Гомельский практикующий психолог: Запрещать детям пользоваться социальными сетями бесполезно и даже вредно

Гомельский практикующий психолог: Запрещать детям пользоваться социальными сетями бесполезно и даже вредно

Современную жизнь сложно представить без возможностей Всемирной паутины. Впрочем, обмениваясь информацией на форумах и в социальных сетях, мы редко задумываемся о собственной безопасности. То же можно сказать и о подростках, которые используют интернет для общения. Какие подводные камни таят в себе социальные сети и почему ребёнок нередко выбирает виртуальную жизнь в противовес реальной? Об этом и не только наша беседа с практикующим психологом Еленой ОДИНОЧКИНОЙ.

Нам свойственно бояться того, что мы не понимаем. Часто от родителей можно услышать: «Мой ребёнок смотрит в интернете глупые шутки, всякую ерунду», «он снимает совсем не имеющие ценности видео», «она ведёт пустой блог».

Запрещать детям пользоваться социальными сетями бесполезно и даже вредно, уверена психолог, ведь ребёнок, у которого нет страницы хотя бы в одной из популярных социальных сетей, может запросто стать изгоем. Но это не означает, что взрослые не должны предупреждать ребёнка о том, что нельзя писать и выкладывать на своей страничке.

Ребёнок онлайн

– Елена Викторовна, правда ли, что дети всегда оценивают интернет и его возможности со знаком плюс?

– Действительно, планка критичного отношения к сайтам, видео и онлайн-играм у ребёнка гораздо ниже, чем у взрослого. Как итог, дети позитивно оценивают интернет и доверяют ему: на просторах всемирной паутины ребёнок часто воспринимает собеседника как друга и больше доверяет сетевым знакомствам.

Именно поэтому ребёнок острее переживает оскорбления в интернете, но при этом охотнее знакомится с другими пользователями. К слову, число сетевых знакомств бурно растёт благодаря социальным сетям и блогосфере. Однако любимое чадо не всегда осознаёт опасность и нежелательность некоторого контента.

Кстати, у многих школьников намечается тенденция к возникновению интернет-зависимости – такие дети живут с постоянным ощущением опасности, им сложно общаться в реальном мире со сверстниками. Однако интернет-зависимость развивается не сама по себе, а вследствие, например, невозможности самовыражения в среде ровесников, невыносимо тяжелых отношений с родителями.

Главная опасность, которой подвергается ребёнок в социальных сетях, – это то, что различные блоги и почтовые сервисы собирают информацию о пользователях. На ресурсах, связанных с публичным представлением личных данных, легко вычислить нужного человека.

– Целесообразно ли запрещать подростку пользоваться интернетом?

– Здесь стоит вопрос, насколько доверительные отношения выстроены у детей и родителей. Если ребёнок впитал в себя родительские уроки и есть доверие между ними, то подросток сам учится фильтровать информацию, а в случае нарушений его границ каким-то неизвестным человеком с просторов социальных сетей, ребёнок поделится своими опасениями с родителями.

Взрослые не могут проконтролировать интернет-активность подростков, практически невозможно обычными средствами оградить ребёнка от посещения нежелательных сайтов, но можно научить любимое чадо простым правилам нахождения в сети.

В первую очередь не стоит выкладывать на своей страничке номер и адрес школы, в которой обучается ребёнок.

Объясните малышу, что ни при каких обстоятельствах нельзя давать незнакомцам номер своего мобильного, а тем более встречаться с собеседником вживую.

Также не нужно выкладывать свои личные фотографии и видео из домашнего архива. Возможно, запрещающих правил для ребёнка, выходящего в сеть, должно быть и больше.

Главное, чтобы эти правила были усвоены. Также важно, чтобы подросток, увлекающийся социальными сетями, осознавал, что информация, которая содержится на его странице, может негативно повлиять на его будущее. Например, работодатели имеют свойство изучать страницы тех, кто к ним нанимается.

– Подростки нередко нарочно пугают родителей провокационными высказываниями в социальных сетях.

– Так они могут мстить за слишком жёстко и обидно сказанное слово в их адрес, при этом ещё и проверяя границы дозволенного. Депрессивная или готическая картинка на аватарке иногда приводит родителей в панику, что, возможно, и неосознанно радует ребёнка, ведь взрослые начинают обращать внимание на истинные потребности любимого чада, присущие его возрасту. Нужно понимать, что дети всегда найдут доступ к деструктивным группам, будь то настоящая или виртуальная реальность, в первую очередь вследствие проблем в семье, а не наоборот.

Таким образом, необходимо выстраивать доверительные отношения с ребёнком, давать ему пространство для самовыражения, быть внимательными к чувствам и потребностям подростка, понимать возрастные особенности характера любимого чада. Ребёнок должен усвоить, что реальные встречи с виртуальным другом надо избегать не по той причине, что родители будут ругаться, а потому, что это действительно опасно. Кстати, взрослым не стоит забывать и об антивирусах, где есть возможность настройки родительского контроля.

Главное – доверительный контакт

– Как выстраивать диалог с ребёнком, который не мыслит своей жизни без интернета?

– Найдите время, чтобы посидеть с подростком за компьютером. Взрослые должны помочь ребёнку научиться ориентироваться в потоке информации, безопасно общаться и извлекать максимум пользы от сети. Бывает очень обидно, когда родители наблюдают у своих детей лишь желание закончить скучный разговор  и скорее войти в сеть, где легко и интересно.

При этом нужна выдержка, чтобы не злиться и кричать, а признать, что у ребёнка могут быть потребности, превышающие интерес к родителям. Впрочем, чтобы у малыша возникло любопытство к другим вещам, помимо Всемирной паутины, нужно заинтересовать его новой формой взаимодействия.

Нужно проявлять искренний интерес к увлечениям подростка, иметь приблизительное представление о популярных темах его разговоров с друзьями – это позволит говорить с ним на одном языке.

Следует честно заявлять о своём отношении к тому, о чём рассказывает ребёнок. Не надо обманывать и изображать поддельную заинтересованность – дети тонко чувствуют ложь и вообще перестанут вам доверять.

– Что делать, если ребёнка не оттянуть за уши от компьютера?

– Если любимое чадо слишком увлекается социальными сетями, стоит подумать о том, чем его занять. Хорошим поводом ограничить время, которое подросток проводит за компьютером, станут занятия с частным учителем. Пусть это будет, к примеру, репетитор по информатике. Также не стоит преуменьшать и значение социальных сетей, которые могут нести не только вред, но и пользу.

Прежде всего, это возможность разнообразить человеческое общение. В интернете всегда можно найти новых друзей и единомышленников по увлечениям и интересам. Кроме того, аккаунты в соцсетях позволяют ребёнку всегда быть в курсе всех событий. Некоторые учителя даже на своих страничках вешают даты тестов, различные «напоминалки», вопросы к контрольным и прочее.

Не стоит забывать о различных учебных группах, где ребёнок может почерпнуть для себя много нового и полезного. Существуют также специальные детские социальные сети, в которых сконцентрирована всевозможная информация, интересная этой возрастной группе пользователей. Кроме того, сеть позволяет обмениваться файлами, просматривать фильмы, слушать музыку.

Впрочем, используя возможности Всемирной паутины, не стоит забывать и о живом реальном общении – в интернете восприятие чувств нивелируется, ведь смайлики – весьма бедный арсенал для передачи эмоций. Поэтому любому юноше или девушке крайне необходимо реальное общение с людьми.

Метки: