Просто космос, хоть и потеряли центральную ступень. SpaceX успешно запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy с Tesla на борту

Просто космос, хоть и потеряли центральную ступень. SpaceX успешно запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy с Tesla на борту

07.02.2018 в 05:56

Наконец-то, после множества переносов старта, свершилось долгожданное событие. SpaceX успешно провела первый запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy.

Высота Falcon Heavy — 70 метров, масса — 1420 тонн. Для сравнения: БелАЗ-75710 — самый большой в мире самосвал — весит 360 тонн.

Запуск состоялся в 23:45 по московскому времени с пускового комплекса 39А Космического центра Кеннеди во Флориде. Стартовое окно запуска открылось в 21:30 по московскому времени и компания несколько раз переносила пуск из-за сильного ветра. Разгонные блоки успешно вернулись на Землю.

Боковые блоки синхронно сели на мыс Канаверал, а центральный разбился в 100 метрах от баржи в Атлантическом океане.

Приземление двух боковых ускорителей ракеты. Скриншот из трансляции

Посмотреть повтор трансляции можно на официальном канале SpaceX.

Также можно посмотреть 2 трансляции с русскими комментаторами.

Falcon Heavy является самой мощной из действующих ракет, и самой мощной из запущенных за последние 30 лет. Ее максимальная грузоподъемность — почти 64 тонны, на Марс ракета сможет доставить около 17 тонн груза.

Тяга, развитая двигателями ракеты на взлетном режиме работы, сравнима с максимальной тягой двигателей 18 самолетов Boeing 747. Это больше, чем у любой другой современной ракеты.

При первом запуске был большой риск аварии, поэтому в SpaceX решили запустить личный Tesla Roadster Маска. Вероятность вывести ее непосредственно на околомарсианскую орбиту Маск назвал крайне малой. Над машиной специалисты SpaceX также потрудились на славу, установили множество камер, не забыли даже посадить манекен в скафандре производства SpaceX.

«Многие не понимают, в чем цель полета автомобиля на другую планету. Да её, очевидно, нет. Обычно, когда тестируется новая ракета, они ставят что-то действительно скучное на борту, например, блок из бетона или кусок стали или что-то в этом роде», – рассказал Илон Маск.

За рулем родстера сидит манекен в шлеме, названный Starman. На экране приборной панели размещена фраза «Не паникуй» (Don`t Panic) — цитата из «Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса.

Позднее Маск выложил в своем instagram фото одной из микросхем автомобиля, на которой написало, что она была «сделана людьми на планете Земля».

В 2018 году ожидается еще два пуска Falcon Heavy. Речь идет о миссиях Arabsat 6A (в интересах Саудовской Аравии) и Space Test Program 2 (для ВВС США).

Конструктивно первая ступень Falcon Heavy состоит из центрального блока и пары боковых ускорителей, представляющих собой модернизированные первые ступени тяжелой ракеты Falcon 9. Стоимость запуска сверхтяжелой ракеты оценивается в 90-120 миллионов долларов.

Для сравнения, запуск Delta IV компании ULA стоит 164-400 миллионов долларов. Эта ракета пока остается самой грузоподъемной в мире, ее максимальная нагрузка составляет около 29 тонн.

«Falcon Heavy способна поднять в два раза больше за четверть стоимости (по сравнению с Delta IV), — заметил в разговоре с Bloomberg консультант авиационно-космической компании AlixPartners Луиджи Пелусо. — Если она будет работать, это означает возможности для лунной программы, которая значится в долгосрочной повестке Вашингтона и НАСА».

Для лунной программы США, работавшей с 1961-го по 1972 год, использовали ракету Saturn V. Она могла выводить на низкую околоземную орбиту до 140 тонн груза, запуски Saturn V прекратили в 1973 году в том числе из-за высокой стоимости.

Проекты сверхтяжелых ракет-носителей реализуются только в США. Четыре старта советского носителя Н-1 были неудачными. Ракету испытывали с 1969-го по 1972 год, ее предполагалось использовать для советских лунных миссий. Второй в СССР сверхтяжелый носитель, «Энергия», запускался дважды — в 1987-м и 1988-м, оба раза успешно. Эту ракету создавали в том числе для советского орбитального корабля «Буран». Программа «Энергия-Буран» закрыта в 1993 году.

Что Илон Маск рассказал после пуска Falcon Heavy?

На послепусковой пресс-конференция SpaceX Илон Маск поделился информацией по поводу пуска и ответил на вопросы о планах на будущее. Мы собрали для вас самое важное из его ответов.

О центральном блоке первой ступени

Судя по всему, в центральном блоке в двух из трёх двигателей не сработали химические зажигатели. Ступень ударилась об воду на скорости под 500 км/ч.

Это произошло где-то в 100 метрах от баржи, однако расстояние было достаточным, чтобы поцарапать судно осколками. Будем чинить.

О стартовой площадке и боковых ускорителях

Севшие на LZ-1 и LZ-2 ускорители в хорошем состоянии, их можно использовать повторно… Но они версий Block 3 и Block 4. А мы планируем повторно использовать уже Block 5.

С пусковой площадкой всё хорошо, она ни капли не пострадала.

Для Falcon 9 Block 5 понадобится отдельно собранный центральный блок — а вот боковые ускорители в Falcon Heavy можно использовать и старые. Я очень рад, что удалось вернуть крайне дорогие титановые рули. Они были самой важным элементом «боковушек».

Было здорово видеть, как две ступени садятся одновременно. На самом деле в воображении можно масштабировать этот успех. Можете представить себе множество ступеней, ежедневно взлетающих и садящихся… Для меня это подтверждение тому, что BFR — возможна.

О чувствах в то время как его машина крутится где-то в космосе

Это смешно! Можно сказать, что это реально, потому что смотрится так фейково… А возможности компьютерной графики сегодня гораздо выше (смеётся). Глупые и забавные вещи важны. Реальность ведь скучна. А она [машина в космосе] впечатлит многих людей во всём мире.

Если Tesla перехватят инопланетяне, думаю, они будут удивлены. Типа «нафига они засунули маленькую машину в большую? Что это вообще такое?»

Батареи на Родстере сядут часов через 12. Потом он останется один в этом холодном и тёмном космосе…

О будущем Falcon Heavy

Она может запустить аппарат напрямую к Плутону, без гравитационных манёвров. Она может всё, чего вы захотите. Конечно, её можно использовать в полётах на Луну, её можно попытаться дозаправлять на орбите.

Мы трижды были близки к отмене программы Falcon Heavy, это оказалось гораздо сложнее, чем мы думали. Центральный блок пришлось создавать буквально с нуля. Программа обошлась нам минимум в $500 млн.

Falcon Heavy даёт толчок созданию BFR. Подстрекает другие страны и компании. При этом она была построена на частные средства.

Нам нужна новая космическая гонка. Космические гонки увлекательны!

О Block 5 (пятой версии Falcon 9)

Через пару месяцев мы запустим Falcon 9 Block 5.

Почувствуйте масштаб: две ступени Falcon Heavy после посадки и сотрудник SpaceX около одной из них

О BFR (Big Falcon Rocket)

Если всё будет хорошо, мы планируем начать испытательные «прыжковые» пуски (такие были у первой ступени Falcon 9, когда отрабатывали посадку) в следующем году.

Испытания будут проходить либо в Бронсвиле (Техас), либо с платформы в океане.

О скафандре

Скафандр Starman’a («пилота» отправленной в космос Tesla Roadster) настоящий, внутри манекен. Мы придумали такой дизайн, потому что отправляясь в космос, вы захотите выглядеть стильно.

Легко сделать красивый скафандр, который не будет работать, или наоборот — работающий скафандр, который будет некрасивым. У нас ушло 3 года на то, чтобы объединить удобство, практичность и красивый дизайн.

По поводу пилотируемой программы

Мы хорошо продвигаемся и с Dragon, и с Dragon 2. Сейчас в приоритете Falcon 9 Block 5, осталось пару месяцев. А затем мы бросим все силы на Crew Dragon. Думаю, самая сложная часть работы уже сделана.

О головном обтекателе

Восстановить головной обтекатель очень трудно. Я уверен, что мы справимся с этой задачей за 6 месяцев. Мы работаем над новой версией обтекателя.

Суть в том, что из-за воздействия потоков воздуха на створки парашюты внутри них портятся.