От Т-34 до лунохода: о том как уроженец Гомельщины покорял Луну

От Т-34 до лунохода: о том как уроженец Гомельщины покорял Луну

18.01.2019 в 17:29
Владимир Ларионов, "Гомельские ведомости"

На фронт нашего земляка Василия Старовойтова, 100 лет со дня рождения которого исполнится 21 января, не взяли. Путь молодого инженера лежал в противоположном, но не менее важном для Родины направлении – на знаменитый Челябинский тракторный завод. Там разворачивалось производство ставших в годы Великой Отечественной войны легендарными танков Т-34, а также самоходных артиллерийских установок СУ-152. Конструктор, ведущий конструктор группы, начальник конструкторской группы по проектированию новых образцов танкового вооружения КБ завода – это карьерный рост Василия Степановича менее чем за четыре года.

Из одного металла  медали за бой и за труд 

Работая в тяжелейших условиях военного времени, поставляя продукцию на фронт, инженеры и конструкторы ЧТЗ занимались также её доводкой и модернизацией. В том, что Т-34 стал лучшим танком Второй мировой, была и заслуга Старовойтова. Он участвовал в совершенствовании ходовых и боевых качеств танка КВ, проектировании ИС-3, как представитель завода руководил освоением новой техники в условиях боевых действий под Орлом, находясь в артиллерийском полку, оснащённом СУ-152. Это к таким людям в полной мере относятся знаменитые строки поэта Алексея Недогонова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Вскоре на груди инженера-конструктора Василия Старовойтова засияли орден Красной Звезды, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией».

Попробовав себя на комсомольской работе (Василий Степанович был комсоргом ЦК ВЛКСМ на ЧТЗ, затем секретарём Челябинского горкома комсомола), решил вернуться к любимому делу. Благо, что в Ленинграде создаётся заводское КБ Наркомата танковой промышленности (позднее – ВНИИ-100, ВНИИтрансмаш). В феврале 1948 года Старовойтова принимают в конструкторское бюро на должность… инженера. Василий Степанович сумел показать себя не только технически грамотным специалистом, но и творцом, способным решать сложные задачи при создании новой техники.

При нём заводское КБ превратилось в ведущий научно-исследовательский институт союзного значения, который в 1960 году возглавил Старовойтов. 

О разработках некогда сверхсекретного ВНИИ-100 Министерства оборонной промышленности сегодня рассказывают лишь то, что уже давно стало историей. Имея непосредственное отношение к танковому производству, а значит, к обеспечению обороноспособности страны, институт занимался проблемами противоатомной защиты танков, использования газотурбинных двигателей, созданием комбинированной брони… Проектные отделы ВНИИ-100 разрабатывали новые модели танков: Т-64, Т-72, Т-80. В 1967 году группа создателей Т-64 была удостоена Ленинской премии. Среди её лауреатов был директор ВНИИтрансмаш Василий Старовойтов. 

Вместе с Королёвым

Когда главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королёв задумал луноход, то твёрдо решил, что ходовую часть будут делать «питерские танкисты». Королёв знал директора института как человека не только умного, сильного, но и честолюбивого. В мае 1963 года главный конструктор, взяв с собой двух начальников отделов ОКБ-1 (которое теперь так и называют – «королёвское»), приехал в Ленинград к Старовойтову. Василий Степанович ждал гостей, показал цеха, лаборатории, внедряемую в производство электронно-вычислительную технику.

Логика и уже существовавший к 1964 году макет говорили в пользу гусениц. Ведь в начале 60-х годов о лунном грунте даже астрономы имели весьма смутное представление. Существовало даже мнение, что поверхность естественного спутника Земли – какая-то хлябь, образованная лунной пылью.

Королёв тогда не ошибся дважды. Старовойтов взял в институт тему «Шасси для лунохода», а Луна… Вот какую историю рассказали мне в музее РКК «Энергия» имени С. П. Королёва (бывшее ОКБ-1). Когда на очередном совещании у главного конструктора один из разработчиков системы прилунения Иван Прудников (кстати, уроженец Климовичского района Могилёвской области) спросил у Королёва: «На какой грунт нужно рассчитывать шасси при посадке на Луну?», Сергей Павлович без особых раздумий ответил: «Рассчитывайте на твёрдый, типа пемзы». Начальник отдела усомнился в ответе и попросил главного конструктора подтвердить это письменно. Королёв тут же на листке бумаги размашисто написал: «Посадку Л.К. (лунной кабины – авт.) следует рассчитывать на твёрдый грунт типа пемзы!» Поставил подпись и дату: 28.Х.64. Что ещё можно добавить к этому? Консультировал Сергея Королёва заведующий отделом физики Луны и планет Государственного астрономического института Юрий Липский, уроженец деревни Дубровно Горецкого района Могилёвской области.

Утвердить эскизный проект лунохода Королёв не успел. Словно предчувствуя близкую смерть, он передал заделы своего ОКБ-1 по лунным и межпланетным станциям в опытно-конструкторское бюро Георгия Бабакина. С наказом: «Эскизный проект смотреть надо. Помогать ВНИИ-100 тоже надо». 

И геологи, и велосипедисты

Главным конструктором шасси лунохода Старовойтов назначил Александра Кемурджиана, сумевшего создать замечательный коллектив единомышленников. Работать приходилось и ночью. Испытывать конструкцию и в зной, и в холод. Почти создав «гусеничный» вариант, решили от него отказаться: у гусеницы одно ведущее колесо, а конструкторы решили, что их будет восемь.

Старовойтову и Кемурджиану помогали все: и Астросовет в Москве, и радиофизический институт в Нижнем Новгороде, Пулковская и Крымская обсерватории, армянские геологи (они собрали два вагона туфов, похожих, по мнению астрономов, на лунные камни), велосипедный завод в Харькове, где делали спицы и балансировали колёса лунохода. Были ещё и проблемы вакуума, перепада температур. А какая нужна смазка? Вспоминает доктор технических наук, житель Гомеля Василий Балакин: «Я хорошо знал Старовойтова. Неоднократно приезжал в его институт, по заказу которого занимался испытанием различных материалов и смазок, наиболее пригодных для лунных условий. Поэтому в успехе огромного коллектива разработчиков луноходов есть и доля моего труда». 

Но ведь «самоходный» аппарат самостоятельно по Луне передвигаться не мог. Впрочем, был и такой проект: использовать луноход для перемещения по лунной поверхности космонавтов – неслучайно, что к испытателям был «прикомандирован» Валерий Быковский. Итак, луноходом предстояло управлять с Земли, а туда-обратно сигнал идёт больше двух секунд. Плюс время на то, чтобы принять правильное, а порой и единственно верное решение.


“Василий Старовойтов родился 21 января 1919 года в деревне Морозовичи Буда-Кошелёвского района в крестьянской семье. Среднее образование (аттестат с отличием) получил в Гомеле. В 1941 году окончил один из самых знаменитых советских вузов — Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Участвовал в модернизации танка КВ, в проекте СУ-152, разработке литой башни для танка ИС-3 (1941). Создавал уникальный четырёхгусеничный танк (1953). Разрабатывал противоатомную защиту танка, применение комбинированной брони с фарфоровыми наполнителями. Автор 154 научных трудов и 18 изобретений.

С лунодрома на Луну

Для испытаний шасси создали настоящие полигоны под Ленинградом, Симферополем и даже на Камчатке, недалеко от вулкана Шивелуч, которые называли лунодромами. В итоге добились того, что колёса проезжали до 100 километров. «Это были самые лучшие годы, – вспоминал Кемурджиан. – Проделана фантастическая работа. Самая главная в нашей жизни».

И они с честью её выполнили. 17 ноября 1970 года «Луноход-1» съехал с посадочной ступени на поверхность спутника Земли и трудился там десять с половиной месяцев, пройдя по Луне 10,5 километра. 16 января 1973 года прилунился «Луноход-2», выполнивший также значительный объём исследований. Был ещё «третий», но он так и остался на земле, а теперь находится в Химках (под Москвой) в музее НПО имени 
С. А. Лавочкина.

Немаловажная деталь: подобных космических аппаратов в то время у американцев даже в проекте не было. А астронавты США проводили на Луне лишь по двое-трое суток. Хотя последние экипажи и катались на четырёхколёсных «роверах».

Страна высоко оценила вклад инженеров и конструкторов ВНИИ-100 в создание луноходов. Александр Кемурджиан стал доктором технических наук, лауреатом Ленинской премии и кавалером ордена Ленина. Высоких государственных наград были удостоены многие сотрудники института. В их числе был и уроженец Речицы Анатолий Мицкевич. В 1971 году Василий Старовойтов был награждён золотой медалью имени С. П. Королёва.

Создали и микромарсоход, доставленный на поверхность красной планеты, и другие «настоящие» марсоходы, которые, не по вине института, не оказались на Марсе. Многое из того, что разрабатывалось под руководством или при непосредственном участии Старовойтова (он является автором 154 научных трудов и 18 изобретений), ещё ждёт описания будущих историков науки и техники. Наверное, кто-то расскажет об уникальном аппарате СТР-1, который работал на крыше третьего энергоблока Чернобыльской АЭС после катастрофы, о многих других научных работах и изобретениях Старовойтова, которые до сих пор засекречены.

К сожалению, мы мало знаем о Василии Степановиче как о человеке. Виной тому не только его закрытая жизнь, но и наше отношение к своей истории. Впрочем, почему закрытая? Старовойтов трижды избирался депутатом Ленинградского горсовета, щедро делился своими знаниями со студентами Ленинградского (Петербургского) государственного технического университета в 1970-1991 годах, будучи доцентом, а затем профессором кафедры гусеничных и колёсных машин.

Он стал счастливым отцом двух дочерей – Ольги и Галины. Галина Васильевна сделала блестящую карьеру – была одним из самых ярких политиков новой России (расстреляна в подъезде своего дома в Санкт-Петербурге в 1998 году). И даже полученный через год орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени не смог умалить боль утраты. После тяжёлой болезни Василий Степанович умер в одном из госпиталей Лондона в конце марта 2002 года. Отец и дочь похоронены на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.


P.S. Конечно, в небольшом материале можно рассказать лишь о главном. Но, кратко упомянув уроженцев соседней Могилёвщины Прудникова и Липского, было бы несправедливо не назвать уроженцев Минщины: создателя двигателей для 2-й и 3-й ступеней ракеты-носителя «Протон», с помощью которых «Луноход-1» и «Луноход-2» стартовали к Луне, – Семёна Косберга, а также штурманов этих луноходов – Константина Давидовского и Викентия Самаля. В некогда секретном подмосковном Краснознаменске автор не только своими глазами видел технологический дубликат лунохода, но и сидел за тем самым пультом управления.

Метки: