“На своей коже ощутил, зачем нужна сиеста”. На мотоцикле из Гомеля к самой западной точке Европы. Часть 2

15.03.2020 в 13:35

Мотопутешественник Александр Дежкунов продолжает рассказ о большом вояже из Гомеля в Португалию, к самой западной точке континента мысу Рока. Сегодня – про знаменитые большие порции, экспресс-замену масла и сиесту.

Испания

Знакомство с Испанией началось со Страны Басков, расположенной на севере Испании и граничащей на северо-востоке с Францией. Неудивительно, что этот регион представляет собой автономное сообщество – очень уж сильно он отличается от остальной Испании.

Сразу после границы погода начала ухудшаться, и чем выше я поднимался, пересекая Пиренеи, тем отдаленнее становились воспоминания о солнечной Франции – низко висящие облака, высокая влажность и морось стали спутниками на весь вечер.

В Испании также присутствуют платные автомагистрали, но в отличие от Франции их здесь немного (основная часть сосредоточена в районе Каталонии). Плата с мотоциклов и легковых автомобилей одинаковая. Сразу после границы начинается платная автомагистраль АР-8, по которой я направился в Бильбао. Данная дорога очень “заводная” и одна из самых приятных за весь маршрут в плане вождения. При скорости 110-120 км/ч получаешь истинное удовольствие от постоянных плавных подъемов-спусков и поворотов.

Цены на топливо в Испании чуть ниже французских – в районе 1,3-1,4 евро.

Не меньше удивила столица Страны Басков в плане чистоты и порядка. Как-то совсем не по-испански. Пока ехал по Бильбао к хостелу, глаз прям резало отсутствие двухколесной техники на тротуарах, свойственное многим крупным западноевропейским городам. Все транспортные средства ­- строго на отведенных местах, ровно по разметке. Предположил, что это совпадение, но на вопрос администратору хостела, можно ли оставить мотоцикл на широченном пустынном тротуаре возле здания, получил отрицательный ответ: только на парковочных местах, иначе полиция и все дела. Пришлось минут 15 колесить перед сном по округе, благо место все-таки нашлось, причем бесплатное.

Утро порадовало прекрасной погодой. В планах – добраться к вечеру до Португалии. Никаких мероприятий на день запланировано не было, а чтобы хоть как-то разнообразить маршрут, решено было ехать по живописной горной дороге N-621 мимо природного парка Picosde Europa. Из Бильбао старт на запад вдоль побережья, по автомагистрали А-8 до городка Ункера.

Дальше маршрут уходит влево на ту самую дорогу N-621. Четыре полосы заканчиваются, дальше около 170 км только “двухполоска”, причем около 130 км приходится на горы. Дорогу пустынной на начальном участке никак не назовешь – в парк Picosde Europa направляется достаточно много машин. Некоторые виды действительно неплохи.

Спустя несколько часов отнюдь не быстрого движения спускаюсь с Пиренеев на равнину – и картина местности меняется кардинально. Начинается центральная, настоящая Испания. Пейзажи не балуют зеленью. Возникают ассоциации с пустыней. Температура улетает за плюс 30, июльское солнце находится прямо над головой и жарит нещадно. При таком положении солнца найти тень можно, наверное, только под навесом, будь то АЗС или крытые парковочные места. Автомобилей на дороге совсем немного.

В прямом смысле слова на своей коже ощущаешь причины возникновения сиесты в тех краях. Телефон-навигатор, закрепленный на руле, отключается от перегрева. Об экипировке речи не идет – надеваешь самые легкие летние штаны с майкой, но жарко даже в них. Пересекаемые маленькие населенные пункты выглядят непривычно – примерно с 12 до 16 часов на улице ни души.

Виды вокруг разнообразием не балуют – какие-то засухоустойчивые кусты вдоль дороги да выжженные, но при этом перепаханные поля. Интересно, что там выращивают в таких условиях…

Охладиться по пути можно под кондиционером на заправке. Продающиеся даже на АЗС свиные окорока не дают забыть о том, что вы находитесь в стране хамона.

Ближе к 17 часам жара чуть ослабевает, и я вспоминаю, что неплохо бы перекусить. В одном из населенных пунктов недалеко от границы с Португалией заезжаю в кафе. Меню на испанском, телефонный переводчик при работе “с картинки” справляется не особо. Заказываю почти наугад горячее блюдо, в котором есть что-то мясное. И пока его готовят, меня терзают смутные сомнения, что за 4,5 евро порция, видимо, будет небольшой, нужно заказать что-то еще. Бутербродик с колбасой и сыром, найденный в том же меню, виделся неплохой добавкой.

Подзываю бармена, тыкаю в меню: “Еще давайте вот это”. Бармен, искоса глянув: “Вам упаковать с собой?” Даже не поняв сути предложения, с улыбкой отмахиваюсь: “Конечно же нет”. После того как принесли заказанный “бутербродик”, реально соотнес его размеры со своими силами и с опущенной головой пошел обратно к бармену за упаковкой. Зато не нужно было думать об ужине. Впрочем, как оказалось впоследствии, также и о следующем завтраке.

По мере приближения к океану природа оживает. Появляется нормальная растительность и достаточно густая застройка.

И сразу же начинается Португалия.

Португалия

Страна занимает всю полосу вдоль береговой линии на западе Пиренейского полуострова, “пригодную для жизни”. Несмотря на холмистую местность, вся она усыпана большим количеством домиков, которые не сгруппированы в населенные пункты, а скорее равномерно распределены по всей площади.

Дороги отличные, но почти все они платные. Для мотоциклов по сравнению с авто дисконт не предусмотрен. По субъективным ощущениям общая сумма, заплаченная за проезд по португальским дорогам, оказалась не меньше таковой за французские. Не знаю, с чем это связано, но в пунктах оплаты выяснилась интересная особенность – деньги с карты сразу не снимались и даже не блокировались. Снятие средств за пройденные ранее пункты оплаты дорог происходило как-то непредсказуемо на протяжении, наверное, всей следующей недели. Стоимость бензина – в районе 1,7 евро за литр.

К вечеру приехал в Порту. Весь следующий день предстояло провести в городе, поэтому на вечер никаких планов – спокойное, без спешки заселение в хостел и отдых.

К моменту прибытия в Португалию пробег после предыдущей смены масла в двигателе подходил уже к 6000 км – с учетом наличия свободного времени решено было произвести замену в Порту. Выбор пал на экономичный и сложный путь.

Для начала – купить 3 л мотомасла. Первые посещенные ближайшие АЗС не радовали ценообразованием. Тоскливый взгляд на полки с ценниками 18-20 евро за литр не самого топового Castrol и всплывающий в памяти родной авторынок с прайсом 6-7 евро за литр Agip… Очередная АЗС – и практически подарок в виде того же Castrol за 14 евро.

Следующий этап – найти какой-нибудь центр экспресс-замены масла, чтобы позаимствовать у сотрудников “тазик” для слива и отдать “отработку”. На той же АЗС, где купил масло, спрашиваю у оператора, где здесь неподалеку что-то похожее. Как понял по реакции, специальных “масляных” СТО нет или они редкость. Ну да ладно, давайте просто ближайшую.

Открытость европейцев и готовность их к диалогу и помощи радует. Оператор к процессу поиска СТО подключил еще и заехавшего заправиться водителя, и они вместе минут 10 искали нужное место на карте в телефоне. Точка обнаружена, помощникам – низкий поклон и пара белорусских шоколадок.

Подъезжаю к СТО. У открытых ворот одного из боксов как раз стоит, судя по внешнему виду, мастер. Спрашиваю, можно ли у них сменить масло. В ответ: “Нет, мы не занимаемся мотоциклами”. Поясняю, что он меня не совсем правильно понял, мне нужна только емкость и 2 квадратных метра площади рядом с боксом. По округлившимся глазам мастера вижу, что сказал что-то не то. В ответ – эмоциональная тирада: “Вы что! Вам нужно найти сертифицированную мото-СТО, которая обслуживает вашу марку мотоцикла. По-другому нельзя!” Понимаю, что с ним каши не сваришь, но и не отступать же в самом деле. Где бы раздобыть емкость?

Захожу в маленький частный продуктовый магазинчик. Самая выгодная покупка за всю поездку – 5-литровая пластиковая бутылка с питьевой водой за 1,5 евро. Для сравнения: на всех АЗС стоимость поллитровой бутылки питьевой воды колеблется от 1 до 2 евро и в среднем составляет как раз те самые 1,5. Вода уходит на полив газона, бутылка с помощью ножа превращается в “тазик”. Более-менее тихая улочка неподалеку, 30 минут – и процедура окончена.

Теперь можно отправляться смотреть город.

Если вкратце, Порту понравился. Каскадная застройка на склонах, плитка на фасадах домов, мощеные улицы. Туристов в центре много, но здесь они органично вписываются. Город живет своей жизнью, атмосфера самобытности и естественности располагает. Порту можно смело рекомендовать к посещению.

Уклоны некоторых улиц, даже крупных, по нашим меркам запредельные.

С нарушителями парковки на местах для инвалидов разбираются очень быстро. Эвакуаторщики везде при работе.

Если надоест городская суета, можно выехать на один из пригородных пляжей. На закате океан особенно красив.

На следующий день выдвигаюсь на юг, к главной цели и самой дальней точке путешествия – мысу Рока. По пути встречаются интересные транспортные средства.

И не менее “интересные” по нашим меркам ценники.

От Порту в сторону Лиссабона – идеальная автомагистраль и приятные виды вокруг.

Немного “двухполоски” после съезда с автомагистрали – и я в точке “западнее уже некуда”. Как и любой туристический объект в Европе, мыс ничуть не безлюден. Несмотря на количество людей и туман, мешающий обозрению океана, место довольно атмосферное и монументальное. Высокий обрыв, волны, ветер и заунывное звучание барабана ханг одного из посетителей, органично дополняющее картину…

Немного побродив вдоль обрыва, отмечаю достижение самой западной точки континента кофейком с белорусским печеньем.

Ну вот и все, в принципе и домой можно возвращаться. Но в данном случае “стакан наполовину пуст”, ведь еще только экватор поездки, а значит, впереди не меньше “интересностей”.

Обратная дорога начинается с посещения столицы Португалии. Лиссабон расположен совсем недалеко от мыса Рока, и уже через пару часов, заселившись в хостел и оставив мотоцикл, я осматривал город. Впечатления схожи с таковыми от Порту. Бросаются в глаза художественное мощение тротуаров и перепады высот в городе – даже между соседними параллельными улицами они могут быть очень существенными.

Если столица и кажется чуть менее “душевной”, чем Порту, то незначительно. Оригинальная архитектура, старинные трамвайчики, приятные кафешки с достойной кухней – город располагает к неспешным прогулкам. Скопление туристов – только в самом центре.

В целом Португалия воспринимается как “более дорогая и качественная Испания”. Стоимость питания и проживания – где-то между Испанией и Францией. Очень приятная для посещения страна, если хочется и в океане поплескаться, и погулять по колоритным городам с их атмосферой, историей и интересной архитектурой.

Подъем утром следующего дня, старт в сторону столицы Испании. Едва удаляешься от берега Атлантики на какие-то 50-70 км – начинается привычная для “настоящей” Испании картина. Насколько густо заселена и зелена была прибрежная часть Португалии шириной до 50 км, проходящая вдоль океана, настолько же пустынна остальная территория. В такой “теплой” атмосфере вновь въезжаю в Испанию.

Испания

Да здравствуют периодически встречаемые бесплатные автомагистрали Испании!

Опять невыносимая жара. Без навесов на парковках никуда – только под ними можно нормально себя чувствовать. На поля больно смотреть, такая скудная и неестественного выжженного цвета там растительность.

Но в Мадриде с температурой получше. Да и в плане строгости и порядка по сравнению с Бильбао все гораздо демократичнее – двухколесная техника привычно располагается на тротуарах.

Расписание дня с учетом жары у местного населения достаточно непривычное – часов после 22-23 многие только выходят на улицы, и в это время какое-то неестественное количество людей в городе.

Для прогулки по городу у меня был весь следующий день. В принципе за один день вполне можно посетить основные достопримечательности: центр города, экскурсия по футбольному стадиону “Сантьяго Бернабеу”, посещение рынка.

Зашел в простенького вида кафе отведать валенсийской паэльи. Блюдо – 10 евро, бокал вина – 3 евро, непривычно большие оливки и “сухарики” – бонус. Вроде неплохо, но с рисом, например, в Средней Азии управляются как-то ловчее – плов с бараниной для меня вкуснее.

Мадрид будет особенно интересен тем, кто предпочитает поздние вечерние прогулки и ночные мероприятия. В принципе и для дневных променадов столица вполне подходит, но активная жизнь города начинается после заката.

Пора покидать Мадрид и направляться в сторону побережья. И здесь возникает два варианта маршрута – ехать через Барселону или посетить еще одну небольшую страну, расположенную в Пиренеях. И выбор, как оказалось, несомненно верный, падает на Андорру. Выезд из Мадрида – и опять “пустыня”.

Как же приятно при таких температурах охладиться в кафе на АЗС за чашечкой кофе! Да и цены вполне гуманные.

Довелось испытать и испанские “двухполоски”, дублирующие платные автомагистрали. С учетом малого количества населенных пунктов (после Франции – практически их полное отсутствие) и небольшого трафика ехать практически так же приятно, как и по платным. Разве что скорость чуть ниже и иногда приходиться обгонять.

Только перед самой границей с Андоррой равнина сменяется горами, появляется более-менее зеленая растительность.

О небольшом и довольно привлекательном государстве, расположенном между Испанией и Францией в восточных Пиренеях, – в следующей части путешествия.

Метки:

Обсуждение