Не Алтай, так Ипуть. Куда сплавить себя из Гомеля на выходные

Не Алтай, так Ипуть. Куда сплавить себя из Гомеля на выходные

23.07.2020 в 20:38
Юлия Митрахович, "Гомельские ведомости", фото автора и Игоря Голушко

«Это вам не Алтай или Карелия. У белорусских рек самая лёгкая – первая – категория сложности. Но я бы сказал, нулевая», –  успокаивает Игорь Голушко новичков, у которых при виде надувных жилетов в глазах появляется что-то вроде сомнения. В этом году подобный инструктаж организатор сплавов проводит чаще: с закрытием границ белорусы ринулись искать новые виды отдыха на родной природе, и работы у Голушко заметно прибавилось. «Ведомости» узнали, за сколько и в какую речную даль можно сплавиться гомельчанам.

«Покатушки у Голушко»

Инструктор компании «БелрафтТур» Игорь Голушко в туристической лодке около 40 лет. Кандидат в мастера спорта по спортивному туризму, призёр чемпионатов по походам высшей категории сложности. За плечами неспокойные реки Карпат и Кавказа, Алтая и Тянь-Шаня. В первый в жизни поход в Карелию он отправился далёким летом 1982-го. Через год сам повёл людей в качестве гида. 

Бывалый турист-водник вспоминает, что тогда туризм был для многих людей чуть ли не единственной отдушиной. Мир для советского человека был закрыт. Заграница – в лучшем случае курорт Болгарии по путёвке. Походы позволяли путешествовать по великой стране, которая занимала 1/6 суши. Многие места впервые посетили не учёные, а спортивные туристы. Для молодых, энергичных это была возможность проверить свои силы и выплеснуть адреналин, потому что даже экстремальных видов спорта в Советском Союзе было не так уж много. 

Пандемия и закрытие границ на бизнес Игоря Голушко по организации сплавов повлияли достаточно существенно. Работы, говорит он, много, но она не очень прибыльная:

– С финансовой точки зрения я потерял достаточно большие деньги. Полгода практически не работал – реальная работа началась с июля. Предоставляю в аренду плавсредства, организую водные прогулки и походы. Цены остались на уровне прошлого года. 

В связи с  пандемией исчез самый главный вид дохода, на котором зарабатывают практически все организаторы не только активного, но и любого туризма, – корпоративные мероприятия. За счёт большого количества участников они давали нормальный доход. И в силу того, что участников на корпоративах много, заработок заметен и достигается сравнительно меньшими усилиями, чем при организации похода или путешествия. Походы, путешествия, сплавы и экскурсии на фоне корпоративов с финансовой точки зрения второстепенны. Надеюсь, в августе что-то поменяется, – рассказывает Игорь.

Не состоялись сплавы, которые Игорь Голушко планировал проводить за пределами Беларуси: в конце апреля-начале мая собирались на Северный Кавказ, в июле-августе – на Кольский полуостров. Это очень интересные маршруты, связанные с экстремальными сплавами, прогулками по горам и тайге, доступные любому желающему. В программе остались только сплавы по Беларуси. Поток туристов по сравнению с прошлым годом увеличился в 2-3 раза, а количество обращений только за две недели больше, чем за два прошлогодних летних месяца. 

Что почём

Хит сезона у Голушко – водная прогулка на катамаранах или каяках в Гомеле, которая проходит в  районе Мельникового Луга – в акватории протоки Волотова, реки Сож, Обкомовского и Володькиного озёр. Она и наиболее бюджетная. Аренда судна составляет 10–15 рублей на человека. 

Популярны прогулки по реке Ипуть – сплав из Добруша до Гомеля, по Сожу – из Ветки до Гомеля. Бюджет этих мероприятий – 60 рублей на участника. Плюс таких водных путешествий в том, что группа финиширует в черте города, на Обкомовском озере, откуда недалеко добраться до остановки общественного транспорта. 

Есть маршруты более интересные: это водные путешествия по притокам Припяти – рекам Птичь и Уборть. Обойдутся в 90–100 рублей на человека за уикенд (2 дня и 2 ночи). 

Необходимое снаряжение (платки, коврики) напрокат предоставляют организаторы. 

Проблемы сферы

Сегодня флотилия Игоря Голушко – восемь надувных катамаранов, рассчитанных на команду от двух до шести человек, и восемь байдарок. Кстати, большинство людей считают, что катамаран – это железное судно с педалями. Хотя правильно он называется водным велосипедом. В мире туристов-водников катамаран для сплавов – плавсредство, на котором нужно грести. 

– Были планы на развитие – вложить деньги в приобретение недостающего снаряжения, но из-за сложившейся ситуации доход не позволяет это сделать, – делится собеседник. – По этой же причине пригласить кого-то работать по договору подряда на помощь в организации походов тоже нет возможности.  

Говоря о проблемах сферы, Игорь Голушко вспоминает, что в Беларуси действует запрет выхода на воду в период нереста весной. В Гомельской области он действует с 20 марта по 18 мая. Для проведения сплава каждый раз нужно получать индивидуальное разрешение в местном исполкоме. Некоторые из них не идут навстречу. Когда границы были открыты, люди в этот период просто уезжали на реки Украины и России. 

– Пока трудно решаемый вопрос – база для судов у воды. Но для этого нужен серьёзный бизнес с большими оборотами. Всё-таки это узконишевый рынок, – говорит Игорь Голушко. – Думаю, со временем интерес к сплавам и походам будет развиваться, но массовыми они никогда не будут. Большинство людей всё же предпочитают более цивильный отдых, к примеру, в санаториях или на базах отдыха.

В путь с энтузиастами

Среди тех, кого не манит спокойный отдых – гомельчанин Святослав Новиков.

Работает на мебельном предприятии, но как только выдаётся выходной – в дорогу с рюкзаком на плечах. Чтобы собрать таких же любителей активного отдыха, молодой человек создал группу в социальных сетях – походный клуб «Бонифаций». 

– Ходим, ездим на велосипедах, сплавляемся, разве только не летаем, – смеётся Святослав. – Зимой – пешие походы по району и области. Стараемся выбираться туда, где красивая природа и немногочисленные достопримечательности. Весной – сборные пешие и велопрогулки, к тёплому сезону народ подключается к водным путешествиям. По весне выбираем маленькие реки – Терюху, Уть, Узу, Ведрич в Речицком районе. Когда теплеет, перебираемся на средние и большие – участок Беседи выше от границы до Глыбовки, Сож с Днепром. Довольно популярный маршрут – Ипуть. Это одна из немногочисленных чистых рек в Беларуси с довольно удобной логистикой. По весне у нас обычно планы выехать в Россию, к примеру, в сторону Ленобласти, где более стремительные реки. После спокойных белорусских речек там есть чему удивляться: и обширные виды, и сложности в виде порогов и перекатов. Но ситуация этого года поменяла планы. 

В этом году туристы решили расширять границы и «обследовать» всю Беларусь: 

– Где нас только не носило! Уже посетили все регионы: в Гомельском прокатились по Ведричи, в Гродненском – по Щаре, Могилёвском – по Сожу, Минском – по Ислочи, Брестском – по реке Лесной. На этих выходных отдали долг Витебской области и опробовали Лужеснянку. В основном реки в Беларуси безопасные и спокойные, особенно на Полесье, подходят для семейных сплавов, походов с друзьями и не требуют серьёзной подготовки. 

Единственная река, которую туристы-водники называют белорусской шестой, имея в виду классификацию рек по сложности, – Страча в Витебской области.  Экстремалы, которые хотят себя побаловать, но у них не хватает времени и бюджета выехать за границу, отправляются туда. Самая «горная» белорусская река обязана своей опасностью искусственным порогам, которые образуют остатки мельничных сооружений. 

Метки: