Отдых отдыхает? В Беларуси тысячи граждан дожидаются возврата денег, потраченных на бронирование туров

Отдых отдыхает? В Беларуси тысячи граждан дожидаются возврата денег, потраченных на бронирование туров

13.06.2020 в 13:08
"Минск-Новости", фото Сергея Пожоги, БелТА и из Интернета

Светят ли белорусам поездки на иностранные курорты, будут ли путешествия после коронакризиса прежними и какие проблемы есть в развитии внутреннего туризма, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.

Солнце, море, пляж

— Сразу к вопросу, который волнует многих: смогут ли наши соотечественники этим летом отдохнуть на море?

— Основная проблема заключается в том, что все страны неравномерно зашли в коронавирусный кризис и в каждой свои специфические условия. Соответственно, и выходить из этой ситуации все станут по-разному. Спрогнозировать, что будет через месяц, довольно трудно. Но основная тенденция пока такая: крупные государства (Россия, США, Китай, многие члены ЕС) в этой ситуации, скорее всего, не откроют границы для всех желающих, а постараются замкнуться на себе. Имея большую емкость рынка и свой устойчивый поток внутренних туристов, им выгодно направить людей в поездки внутри страны и тем самым оказать поддержку собственной инфраструктуре. Но без курортного отдыха белорусы, хочется верить, не останутся. Мы сможем рассчитывать на те государства, которые находятся между турпотоками, не входят в ЕС: Черногорию, Албанию, Грузию, Турцию, Тунис, Египет. Все они готовы принимать наших туристов. И тут уже каждая из этих стран должна озвучить, кого она возьмет, а кого — нет. Грузия и Турция заявили о желании впустить белорусских туристов с 1 июля. Надеемся, с подобными заявлениями вскоре выступят и другие государства.

— Отдых будет отличаться от привычного?

— Безусловно. Прежде всего он наверняка станет менее комфортным. Это и специальная рассадка в самолетах, и постоянное ношение масок, и многие другие ограничения, которые неизбежны по крайней мере в летнем отдыхе образца 2020 года. В случае открытия границ, когда в отели заедут первые туристы, представители разных стран и эпидемиологических зон, они неизбежно столкнутся друг с другом. И пока непонятно, как люди себя поведут. Показателен пример Франции, где в какой-то момент посетителям разрешили приходить на пляжи при условии соблюдения определенных правил. Французы пришли, но все правила нарушили. В итоге пляжи снова закрыли. Сейчас наблюдается изменение критериев потребления. Люди стали намного больше внимания уделять безопасности поездки. К примеру, лучше, чтобы перевозку осуществляла национальная авиакомпания, в случае форс-мажора тебя точно могли бы вывезти домой и ты не застрял бы за границей. Также не стоит забывать еще об утрате доверия к туристическим компаниям и о тяжелом финансовом положении отрасли. Турбизнес в начале весны столкнулся с полной блокировкой границ и отсутствием логистики. И во всей этой истории пока неясно, кто является банкротом, а кто — нет. Все друг другу должны деньги. Кто-то не хочет их возвращать, кто-то не может. Образовался долговой клубок, который рано или поздно придется распутывать. Только в Беларуси счет граждан, которые дожидаются возврата денег, потраченных на бронирование туров, идет на десятки тысяч. А сколько пострадавших в мировом масштабе? Поэтому однозначно туризм после коронакризиса уже стал другим.

— На цену туров это как-то повлияет?

— Тут многое зависит от местных туроператоров и принимающей стороны. Как они себя чувствуют? Насколько остро им нужны деньги? Готовы ли они работать просто ради движения средств и уходить в минус? От ответов на эти вопросы зависит цена конечного продукта. Инфраструктура туризма не может работать на склад. Это услуга. День прошел, номер остался пустым. Ни 100 долларов, ни 10 за него не выручили, а издержки никуда не делись. Поэтому теоретически отдых в этом сезоне должен подорожать. Поскольку больших объемов, которые закладывались изначально, не будет, а жить объектам за что-то нужно. Но как получится на практике, сказать трудно.

Музей-усадьба Ильи Репина «Здравнёво» в Витебском районе

Пока все дома

— Отдых на море в этом году под вопросом, но поедут ли белорусы по своей Синеокой?

— Мы уже начали активно отдыхать в своей стране. В первую очередь спросом пользуются SPA-комплексы, агроусадьбы, санатории. Набирает обороты активный туризм, тот же сплав на байдарках или прогулки на лошадях. И как раз теперь начинают вскрываться все существующие проблемы. Ирония в том, что вскрываем их мы сами. Что нужно, чтобы белорус остался доволен? Первое (и, наверное, главное) — отдых должен соответствовать нашему кошельку. Сейчас отдыхать в Беларуси недешево. Это проблема всего постсоветского пространства. Причины? Высокая себестоимость. У каждого объекта она своя. Кто-то считает по довольно замысловатой схеме пороги рентабельности, кто-то имеет, условно, две прачечные в гостинице, хотя хватило бы и одной, у кого-то раздут штат, кто-то закредитовался и благоустраивает соседнюю территорию. Естественно, все эти затраты закладываются в стоимость вашего отдыха. С этим надо разбираться. В идеале — построить работу на невысокой маржинальности, но брать объемами. Второй момент: белорус хочет видеть хороший сервис или хотя бы улыбку. Стоит признать, что улыбаемся мы редко, зато искренне. То, что белорусы неуслужливы, миф. Наши аниматоры и сотрудники рецепции в той же Турции ценятся очень высоко. Белорусы дисциплинированны, относятся ко всему серьезно и исполнительно. Но если говорить о сервисе внутри страны, то нам нужно учиться.

Фарный костел в Гродно

— Безвизовый режим в этом плане помогает?

— Безусловно. В том же Бресте или Гродно буквально за год сумели переориентироваться на увеличившийся поток иностранцев, убрали устаревшие и ненужные экскурсии, предложили новые турпродукты, в ресторанах обслуживающий персонал заговорил на польском и литовском языках. Но таких примеров в масштабах страны не так много, как хотелось бы. Нужно заняться более предметным обучением людей в сфере туризма, чтобы они понимали какие-то основы и тонкости и могли применить свои знания на местах с учетом местной специфики. Фактически, говоря о туризме, уместно провести аналогии с промышленной рыбалкой. Есть косяки рыб (читай: туристов), которые движутся особенным путем. При смене погодных условий их передвижение может меняться. То есть нам надо понимать, где эти косяки туристов, какие у них повадки, в каких местах их можно перенаправить, а куда самим придется за ними идти. При этом не стоит забывать про хороший и крепкий инвентарь, чтобы извлекать максимальную прибыль. Туризм — это промысел, который построен как раз на поиске и привлечении граждан, готовых платить за путешествие и сопутствующие услуги. Если эти услуги, конечно, есть. У нас же рядом с Кревским замком по-прежнему нет ни гостиницы, ни магазина, ни нормальной сувенирной лавки, ни кафе. А до кризиса автобусы с прибалтами и поляками приезжали туда ежедневно и туристам просто негде было потратить деньги. Сейчас, когда спрос на внутренний туризм вырос, задача инфраструктуры — удовлетворить этот спрос, наладить качество оказываемых услуг. Простая логика: если белорусу будет интересно и комфортно путешествовать по Беларуси, то будет интересно и комфортно иностранцу.