведь если вчетвером воспользоваться этим такси, это выйдет даже дешевле, чем на маршрутке. 

 – Какие методы используете для борьбы с конкурентами?

– На данный момент у нас есть закрытый канал, в котором таксисты из разных диспетчерских служб общаются между собой и договариваются о том, как мы будем бороться с этими службами. Сейчас порядка 800 авто следят за городом. Какими методами? Все просто: вызываем их водителя на точку “А”, а на конечную точку “Б” вызываем наряд милиции или ГАИ, которые наказывают их за езду без ТО, страховок и прочих документов.

– Есть какой-то положительный эффект?

– Некоторых водителей даже удалось убедить работать нормально, перейти в нормальные диспетчерские службы, а кто-то попадается нашим ребятам по несколько раз. Вы поймите, машины у них “корявые”, без ТО, что такое мойка и химчистка – вообще не знают. Экономически такую цену обосновать нельзя – это нужно ездить на воде, не ломаться и так далее, поэтому и экономия идет на обслуживании машины, а это безопасность пассажиров. Куда только не обращались! Только после того как наши обращения попали в Комитет государственного контроля, произошли хоть какие-то сдвиги. 

Мы не против конкурентов, но мы за честную конкуренцию. Улучшайте сервис, качество услуг. В свое время мы успешно договорились с Яндексом, эти же посылают прямым текстом: “Не хотите с нами, будете без работы, заберем у вас всё”. Это проблема не только в Гомеле. В Слуцке, например, происходит то же самое.

– Акции будут продолжаться?

– Конечно, эта акция не последняя, будем протестовать пока не будет действий от властей. Пока они отсюда не уйдут, мы будем их гонять…

Давайте разбираться

Сначала взглянем на проблему со стороны потребителя услуг. Судя по комментариям пользователей к нашему предыдущему материалу, который вызвал большой общественный резонанс, среднестатистический гомельчанин абсолютно равнодушно относится к нюансам законодательства и возможным нарушениям со стороны перевозчика. Единственное, что его действительно интересует, цена. Т.е. стоимость поездки из пункта А в пункт Б. По этому критерию однозначно лидируют новоявленные информационные службы, которые маскируются под сервис такси, но юридически работают по принципу аренды авто с водителем.

Теперь рассмотрим ситуацию глазами предприимчивых владельцев новых сервисов. Если работа организована в рамках законодательства и претензий со стороны контролирующих органов нет или они носят единичный характер, то почему они должны прислушиваться к какому-то стороннему мнению? Куй железо, пока горячо.

Позиция таксистов ясна и предельно прозрачна. Они отстаивают равные условия ведения бизнеса. Если требуется внести изменения в законодательные акты или усилить контроль за их исполнением, то легальные перевозчики имеют на это полное право, а государство должно пойти им навстречу, поскольку задача последнего – установить правила, которые обеспечат безопасные пассажирские перевозки и наполнение бюджета налогами. Из которых в свою очередь выплачиваются зарплаты бюджетникам, например.

Официально

А теперь разберём ситуацию более детально. На проблему Минтранс обратил внимание ещё в далёком 2014 году. Тогда водители поясняли, что они не перевозят пассажиров в такси, а арендуют машины с предоставлением услуг по управлению и техэксплуатации. По этому поводу были проведены проверки, которые показали, что такие авто проходят техосмотр реже, чем раз в полгода, и не получают в ГАИ желтые регистрационные знаки.

Кроме того, проверки показали: владельцы этих машин не заключают договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а уровень подготовки водителей не соответствует требованиям, установленным законодательством в сфере перевозок пассажиров. «Это привело к увеличению количества обращений в Минтранс и транспортную инспекцию по поводу некачественного выполнения перевозок», — констатировали специалисты.

В статье 603 Гражданского кодекса говорится: по договору аренды автомобиля с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им. В Беларуси автоперевозки пассажиров являются лицензируемым видом деятельности. Получение лицензии на право работы в области автомобильного транспорта не требуется только для выполнения внутриреспубликанских перевозок пассажиров в собственных нуждах (об этом есть пункт и в лицензионном соглашении с водителями сервиса maxim – прим.). Таким образом, арендодатель может оказывать услуги по управлению ТС по заключенному договору аренды автомобиля с экипажем только после получения им лицензии. При этом такой вид работы классифицируется, как перевозка пассажиров не в такси, а в автотранспорте  нерегулярного сообщения.

В Минтрансе подчеркнули, что передача диспетчером такси заказов клиентов перевозчикам, которые работают с заключением договора аренды транспортного средства с экипажем, неправомочна. «В случае выявления таких фактов перевозчики будут привлекаться к ответственности за нарушение правил осуществления видов деятельности либо за безлицензионную деятельность,цитировала специалистов БелТА. — Материалы в отношении диспетчеров будут направляться в исполкомы, „налоговую“ и операторам такси».

Но в 2018-м году появилось “но”

Для выполнения по Беларуси автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси с 26 февраля (прошлого года – прим.) получать лицензию не требуется. Достаточно уведомления.

Так прокомментировали в Министерстве транспорта и коммуникаций применение двух нормативных документов: Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента от 1 сентября 2010 года №450, и Декрета №7 «О развитии предпринимательства».

Противоречие в том, что первым документом предусмотрено: для выполнения городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров, междугородных автомобильных перевозок пассажиров, перевозок пассажиров автомобилями-такси лицензия нужна. В то же время декретом №7 нерегулярные пассажирские автоперевозки отнесены к видам экономической деятельности, о начале которых достаточно уведомить местные исполнительные и распорядительные органы. Порядок уведомления утвержден постановлением Совмина от 22 февраля 2018 г. №143 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов экономической деятельности».

В Минтрансе отметили: «Декретом №7 установлено, что нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с данным декретом действуют в части, ему не противоречащей».

Это значит, что лицензия не требуется для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси.

Но по-прежнему нужна для выполнения регулярных перевозок пассажиров внутри страны, международных автоперевозок пассажиров как в регулярном, так и нерегулярном сообщениях, а также международных перевозок грузов.

Как видим, с тех пор ситуация не только не разрешилась, но и предельно накалилась. В ходе общения с некоторыми гомельскими специалистами, имеющими отношение к пассажирским перевозкам, выяснились интересные нюансы.

Например, в ИМНС по Центральному району Гомеля нам сообщили, что осуществлять деятельность по перевозке пассажиров имеют право только ИП и юрлица. Т.е. обычный гомельский водитель (физлицо), захотевший подзаработать с помощью новых сервисов, пусть даже и с кассовым аппаратом, оказывается вне закона. Напомним, что за осуществление незаконной предпринимательской деятельности предусмотрены весомые штрафы с возможной конфискацией орудий и средств, с помощью которых был получен доход. В данном случае – авто. Недавний прецедент произошёл в Гомеле в конце 2018-го. У водителя арестовали его “Мерседес”, а самого мужчину оштрафовали на 245 рублей. Авто, правда, через некоторое время вернули, но пришлось оплатить услуги штрафстоянки.

Второй нюанс – требования со стороны налоговых органов в ходе проведения контрольного заказа услуг различаются в зависимости от того, кто приехал его выполнять. Т.е. к ИП, у которого задекларированный вид деятельности “такси”, они одни, а к предпринимателю, осуществляющему перевозку в качестве сервиса аренды авто с водителем – другие.

Причём наличие договора фрахтования на специальных бланках в последнем случае сотрудники налоговой проверять не будут. Потому что не их юрисдикция. А вот наличие кассового аппарата, уплату единого налога и, собственно, выдачу кассового чека после поездки – обязательно проконтролируют. У таксистов свои требования – платёжный терминал и СКНО на таксометре.

Транспортники же, кажется, вообще не имеют представления, как отслеживать и пресекать нарушения в этой сфере бизнеса (Правила автомобильных перевозок пассажиров доступны по ссылке – прим.). В силу того, что выявить поездку на арендуемом авто с водителем в городском потоке можно чисто случайно. А инспектору ГАИ вообще можно просто показать документы на авто, техосмотр, водительское удостоверение и медсправку, не упоминая, что в настоящее время осуществляется перевозка пассажира(ов).

Налицо пробел в законодательстве, устранить который и требуют гомельские таксисты.

Примечательно, что данная проблема имеет много схожего с деятельностью торговцев из Азии, магазины которых открыты практически в каждом райцентре Гомельской области и самом Гомеле. С одной стороны – дешёвые цены, с другой – массовые нарушения и низкое качество товара. Напомним, устраивающее всех решение до сих пор так и не найдено. Например, владельцы закрывают юрлицо и через день открывают новое, чтобы избежать проверок в течение нескольких лет. А суммы штрафов легко покрывает огромный товарооборот.

Вместо заключения. Есть ли простой выход в вышеописанных ситуациях? Однозначно нет. Чтобы проблема начала решаться, необходимо, чтобы ей заинтересовалось руководство соответствующих профильных ведомств республиканского уровня. Вряд ли местные чиновники имеют такую возможность. Но в силах гомельских руководителей донести позицию граждан до минских структур. В конце концов в нормальном и предсказуемом госрегулировании заинтересованы все участники рынка услуг.

Метки: