Через «нефтяную долину» в зону отчуждения. Новый маршрут выходного дня по Гомельщине

Через «нефтяную долину» в зону отчуждения. Новый маршрут выходного дня по Гомельщине

22.08.2019 в 14:43
Николай Градюшко, Onliner, фото и видео: Максим Тарналицкий

Минуя великолепные дворцы, старинную церковь, нефтяные месторождения и подземную крепость, попадем в посёлок-призрак зоны отчуждения, где время остановилось в 1986-м и куда с недавних пор открыта дорога туристам.

Маршрут длиной 1100 километров (если ехать из Минска) займет минимум два дня, а с посещением зоны отчуждения — все три. На ночлег мы останавливались в главной гостинице Мозыря «Припять», где номер экономкласса на двоих стоит 56 рублей.

Усадьба в Красном Береге

Координаты: 52°57′55.4″, 29°47′3.2″

В деревне Красный Берег (Жлобинский район) можно побывать в полностью восстановленной дворянской усадьбе. Здесь расположен яркий образец памятника архитектуры и садово-паркового искусства конца XIX — начала XX века — бывшее имение Гатовских-Поклевских-Козелл.

Главный усадебный дом был построен в 1890—1893 годах по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств Шретера. Одновременно с возведением дворца рядом с ним был разбит пейзажный парк. Здание представляет собой двухэтажную кирпичную постройку, в облике которой переплелись элементы готики, ренессанса, ампира и модерна. Несмотря на эклектику, усадьба обладает выразительным обликом и яркой индивидуальностью.

Граненые башни с заостренными шпилями, контрфорсы, эркеры — лишенный симметрии фасад напоминает сказочный терем. Красная кирпичная кладка контрастирует с белыми оштукатуренными элементами и зеленой кровлей. В таком же стиле рядом был построен флигель для прислуги.

Усадьба насчитывает 36 комнат, украшенных каминами, потолочной и стеновой лепниной. В оформлении залов представлены различные стили: классический, романский, ренессанс. Одна из комнат выдержана в арабском стиле альгамбра (такой зал — единственный в Беларуси). Все помещения богато обставлены антикварной мебелью и старинными предметами быта.

Превращенные в музей интерьеры впечатляют своей пышностью и передает атмосферу богатой дворянской усадьбы XIX века. Вместе с тем в таких местах возникает, возможно, субъективное ощущение, будто настоящий дух прошлого покинул старое здание. Или спрятался где-то за лакированными полами и яркими люстрами.

Церковь Всех Святых в деревне Пиревичи

Координаты: 52°47′15.5″, 30°19′45.1″

Церковь Всех Святых в деревне Пиревичи Жлобинского района построена в 1903 году. Переступая ее порог, будто оказываешься в дореволюционной эпохе: за более чем сто лет со дня первой службы здесь мало что изменилось.

Архитектура церкви восходит к традициям древнерусского зодчества: парапет из кокошников, закомары, аркатурные фризы — все это выполнено из красного кирпича. Индивидуальный облик фасаду придают также вкрапления декоративной плитки с узорами.

В 1930-е пиревичский храм был закрыт, на какое-то время его приспособили под колхозный склад. Богослужения возобновились во время немецкой оккупации. После войны церковь долго стояла без колокольни. Она была заново отстроена уже в 1990-е, что заметно по кирпичной кладке.

Внутри церковь поражает своей превосходной акустикой и аутентичной атмосферой дореволюционного храма. Стены, плитка на полу, колонны с лепниной, иконостас — все осталось таким же, как в те времена.

— Раньше в церкви собирались сотни людей, а теперь на вечерней службе по 5—6 человек, — вздыхает прихожанка, открывшая нам двери. — Такая красота увядает…

С ремонтом церкви все сложно. Сил немногочисленных прихожан недостаточно, а щедрых меценатов нет. Проблема и в том, что церковь официально является историко-культурной ценностью и даже мелкий ремонт требует проекта и различных согласований.

Когда вы приедете в Пиревичи, храм, скорее всего, будет закрыт. Попробуйте позвонить настоятелю Сергию (его телефон указан при входе). Сам он живет не здесь, но поможет вам связаться с прихожанкой, у которой есть ключи.

Деревянная мельница в Светлогорском районе

Координаты: 52°37′12.1″, 29°32′5.8″

Поначалу мы даже немного разочаровались, когда добрались до очередной точки маршрута. Подумаешь, мельница — что в ней удивительного? Но стоило лишь зайти внутрь… Не знаем, можно ли еще где-то в Беларуси забраться в самое чрево старинного ветряка и изучить принцип работы передаточного механизма. Здесь это возможно. Вращаемый лопастями горизонтальный вал, зубчатое колесо, вертикальный вал, жернова и бункеры для зерна — все перед глазами. Подниматься по деревянной лестнице и перемещаться по доскам на высоте около 15 метров страшновато, но любопытство берет верх.

Мельница на хуторе «Николин остров» является памятником деревянного зодчества XIX века (датируется 1883 годом), относится к типу ветряных мельниц шатрового (голландского) типа с двумя жерновами. Из ее истории известно вот что. В 1924 году мельницу купил в Речице крестьянин Савелий Фоминок и перевез в Жлобинский район. Во времена коллективизации ветряк вместе с жилым домом экспроприировали, их владельца отправили в Соловецкие лагеря, а после возвращения в 1938 году расстреляли. Колхоз же перевез мельницу в деревню Ляды и, снабдив ее электротягой, использовал для помола муки вплоть до 1999 года.

Вернул к жизни старую мельницу фермер из Светлогорского района Владимир Быховцев. Он перевез ее на свою усадьбу «Николин остров», отремонтировал, а в память о Савелии Фоминке установил камень с мемориальной доской.

В ходе ремонта были заменены некоторые конструктивные элементы, что видно по оттенкам дерева, но эти изменения не повлияли на внешний облик мельницы и ее механизмов. Здесь все как в XIX веке! Среди лесной глуши отыскался потрясающий образец живого ветряка.

Помимо мельницы, на хуторе есть старый «кукурузник» Ан-2 и еще какая-то сельхозтехника — что-то вроде музея. При желании можно изучить поближе. Правда, усадьба производит впечатление слегка запущенного места.

Нефтяные станки-качалки в Речицком районе

Координаты: 52°15′19.7″, 30°13′43.2″

Беларусь, увы, не нефтяная держава, тем не менее поиски углеводородов и добыча «черного золота» в стране ведутся уже более полувека. В 1964 году на территории Речицкого района были получены первые промышленные притоки нефти. Наш маршрут пролегает как раз через «нефтяную долину» — проезжая по трассе, нельзя не обратить внимание на специальные станки-качалки. На языке нефтяников такая установка называется «индивидуальный механический привод штангового насоса». В России и других богатых нефтью странах они огромные, а у нас миниатюрные, почти как игрушечные.

Нельзя сказать, что зрелище захватывает дух, но понаблюдать за работой качалок довольно интересно. Тем более если представить, что каждая такая скважина уходит на глубину в несколько тысяч метров.

Пик нефтедобычи в Беларуси пришелся на 1975-й. Тогда получили без малого 8 млн тонн, потом последовал резкий спад. Сейчас мы добываем в районе 1,65 млн тонн ежегодно (в России покупаем около 20 млн тонн нефти в год). Разведанных запасов хватит еще лет на 30, если не найдутся новые месторождения. Пока же по разведанным мировым запасам нефти наша страна находится на 56-м месте, опережая в этом рейтинге Францию, Германию и Испанию.

Подземная крепость Мозырского укрепрайона

Координаты: 52°11′12.9″, 28°51′14.0″

Темные подземные потерны, уходящие на десятки метров, доты с амбразурными узлами, вентиляционные шахты — в лесных дебрях Мозырского района спрятана настоящая подземная крепость. Все это — остатки мощной системы фортификационных укреплений вдоль западных границ СССР, известной сегодня как «Линия Сталина».

Строительство Мозырского укрепрайона началось в 1931 году и закончилось в 1932-м, его протяженность составила 128 километров от городского поселка Копаткевичи до Лельчиц. В случае наступления вражеских войск эти позиции должны были прикрывать Гомель и Калинковичи — важные железнодорожные узлы, через которые поддерживалось сообщение с южными районами СССР.

Уникальность Мозырского укрепрайона заключалась в том, что он состоял из подземных крепостей, так называемых мин, которым нет аналогов в Беларуси. Мина — это огневая группа из нескольких дотов, соединенных подземными ходами. В состав мины могли входить подземные убежища, казармы, силовые станции и другие сооружения жизнеобеспечения.

Расположенная в окрестностях деревни Мышанки огневая группа №232, входящая в наш маршрут, состояла из четырех дотов с пулеметными огневыми точками, наблюдательного пункта с бронеколпаком, казармы и силовой станции. Подземные ходы, связывающие все доты, протянулись в общей сложности более чем на 300 метров. Главной задачей подземной крепости была оборона железнодорожного моста через реку Птичь.

В конце 1930-х годов Мозырский укрепрайон хотели модернизировать, но в связи с переносом границы на запад эти мероприятия не проводились. В 1939—1940-х вооружение и оборудование было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. В том числе по этой причине в августе 1941 года Красная армия не смогла как следует воспользоваться фортификационными сооружениями и оказать серьезное сопротивление немецким войскам.

Заброшенная больница в Мозыре

Координаты: 52°02′41.8″, 29°15′13.9″

Мозырь — один из четырех городов Беларуси, где существует трамвайное движение. Единственная линия протяженностью около 20 километров связывает город с нефтеперерабатывающим заводом (расписание движения можно посмотреть здесь). Будет время — ради интереса прокатитесь. Еще в Мозыре есть мощный мост над Припятью, церковь и костел XVIII века. Не менее интересной достопримечательностью, на наш взгляд, является заброшенное здание в стиле модерн, где раньше размещалась больница.

Некий богач построил этот особняк в 1910 году. Перед Первой мировой войной в здании была открыта уездная больница на 35 коек. В советские времена больница стала областной, к ней пристроили два новых корпуса. С 1979 года в историческом здании на улице Рыжкова лечили детей. Старые стены верой и правдой служили врачам до 2004 года, пока больница не переехала — и вот уже 15 лет здание остается необитаемым.

К сожалению, следы прежней жизни внутри обнаружить уже невозможно. Вся отделка уничтожена, перекрытия демонтированы, что не позволяет попасть на верхние этажи. Зато сохранилась изящная винтовая лестница в левой части здания.

Памятник архитектуры пытались передать в частные руки — ничего путного из затеи пока не вышло. Задача не так легка, как кажется на первый взгляд. Охранный статус не позволяет просто взять и провести ремонт, все работы нужно согласовывать с Минкультом.

Пару лет назад промелькнула новость о том, что здание арестовано за долги по налогам и выставлено на торги. Появился ли у него новый собственник? Не похоже. Внутри и снаружи по-прежнему полное запустение.

Усадьба Горваттов в Наровле

Координаты: 51°48′22.7″, 29°30′4.8″

Живописный берег Припяти, шикарная природа — Наровля могла бы стать южным курортом страны, если бы не авария на Чернобыльской АЭС… Об этом с горечью думаешь, проезжая мимо домов с заколоченными окнами. Еще один повод для печали — бывший дворец Горваттов. Архитектурная жемчужина Наровли, которую не уберегли. Некогда изящное и передовое по меркам своего времени здание превратилось в поистине жалкое зрелище.

Усадьба Горваттов на крутом берегу Припяти появилась во второй половине XIX века. Дворец был выстроен в стиле классицизма, блистал торжественностью фасадов и великолепием убранства. Широкая лестница со стороны двора спускалась к террасе с фонтаном, рядом был разбит большой парк пейзажного типа.

Сегодня попасть внутрь уже нельзя: дворец обнесен глухим забором. Но у нас есть фотографии, сделанные несколько лет назад. Впрочем, на них запечатлена лишь разруха.

Дворец имел классическую планировку с многочисленными помещениями. В декоре выделялись паркетные полы из разных пород деревьев (в каждой комнате был свой рисунок), разноцветные и разнообразные по форме кафельные печи. Все центральное пространство дворца на втором этаже занимал бальный зал, рядом находился «красный» салон с паркетным полом, своим узором напоминающим восточные ковры. Стены «голубого» салона были обиты атласом синего цвета, потолок представлял собой небо с золотыми звездами. Во дворце была обустроена богатая библиотека, окна которой выходили в парк. Одна из комнат использовалась под музей природы.

После 1917 года дворец начал стремительно терять свою красоту. При Советах здесь открыли школу. Во время Второй мировой войны имение серьезно пострадало, были повреждены перекрытия и внешний декор. В ходе последующей реконструкции фасады изменились, утратив былую пышность. Исчез портик с колоннами, балконы, элементы декора. Возможно, здесь и сейчас размещались бы учебные классы интерната, если бы не Чернобыль. После аварии здание опустело. С каждым годом шансов на его возрождение все меньше.

Погонное. Белорусская зона отчуждения

Координаты: 51°36′59.1″, 29°57′45.8″

В прошлом году в белорусскую зону отчуждения начали водить платные экскурсии. Пока здесь нет толп туристов и дурацких граффити, как на украинской стороне, — этим направление и привлекает, в том числе иностранцев.

Проехать за периметр зоны на своей машине не получится. По маршруту вас повезут на транспорте Полесского государственного радиационно-экологического заповедника в сопровождении его сотрудников. Но для начала надо заполнить специальную заявку на сайте заповедника, прислать отсканированные страницы паспорта, затем заявку будут рассматривать 10—15 дней. В день приезда с вами заключат договор и возьмут оплату. Цены и маршруты можно посмотреть здесь.

Что можно увидеть в белорусской зоне? Заброшенные деревни, школы, дома культуры, колхозные конторы, ржавые теплоходы. Все это было брошено в 1986-м. Одно из наиболее интересных мест — деревня Погонное, где до аварии на ЧАЭС проживало более 1000 человек. Деревня была центром совхоза «Победа социализма». На стенах в ДК и конторе здесь все еще висят портреты и советские лозунги, в школе и магазине на полу валяются предметы, давно вышедшие из обихода.

Сегодня заповедник предлагает два маршрута. Оба занимают весь день, это важно учесть при планировании поездки в зону отчуждения.

Обсуждение