Солнце светит вовсю, дорога уже зовет. Накануне нового мотосезона нет лучшего “заряда”, чем перечитать впечатления о прежних поездках. Александр Дежкунов уже не раз рассказывал нам о своих мотоприключениях. И на этот раз речь пойдет о путешествии по Средней Азии, состоявшемся в августе – сентябре прошедшего года.

Хотя значительная часть маршрута и проходила по России, о ней в статье совсем кратко. Маршрут в сторону Казахстана по пути туда: Гомель – Брянск – Елец – Пенза – Самара.



Даже на брендовых АЗС можно еще встретить подобные топливные колонки
С ночлегом тоже никаких проблем – в любом крупном городе жилье на любой вкус и кошелек, начиная с хостелов за 7-8$ и выше в зависимости от пожеланий.

Елец
Экипажи ДПС встречаются крайне редко, контроль за скоростным режимом возложен на камеры фотофиксации. Много фур, приходится часто обгонять. Из “экзотики” для белорусского взгляда – множество встреченных затонированных и заниженных представителей “Приора” и Ко в Самаре, после захода солнца срывающихся со светофоров и привлекающих к себе внимание довольно громким звуковым сопровождением как из динамиков, так и из глушителей. В остальном же российские города весьма похожи друг на друга.
Казахстан
Третий день пути – и первый полноценный погранпереход между Россией и Казахстаном.

Ключевая характеристика всех этапов – неспешно. Все, пора переходить в иной режим жизни, встраиваться в свойственный Востоку ритм. Привыкли все планировать с точностью до минуты? Забудьте. Ожидаете от должностных лиц исключительно молчаливого выполнения своих функций, будь то сотрудник ДПС, паспортного контроля, таможенных служб и т.д.? Перестраивайтесь. В первую очередь перед вами человек, которого сначала вы приветствуете рукопожатием, а уж только затем переходите непосредственно к сути вопроса. Или же к беседе в ключе “Откуда? Беларусь? У меня там жил (служил, работал – нужное подчеркнуть) родственник. Как у вас там? Батька руководит?” и т.д. Если вы на мотоцикле, добавляются стандартные вопросы по технике. Общение, размеренность, отсутствие спешки, человеческий фактор будут впредь окружать вас везде. И не стоит забывать, что вы гость. Человек, к которому в этих странах априори уважительное и доброжелательное отношение. Старайтесь не нарушать местные обычаи – и в полной мере ощутите знаменитое восточное гостеприимство.
Потратив прилично больше запланированного времени, покидаю погранпереход. В будке сразу после выезда можно оформить обязательную внутреннюю страховку на транспортное средство (принимают наличную местную валюту, российские рубли, доллары США и евро).
Отдельного упоминания заслуживают штрафы за нарушения ПДД в Казахстане. Они большие. Очень большие. Поэтому перед поездкой стоит внимательно изучить особенности Правил. И желательно распечатать или скачать на телефон статьи из конкретных законодательных актов. К примеру, раньше за превышение скорости водительское удостоверение изымалось сотрудниками ДПС и возвращалось только после уплаты штрафа через банк, чем, естественно, в своих корыстных целях пользовались представители органов в общении с водителем. Сейчас же удостоверение вправе изымать за определенные виды нарушений, но превышение скорости в их число не входит. Однако по “старой привычке” сотрудники могут начать вводить в заблуждение водителя, рассчитывая на незаконное денежное вознаграждение. Ссылки на статьи законов и знание номера телефона доверия либо вышестоящего руководства в таких случаях очень помогают.
Про превышение скорости упомянул вовсе не случайно. В Казахстане с его протяженными пустынными участками дорог, фурами и зачастую нелогично расставленными знаками ограничения скорости (на трассе ни с того ни с сего может стоять знак “60”, за которым нет знака отмены ограничения, а до очередного перекрестка ехать довольно долго) очень сложно эту самую скорость не нарушать. А в вопросе фиксации нарушений используется самый действенный метод – движущиеся в потоке автомобили ДПС, регистрирующие скорость встречных автомобилей и в случае выявления превышения включающие проблесковые маячки, разворачивающиеся и настигающие нарушителя. Наказание практически неотвратимо. И в такой ситуации с учетом немалого расстояния (от Уральска до Шымкента около 2000 км, путь неблизкий) нужно принять для себя какую-то модель в отношении скоростного режима: или ехать без нарушений, строго соблюдая все знаки (что ну о-о-очень нудно, такой режим выдержать сможет только очень спокойный водитель, плюс планируемое на дорогу время нужно умножать минимум на 1,5), либо в состоянии внутренней гармонии, с располагающей улыбкой и позитивом собирать выписываемые протоколы. С мотоциклом в этом случае проще – при встречном движении невозможно запечатлеть “номер” (с чем впоследствии поспорят кыргызские гаишники), что давало чуть большую расслабленность при соблюдении ПДД.

Уральск

Закат в степи красив

Актобе
Качество асфальтобетонного покрытия дороги постепенно улучшается от местами плохого под Уральском до отличного под Шымкентом. Почти на всем протяжении дорога двухполосная, за исключением четырехполосного участка, начинающегося перед Туркестаном. Казахстан радует автолюбителей низкой стоимостью топлива – что-то около 0,45$ за литр бензина, притом реализуется бензин разных марок. Государственная сеть “КазМунайГаз” приятно удивила современными АЗС с хорошим сервисом.



Чем ближе к Аральску, тем пустыннее местность. И вот уже появляются экзотические для наших краев домашние верблюды.



Бывший морской порт

Когда-то здесь было море
Сам город глубоко периферийный, нет смысла выделять на его посещение больше чем полдня.








Не особо понятно, чем питаются животные
В город с богатой историей заезжаю, чтобы посмотреть мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Недалеко от мавзолея новая мечеть с оригинальной архитектурой – много стекла, соответственно очень светло внутри.












































































