Пока Украина парила в духовном эфире, мир не стоял на месте и постепенно начал скатываться в очередную расщелину, образовавшуюся в результате тектонического сдвига мировой экономики в 2008 году. Сейчас в грозовом небе появится очень много “буревестников”. Почти как в белом стихе Горького: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: – Пусть сильнее грянет буря!..” При этом заметим, что хорошо быть “буревестником” задним числом, когда ошибиться практически невозможно. Но так как мы писали о возможности нового кризиса весь уходящий год, то имеем и моральное право вклиниться в этот стройный хор “предсказаний”.
В первой половине декабря новым “буревестником” стал заместитель главы МВФ Дэвид Липтон. Обычно представители фонда весьма консервативны в своих прогнозах и если и посылают в мир некие негативные месседжи, то по времени появления подобные информационные сообщения приходятся как раз на самый разгар событий, о которых они и должны были предупредить беззаботный мир. Просто в МВФ ценят вес слова и не позволяют себе заявлений, схожих с утверждениями НБУ в 2014-м году о том, что гривна будет 12 и точка. Именно поэтому подобные прогнозы стоит не просто принимать к сведению, но и читать их между строк, так как эзопов язык весьма распространен в системе коммуникации мировых финансовых регуляторов.
По мнению МВФ, работа над купированием последствий глобального кризиса не завершена. При этом, Липтон привел весьма поэтическую аллегорию: “Грозовые облака следующего глобального финансового кризиса уже собираются…. Как мы уже говорили, “почините крышу, пока светит солнце”. Как и многие из вас, я вижу грозовые облака и боюсь, что работа по “предотвращению кризисов не завершена”. В фонде прогнозируют, что наибольший удар придется по развивающимся рынкам, особенно по тем из них, которые завязли в сырьевой специализации. А в Украине это “сырьевое проклятие” не только не было минимизировано за последние годы, но и всячески “максимизировалось” нынешней властью, в том числе с помощью действующего механизма экспортного возмещения НДС. По итогам 2017-го государство “влило” в преимущественно сырьевые экспортные отрасли примерно 130 млрд грн возмещения налога на добавленную стоимость, то есть более 4 млрд евро. Зачем? Ответ очевиден. Сырьевые отрасли как никакие другие идеально подходят для построения рентной, монополизированной, коррумпированной экономики, когда с десяток ФПГ вывозят на экспорт все ресурсы, начиная с зерна и заканчивая чугуном. А для власти такая модель максимально удобна для снятия коррупционной ренты.
Но мы немного отвлеклись от темы. МВФ оценивает глубину падения валют развивающихся стран в 20-25%. И чем “сырьевее” страна, тем глубже будет дно.
По большому счету, данный прогноз вполне ожидаем, ведь с глобальным кризисом боролись не структурными реформами, а чисто монетарными методами. С помощью низких процентных ставок, программы количественного расширения, когда мировой экономике дали столько денег, сколько было нужно для компенсации “сгоревших” активов, по большей части виртуальных. Но как гласит теория, любые монетарные методы нейтральны в долгосрочной перспективе, то есть могут дать некий позитивный эффект в краткосрочном, в лучшем случае – в среднесрочном периоде. А затем все возвращается на круги своя. Для ликвидации предпосылок глобального кризиса нужно было устранять системные дисбалансы в мировой экономике, то есть согласно концепции “медленного, стабильного роста”, выдвинутой Римским клубом, постепенно усиливать роль третичного сегмента экономики (услуги, наука, медицина, образование) и выравнивать диспропорции между развитым и развивающимся мирами. Но столь всесильных наднациональных настроек, способных к масштабному дерижизму, в мире пока нет и поэтому глобальная экономическая система запрограммирована на перманентные кризисы.
На данный момент к структурной перестройке переходят две крупнейшие экономики мира – американская и китайская, но решают они диаметрально противоположные задачи. Китай – выстраивает замкнутую систему внутреннего потребления, постепенно сокращая динамику экспортоориентированной модели, а США наоборот, усиливают экспортоориентированную модель, стимулируя внутреннюю инвестиционную привлекательность. Рокировка достаточно логичная, но в процессе перестановки короля и ладьи местами мировую шахматную доску будет изрядно потряхивать.
Развивающиеся страны буквально убивает политика дорогого доллара, которая оттягивает все ресурсы и инвестиции с развивающихся рынков в американские финансовые инструменты. Маркером этой политики является уровень базовых процентных ставок. Когда они снижаются, этот процесс сопровождается увеличением массы ликвидности и срабатывает эффект “просачивания”, когда и бедные страны получают толику малую с барского стола. Сейчас происходит обратный процесс: ставки растут и ликвидность медленно, но уверенно сжимается, оттягивая с развивающихся стран остатки финансового одеяла.
В декабре ФРС США в четвертый раз повысила базовую процентную ставку на 0,25 процентных пункта, то есть до уровня 2,25−2,5%. В следующем году можно ожидать еще несколько повышений. Как только ставка приблизится на расстояние вытянутой руки в виде 0,25 п.п. к отметке 3%, рынки развивающихся стран начнут складываться как карточные домики.
Но и в самой экономике США все не так гладко: восстановление промышленного ядра и разворот инвестиционных потоков обратно в “родную гавань” происходит очень медленно и скорость этих процессов существенно уступает той динамике, которая необходима для оздоровления бюджета и снижения уровня государственного долга, достигшего 21 трлн долл. В ситуации со ставками Трамп как обычно применил свою Twitter-дипломатию: “Невероятно, что при очень сильном долларе и почти полном отсутствии инфляции, в то время как остальной мир взрывается вокруг нас – Париж в огне, Китай катится вниз, – ФРС думает об очередном повышении ставок!” Поползли слухи даже об отставке новоизбранного главы ФРС Джерома Пауэлла. И это вдобавок к информации о возможной отставке министра финансов Стивена Мнучина.
Как следствие, в последней декаде декабря в несколько заходов обвалились американские фондовые рынки. В результате последней торговой сессии перед Рождеством ключевые индексы Dow Jones, S&P 500 и NASDAQ упали на 2,2-2,9%. И это была очередная отрицательная “коррекция” после более масштабного обвала неделей ранее, когда Dow Jones Industrial Average и Nasdaq рухнули на 7-8,4%, а S&P 500 – на 7,1%. Худший результата за последние десять лет, а если оценивать так называемый декабрьский спурт, то в этом месяце зафиксированы самые низкие показатели за прошедшие 38 лет!
Dow почти повторил пике S&P 500 в виде так называемого “креста смерти”, который представляет собой две пересекающиеся скользящие средние в виде краткосрочного трекера 50-дневной средней и долгосрочной 200-дневной скользящей средней. Формирование такой точки говорит о том, что краткосрочный нисходящий тренд переходит в долгосрочный.
Тем не менее, пока фондовые индексы в США показывают квартальный плюс, говорить о наступлении кризиса не стоит. Первый квартальный минус может проявиться в 1-2 кварталах 2019-го года. И вот это уже будет настоящим первым звонком, приглашающим на “спектакль”.
Вслед за фондовым рынком “валится” и нефть, которая за последние дни опускалась до минимума 2017-го, то есть до уровня 50 долл./бар. Ценовая коррекция цен на нефть может активировать и аналогичное снижение цен на металл.
На этом фоне и вовсе сюрреалистично выглядит бюджетный шатдаун в США, когда вследствие блокировки в Сенате бюджетного процесса 800 тысяч бюджетников остались без зарплаты. И причина же какая нашлась – финансирование строительства стены между США и Мексикой, которую хотят строить республиканцы и не хотят демократы. Такое впечатление, что бывший украинский премьер, и по совместительству частый вашингтонский гость, во время своих пробежек по столице США в красных труселях заразил американцев “стеновой бациллой”…
Что касается готовности нашей власти к минимизации последствий охлаждения мировой экономики, то пока эта “готовность” проявляется в том, что “глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…”. А с другой стороны, высшие должностные лица страны придумали универсальный рецепт в виде “Божьего промысла” и отныне на любой вопрос касательно перспектив национальной экономики, прозвучит примерно один и тот же ответ: “Если будет на то воля Божья”…