Электробусы, остановка с подогревом в Гомеле и драники: журналист из Донецка поделилась впечатлениями от посещения Беларуси

Электробусы, остановка с подогревом в Гомеле и драники: журналист из Донецка поделилась впечатлениями от посещения Беларуси

20.11.2017 в 16:36
Наталья Осипова, "Комсомольская правда"

В отличие от Украины, белорусы смогли повысить качество жизни без “майданов”.

Исторический центр Минска

Честно говоря, Беларусь до недавнего времени не относилась к тем странам, в которых мне непременно хотелось побывать. И если бы не дочь, устроившая там свою судьбу три года назад, я бы вряд ли поехала. Однако желание обнять кровинку, которая живет и учится в Минске, заставило собраться в путь-дорогу. И всего недели мне хватило, чтобы влюбиться в страну, ее столицу и по возращении в родной Донецк мечтать о следующей поездке, несмотря на то, что путь в Белоруссию теперь и не близок.

Исторический центр Минска

Долгая дорога в Минск

Планируя путешествие в Беларусь, предстояло решить несколько важных вопросов – как добираться через Россию (через Украину мне, как и многим журналистам ДНР, путь заказан), в какую сумму обойдется дорога и какие правила пересечения границы с внутренним или заграничным украинским паспортом?

К счастью дочка подсказала, что с января 2017 года для граждан, которые не имеют в кармане белорусского или российского паспорта изменились правила пересечения белорусско-российской границы (именно в направлении из Белоруссии в Россию). Согласно этим правилам я с паспортом Украины (внутренним или загран) могу въехать с территории России в Беларусь любым видом транспорта – автомобилем, поездом или самолетом. Но вот обратно, как выяснилось, Россия меня впустит только в одном случае – если полечу из Минска самолетом, поскольку только в аэропорту есть международный пункт пропуска. А если возвращаться, например, поездом – то на границе с РФ, как делились другие путешественники на интернет-форумах, просто высадят. Мой звонок в российскую погранслужбу, увы, это подтвердил. Поэтому выбор даты начала поездки «плясал» от обратного – даты возвращения, так как с помощью сайта www.skyscanner.ru удобно поймать день, когда стоимость перелета будет дешевле всего. В октябре самый дешевый перелет Минск-Москва (прямого самолета до Ростова нет) стоил немногим дороже места в плацкартном вагоне – 2700 рублей.

Оставалось выбрать самый оптимальный, как по стоимости, так и по времени в пути, вариант маршрута в Минск из Ростова, который для дончан вот уже три года служит отправной точкой всех междугородних поездок. Кстати, старательно собранные мной в течение этого года контакты автобусных перевозчиков, еще не так давно рекламировавших прямое направление Донецк-Минск, не сработали. На мои звонки отвечали: «Пока не возим». Но нет худа без добра – ведь ехать почти двое суток автобусом – сомнительное удовольствие. Других способов добраться оказалось целых шесть – для наглядности даже пришлось составить табличку. В результате было решено ехать поездом до Москвы (в пути 17 часов), и оттуда в Минск еще одним поездом (в пути 10 часов). Поезд Ростов – Минск, к сожалению, не удобен для дончан временем отправления – 04.30, что означает ночевку на вокзале и 38-ю часами в пути. Билеты на российский железнодорожный транспорт теперь без проблем можно купить в кассах предварительной продажи. Правда, за услуги нужно заплатить примерно 10% от стоимости каждого билета. Дорога «туда» и «обратно» обошлась в сумму около 11 тысяч рублей и оказалась самой затратной частью путешествия. А ведь когда то в прошлой, довоенной, жизни для того, чтобы добраться в Минск из Донецка поездом, нужно было 24 часа времени и 600 гривен денег.

Жилье, мобильная связь, язык

Снять жилье в столице Беларуси не представляет особой сложности. Это может быть квартира посуточно, отель или хостел, только последних, к слову, в Минске – около тридцати. Отели и хостелы удобно бронировать через www.booking.com – предоплата в большинстве случаев не требуется. А квартиры посуточно – через такие специализированные сайты как flatbook.by, gorkvartira.ru, airbnb.ru и другие. Стоимость места в хостеле в общем номере начинается от 300 российских рублей в сутки, номера в отелях от 1600 рублей, квартиры – от 1200 рублей. Номера телефонов арендодателей привязаны к Viber или WhatsApp, так что, находясь в Донецке можно выяснить все интересующие вопросы без дополнительных затрат на связь.

Мобильная связь в стране представлена тремя операторами: «МТС», «Velcom» и «Life:), у каждого из них есть пакеты для туристов, однако дешевыми их не назовешь: стоимость тарифа от «Velcom», который так и называется «Турист», составляет 15 белорусских или 450 российских рублей – в эту сумму входят 2 Гб мобильного интернета и 100 минут на звонки во все сети Беларуси. На неделю пребывания в Минске этих входящих в пакет услуг вполне достаточно. Жители Беларуси общаются между собой на русском языке, однако в транспорте все объявления звучат на белорусском. Тем не менее, для тех, кто знает русский и украинский языки – все абсолютно понятно. Например, объявление о следующей остановке звучит по-белорусски так: «Асцярожна, дзверы зачыняюцца, наступны прыпынак ….». Афиши театров и кино написаны на белорусском языке, но сами фильмы и спектакли идут на русском.

Валюта и цены

Валюта в Беларуси своя – белорусский рубль. Еще недавно все белорусы были «миллионерами»: один миллион белорусских рублей тогда соответствовал примерно 3 тысячам российских. Однако в 2016 году в стране прошла денежная реформа, в ходе которой белорусский рубль был деноминирован в соотношении 1:10 000. То есть один миллион превратился в 100 белорусских рублей. Обменять российские рубли, а также другую валюту на белорусские деньги можно в любом банке, благо в Минске они встречаются буквально на каждом шагу. Паспорт для обменных операций при этом не требуется. Один белорусский рубль соответствует почти 30 российским. Интересно, что с 2016 года, впервые за всю историю белорусского рубля, в связи с деноминацией в обращение были введены монеты. Раньше Беларусь была одной из немногих стран в мире, где в обращении были только банкноты. Сейчас монеты выпускаются достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек, а также 1 и 2 рубля. Причем белорусская копеечка очень напоминает советскую копейку и размер у них одинаковый – 15 мм, а двухрублевая монета имеет сходство с европейской валютой – 2 евро. Ценники в магазинах с непривычки сбивают с толку, ведь поначалу кажется, что все очень дешево – например, хлеб – 60 копеек, яйца- 2 рубля, молоко -1.50. Приходилось мысленно цены умножать на 30, чтобы вернуться в привычную «систему координат». В итоге оказалось, что-то действительно дешевле, чем у нас, в Донецке, а что-то дороже. Цены ниже на молочную продукцию – так пачка масла торговой марки «Брест-Литовск» в пересчете на российские деньги стоит 79 рублей, литр молока «Савушкин продукт» – 45 рублей, сыр «Пошехонский» – 300 рублей за килограмм. Мясо немного дороже – килограмм куриного филе 215 рос. рублей, говяжья мякоть – 380 рос. рублей за килограмм. Значительно дороже чай, например, «Гринфилд», который у нас можно купить за 65-75 рублей – в Минских магазинах стоит 120. Зато килограмм картофеля, которым издавна славится белорусская земля стоит всего 35 копеек или 10 рос. рублей. К слову, в столичных кафе отведать национальные блюдо из картофеля – драники – можно от 3.9 рубля (около 120 рос. рублей) за порцию.

Обувь и одежда – дешевле, чем в донецких магазинах. Например, цены на демисезонные женские полусапожки из натуральной кожи производства белорусской обувной компании Marko начинаются от 45 рублей (1350 рос. рублей). При этом средний уровень зарплат в Минске составляет 1140 белорусских или 34000 российских рублей. Поход в аптеку преподнес сюрприз – лекарства в Беларуси, как выяснилось, продаются только по рецепту врача, за исключением противопростудных и противовирусных. Неприятно удивили цены на экскурсии – полуторачасовой обзорный вояж на автобусе по столице стоит 900 российских рублей. Экскурсия на целый день к ближайшим к Минску достопримечательностям – Несвижскому и Мирскому замкам – 2500 российских рублей. Поэтому с помощью интернета пришлось быть самой себе экскурсоводом. В самом Минске есть что посмотреть – это прекрасный город, с богатой историей, но для того, чтобы охватить все, что хотела, недели оказалось маловато. В обязательную программу входило увидеть Президент-отель – именно здесь подписывались Минские соглашения и регулярно проводятся встречи Контактной группы. Необычное чувство оказаться в месте, знакомом со всех ракурсов по фото. Заодно узнала, что находится рядом, но в кадр никогда не попадает. Например, слева от отеля – здание резиденции Президента Беларуси Александра Лукашенко, справа – городская поликлиника суперсовременного вида и дом с граффити, ассоциирующимся с домашним уютом, а напротив – театр кукол и кинотеатр «Пионер».

Транспорт

В Минске мне понравилась организация работы общественного транспорта. На многих остановках есть электронные табло (подобные я раньше видела в Германии), где указано, через сколько минут приедет нужный тебе маршрут – и он точно в это время и приезжает. Подальше от центра – просто подробное расписание транспорта. И о чудо – все приходит минута в минуту! Еще есть очень удобное офф-лайн приложение для смартфонов – Minsk Guide, которое в режиме реального времени подсказывает, когда подъедет нужный транспорт. Так что стоять ждать на остановке не приходилось. С недавнего времени есть в столице и необычный для нас вид транспорта – электробусы. Как понятно из названия, это автобусы, которые работают на электрических аккумуляторах. Электробусы становятся на подзарядку на конечных остановках – всего 10-15 минут хватает, чтобы совершить следующий рейс.

Они имеют очень привлекательный внешний вид, комфортный салон с яркими светло-зелеными сидениями, что немаловажно для города с небольшим количеством солнечных дней в году, и даже есть место с электрической розеткой – можно на ходу подзарядить гаджет. Стоимость проезда в Минске дороже, чем в ДНР, но дешевле, чем в России.

В электробусах, автобусах и троллейбусах – 55 белорусских копеек (примерно 15 рос. рублей), в маршрутках аж 1.5 рубля (около 45 рос. рублей), в метро – 60 копеек (18 рублей). Оплатить проезд в общественном транспорте можно с помощью с электронных проездных, или одноразовых талонов. Весь транспорт оснащен электронными компостерами и валидаторами — устройствами для проверки электронных проездных. Вообще сложилось впечатление, что в Беларуси много внимания уделяется всему, что связано с транспортом. Например, в центре Гомеля, куда мы выбрались на один день, обнаружили суперсовременную «умную», интерактивную остановку с подогревом сидений, метеостанцией, монитором с информацией по движению общественного транспорта, а также сенсорным экраном, с помощью которого можно узнать, куда и как добираться.

Причем все оборудование работает от солнечных батарей. Как гласила прикрепленная табличка, все это – не заморское чудо, а разработка белорусской компании – «АйТиПроектСтрой».

Что еще впечатлило:

• Впечатлил ночной Минск – в городе подсвечены не только исторические здания в центре, но даже жилые дома на окраинах.

• Чистотой и ухоженностью Минск похож на Донецк. • Город удобен для инвалидов-колясочников. Как в центре города, так и в спальных районах – в магазинах, аптеках, банках, кафе и т.д. предусмотрены пандусы, а с тротуаров устроены съезды. Общественный транспорт также «заточен» под коляски, в том числе и детские. Жилые дома оснащены подъемниками для инвалидных колясок. • На пешеходных переходах – весь транспорт от автомобиля до трамвая останавливается в тот момент, как только пешеход приближается к «зебре». Автомобилисты вежливы – никто никого не пытается обогнать или подрезать, никто никому нервно не сигналит. Очень качественные, широкие – как минимум 4-х полосные дороги, наверное, поэтому не создаются «пробки». • За всю неделю пребывания в Минске я не встретила ни одного человека, занимающегося попрошайничеством. Бездомные люди и животные также не были замечены. • Первый вопрос, который мне задали в Белоруссии, узнав, что я из Донецка – «А правда, что у вас воюет российская армия?». • Люди в Минске (и, наверное, во всей Беларуссии) спокойны и доброжелательны, всегда готовы прийти на помощь. Например, в супермаркете, когда я расплачивалась за продукты, кассир спросила есть ли у меня дисконтная карта. Услышав мой отрицательный ответ, женщина, стоявшая в очереди за мной – протянула мне свою карту.

Метки: