«Симуран» спасает жизни: что заставляет добровольцев в ночь и непогоду отправляться на поиски потерявшихся на Гомельщине людей

«Симуран» спасает жизни: что заставляет добровольцев в ночь и непогоду отправляться на поиски потерявшихся на Гомельщине людей

17.02.2022 в 16:21

Сотни жизней за десять лет спасли добровольцы гомельского поисково-спасательного отряда «Симуран». Только за 2021 год к ним поступило 235 заявок на поиск пропавших, 64 процента людей найдены живыми. Что приводит волонтёров в леса, каково сутками прочёсывать местность и чем им мешают колдуны и гадалки, рассказал руководитель отряда Юрий Березюк. 

– Идея создания «Симурана» принадлежала гомельчанину Виктору Кудрявцеву. Он занимался диггерством и однажды с группой друзей участвовал в поисках пропавшей дочери знакомого, – объяснил Юрий Александрович. – Ребёнка нашли и решили эту работу продолжать. 

Я электрик, раньше увлекался туризмом, спортивным ориентированием. Пять лет назад увидел в соцсетях объявление, что пропал мужчина и требуются добровольцы для поиска. Приехал в указанное место…

Уже четыре года руковожу отрядом, его зарегистрировали как общественное объединение, и мы можем привлекать спонсорскую помощь. Поиск ведём за собственные деньги и на личном энтузиазме. Заявок много, поэтому всё сложнее совмещать с волонтёрством свою основную работу.

В прошлом году члены «Симурана» нашли 151 человека живым, 35 – погибшими, 49 пока в розыске, установили личности троих неизвестных.

Инструктаж добровольцев проводят каждый раз перед началом поисков

Ау! Заблудился в тёмном лесу я…

В 2021-м в Гомеле и области терялись 154 мужчины, 41 женщина, 9 детей до 12 лет, 17 подростков. И это только из поступивших поисковикам заявок. В целом разыскиваемых обычно больше. 

– В период с весны до осени нередко пропадают пожилые мужчины: сборщики лекарственных трав, ягод, грибов, охотники, рыбаки. Сбиваются с пути, не могут двигаться из-за ухудшения здоровья. Пенсионеры часто не берут с собой телефон – боятся потерять,– объяснил Юрий Александрович. – Кроме них, ищем страдающих деменцией, болезнью Альцгеймера: они забывают, как вернуться домой.

В самом начале практики в «Симуране» меня поразило, что еле живые от усталости и обезвоживания дедушки-грибники, которых чудом отыскали в лесу и погрузили на носилки, волновались об одном – как не потерять корзинки с грибами.

50 волонтёров действуют в составе отряда «Симуран» в Гомеле, Жлобине, Мозыре

Даже в городской черте прохожие часто оказывают растерявшемуся старику медвежью услугу – не сообщив в милицию, не вызвав врача, дают деньги или сажают его в такси, надеясь, что доберётся сам. Но люди с деменцией забывают свой адрес, зато до мелочей помнят события 15–20-летней давности. Поэтому могут приехать на старое место жительства или работы. Так «благотворители» затрудняют поиск. Были случаи, когда пропавших в Гомеле находили в Калинковичах, за Речицей, в Хойниках.

Лет пять назад благодаря нашим ориентировкам в Сети удалось вернуть домой пожилую жительницу Сельмаша. Она нашлась спустя полгода в Сочи. Женщина не помнила кто она. Как оказалась у моря – непонятно. Увидев ориентировку, в отряд позвонила медсестра сочинской больницы, где бабушка лежала под другой фамилией. Вообще, репосты в соцсетях играют в нашем деле огромную роль.

По данным поисковиков, сложнее всего искать мужчин, уехавших на заработки. Когда теряются дети – это чаще так называемые бегунки. Иногда причина ухода – конфликты с родителями, страх быть наказанными за плохую оценку. Часть школьников сбивается с пути в сельской местности, сокращая дорогу.

Не хайп, а работа

– Многие крутят пальцем у виска – дескать, бегают дураки бесплатно по лесам ночью и в дождь, – говорит руководитель. – Моральные затраты добровольцев и вправду немалые, долгий поиск выматывает. Заявка поступает сначала мне, обычно в конце дня. Я сообщаю волонтёрам в чате. Выезжаем поздно вечером, ночью. Инфогруппа размещает ориентировку в Сети. Кстати, благодаря инфопоиску находится до 30 процентов людей.

В дороге по телефону выясняем максимум информации о человеке, а на месте поиск направляют координаторы. Перед каждым выходом – инструктаж по технике безопасности. Бывало, с одних поисков сразу уезжали на другие, работали по трое суток. Но когда результат: найден, жив – усилия стоят того.

“Хуже всего – неизвестность. Поэтому ищем до победы, чтобы родные узнали судьбу пропавшего и не мучились от мысли, что где-то ему плохо”, – Юрий Березюк, руководитель ОО ПСО «Симуран»

Методика поиска зависит от обстоятельств – поисковики опрашивают родных пропавшего, чтобы установить его психотип. Тогда легче просчитать, куда он пойдёт и как себя может повести. Если человек заблудился в лесу, осматривают дороги, ЛЭП, зовут по имени. При подозрении на инсульт или проблемы с сердцем у пропавшего прочёсывают территорию.

Большинство людей в поиске помогают разово, их называют добровольцами. Постоянные – волонтёры, таких в Гомельской области работает около 50. Людской ресурс, признаётся руководитель, – самая большая проблема. За 10 лет к отряду присоединился только один родственник пропавшего.

– Массовый отклик идёт, если исчезает ребёнок, – говорит Юрий Березюк. – Несколько месяцев назад два мальчика ушли из микрорайона Хутор. Тогда на поиски бросились 100–150 гомельчан. Оказалось, друзья собрались путешествовать. Пешком добрались до АЗС на черниговском шоссе, где их обнаружили. 

Новые добровольцы всякий раз думают, что будет сплошной адреналин, хайп, приключение: побежали – нашли – спасли – молодцы. На самом деле – рутина, и не всегда результат оказывается положительным. Фактически поиски не прекращаются, даже если человек не обнаружен. Их просто откладывают.


Для справки 

Симуран – добрый персонаж славянской мифологии, крылатый волк или собака. По легенде, помогал отвергнутым богами людям. Его изображение – на логотипе поисково-спасательного отряда оперативного реагирования «Симуран», действующего в Гомеле и области с сентября 2012 года. Сегодня в общественной организации около 50 волонтёров: в Гомеле, Жлобине, Мозыре. Всего в Беларуси работают пять волонтёрских поисковых отрядов. 

К гадалке не ходи!

– Настоящий бич – гадалки, колдуны и прочие шарлатаны. Они вселяют в родственников надежду, называют некие приметы местоположения пропавшего, берут немалые деньги. А результата нет. Поэтому в ориентировках не даём контактов родных, – добавил Юрий Александрович. – Даже проводили эксперимент. Зная, где человек, что с ним, мы сообщали об исчезновении гадалкам. Информация от них была однотипной: «Он в плохом состоянии, без памяти, лежит в сарае, недалеко есть озеро». Или: «Он где-то справа от дороги». Реально ни одна гадалка не помогла. Найти что-либо по таким приметам невозможно… 

Зачастую рано или поздно сами обнаруживаем пропавшего. И тогда даже гадалкины приметы могут совпасть – почти повсюду есть озёра и дороги. 

На весну в области запланированы учения волонтёров: ориентирование на местности, картография, пользование радиосвязью, руководство поиском. Участвовать сможет любой. 

Уважаемые читатели!

Если у вас есть желание и возможность помочь «Симурану», свяжитесь с Юрием Александровичем по телефону: +375 (29) 232-11-11.

Поисковикам необходимы фонари, жилеты, резиновые сапоги, дождевики, мачта с радиостанциями, бензогенератор и многое другое. Требуется помощь в приобретении автомобиля повышенной проходимости «Соболь». Наличие 20 процентов средств от его стоимости даст возможность приобрести машину в лизинг.

Метки:

Обсуждение