Если ты другой: психолог из Гомеля рассказала, кто такие дивергенты

Если ты другой: психолог из Гомеля рассказала, кто такие дивергенты

22.12.2019 в 11:41

Творческий подход и поиск нескольких решений одной задачи. Как научиться думать вширь, подключая воображение и креативность? В интервью «В» психолог Людмила Тутынина рассказала, кто такие дивергенты. 

– В 60-е годы американский психолог Джой Гилфорд разработал концепцию креативности. В её основе – умение подбирать несколько вариантов решения одной проблемы. Этот навык он назвал «дивергентным мышлением». 

– Данный вариант мышления – самый эффективный. Почему именно в 60-е годы эта тема стала набирать силу? Потому что многие уехали в города. В посёлках всё было традиционно, консервативно, понятно, и требовалось воспроизводить один и тот же образ жизни, диктуемый природой. Все знали друг друга с детства. Но, оказавшись в других условиях, людям пришлось за короткое время познакомиться с разными культурами, чужим опытом. Тесное проживание порождало мультикультурность. Уже не было однородного питания, одежды. Представьте: в одну экспедицию отправились японец, финн, русский, итальянец. Как им найти общий язык? Только преодолевая шаблонное национальное мышление, жёсткие установки и так далее. 

Сейчас, путешествуя по всему миру, туристы в меню могут увидеть кухни разных стран. Думая, как накормить, заведения ищут многовариантные решения. Зарождение языка эсперанто, который был бы всем понятен, тоже пример дивергентного мышления. 

Горожанам необходимо обладать им. Всех соседей мы не знаем. А в голове стоит держать тысячу вариантов схем общения, чтобы успешно контактировать. Дивергентное мышление – это соприкосновение с чем-то другим, неизвестным, непонятным.

– У каких людей его нет?

– Если человек всё время наступает на одни и те же грабли, у него отсутствует дивергентное мышление. Постоянно делаем одинаковые ошибки, поскольку думаем и говорим неправильно в отношении какой-то ситуации. Чаще обладают дивергентным мышлением творческие люди, те, кто имеет два-три образования из разных областей. Например, преподаватель стал тренером, экономист переучился в педагога. Проекты многовариантного подхода, которые воплотились в жизнь, – «Ночь музеев», «Квартира-капсула», «Арт-кафе», теарт-тренинг «Пилигрим».

– Такими рождаются или становятся?

– Очень важно развивать дивергентное мышление у детей. На ночь не читайте традиционные сказки, а вместе придумывайте новый сюжет. Какой была бы концовка, если бы колобок путешествовал на мотоцикле? Следующий аналогичный вариант – разыгрывание сюжетов из известных мультфильмов. Ещё полезно рисовать не на маленьком листике бумаги, а на длинных обоях, не сдерживая творческие порывы, а также мелками на асфальте и так далее.

Гуляя на природе, нашли веточку, камни – думайте, где их применить. 

А взрослые, смотря кино, могут ставить себя на места героев и спрашивать, как бы они сами поступили в конкретной ситуации. Или задавайте себе вопросы: «А что было бы, если бы не поступил в вуз, не начал работать дизайнером, не стал руководителем?» 

– Почему нужно развивать такое мышление? 

– Рост предполагает расширение: новое понимание. Например, врач использует не только достижения современной медицины, но и народные методы. Это в своё время сделал доктор психологических наук Георгий Сытин, который изучал заговоры. Он выстроил свою систему, которой доказывал, как звук влияет на организм человека. Время узких специалистов прошло. Оно закончилось тогда, когда появился интернет. 

– Многие зацикливаются на семье и работе. Как выйти из этого круга?

– Когда мы думаем только о работе и семье, появляется негатив. Чаще всего мыслим категориями движения, пространства и состояния – это методика ДПС. Чтобы преодолеть зацикленность, нужно отслеживать, какое было движение, в каком пространстве это случилось, в каком состоянии тогда находился. Люди думают метафорически: «ползу как черепаха», «вторые сутки летаю на метле», «нахожусь в подвешенном состоянии», «меня загнали в угол», «бабочки в животе» и так далее. Мы можем разобраться в ситуации и попытаться её переиграть, изменив один из параметров ДПС. 

Человек с дивергентным мышлением не будет жалеть, а предложит рассмотреть варианты выхода из ситуации. В любом негативе найдёт позитив, свежее решение и от этого получит пользу. Если представляете не захлопнувшуюся за вами дверь, а рядом с ней другую, которую можно открыть, выйдете из потока навязчивых мыслей.  

Приведу ещё пример. Человек хочет пересмотреть свою жизнь. Ему предлагают переехать за границу, заняться рисованием, йогой и так далее. Но он не готов к кардинальным переменам. Сначала он пойдёт в тренажёрный зал, а со временем созреет до большего. Это тоже дивергентный подход.

– Как эффективно принимать решения? 

– Планировать нужно очень тщательно на дальнюю перспективу. Например, представить, где через 10 лет станешь работать, жить и так далее. И должно быть много вариантов путей достижения поставленной цели. Обычно люди спотыкаются через два-три года и не идут дальше. 

Есть решения, которые касаются только нас: жениться или нет, поступать в вуз или в техникум, работать программистом либо преподавателем. Но в социуме мы связаны обязательствами с супругами, детьми, родителями, коллективом. И, делая шаг, который будет судьбоносным и для них, есть смысл учитывать чужое мнение.

Ещё хорошо выбрать своего героя, который наделён положительными качествами, и спросить себя, а как бы он поступил на вашем месте. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Вот простой тест, который был придуман самим отцом понятия «дивергентное мышление» Джоем Гилфордом. За три минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги. Затем подсчитайте, сколько получилось вариантов. Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего; 10-12 – средний уровень; 12-20 – хороший; больше 20 – высокий.

– Какой подход к решению задачи лучше: рискованный или обдуманный? 

– Эффективны два подхода, это зависит от ситуации. В нашей жизни есть место героям и риску. Если долго думать, взвешивать все за и против, то утопающий погибнет. Зрелый человек ведёт себя по-взрослому всегда, ему не нужно приглашение помочь. Но он не будет свою поддержку навязывать. 

– Назовите три привычки современного человека, без которых в наш век не обойтись. 

– Первая – внутреннее движение, а не релаксация, покой. Вторая – саморазвитие. Третья – использование технологий.  

– Сейчас нужно уметь учиться, разучиваться и переучиваться? 

– Уже никто не носит лапти своих прабабушек. В наше время мы шагнули в эру технологий. Личностным ростом начали заниматься недавно. Потому что долгие годы выживали. Человечество только сейчас входит в «золотой век». Уход за собой, саморазвитие должны стать частью жизни, а не источником напряжения.  

– Психологи утверждают: работу нужно менять каждые пять-семь лет.

– Даже переход из одного отдела, филиала в другой даёт возможность получить новые навыки. Для этого люди ездят на конференции, семинары, обмениваются опытом. А если этого нет, то появляется скука. У человека нет радости новых открытий, познаний, преодолений. 

– Успешные бизнесмены в беседе больше слушают, чем говорят. Так, получая новые знания, они трансформируются? 

– Да, это так. Чтобы постигать новое, нужно прилагать много усилий. Например, есть такая информация: изобретатель Никола Тесла изучал санскрит, древние индийские рукописи, чтобы быть успешным в науке. 

– Почему важно управлять эмоциями? 

– Если мы всё время даём эмоциональную реакцию, то активизируем только одну свою часть – «Я эмоциональное». Сгоряча можно что-то сделать, сказать, а потом сожалеть об этом. Будущее за людьми спокойными, уравновешенными. Человек в эмоциях не управляет собой. И в этом проявляется детскость. 

– Нужно ли избавляться от токсичного окружения? 

– В какой рассол огурец положишь, таким рассолом он пропитается. Например, если в коллективе все пьющие, тяжело удержаться. Зачем пребывать в токсичном окружении, если, сам не желая того, вбираешь негатив? Важно разбираться в людях, чтобы выбирать их для общения. Особенно значимые личности оказывают на нас влияние. 

– Чтобы избавиться от невроза, нужно изменить свои привычки? 

– Невроз – болезненная реакция на обыденные вещи. Мы не можем изменить мир, но можем – себя. Перестать плавать в негативной среде – самое простое решение. Но люди терпят. Есть порог чувствительности: ты ещё можешь или уже не можешь. Если не нравится, что работа далеко от дома, тебя не устраивают начальник и коллеги, сколько лет получится терпеть? Когда ребёнок среди одноклассников – изгой, нужно менять класс или школу. 

– Женщине нужно искать для жизни человека или самой стать им?

– В последние годы гендерная тема трансформировалась. Белорусы консервативны. Ещё недавно у нас считалось: брак – единственная форма для жизни. Но практика показывает: женщине, чтобы быть успешной, не обязательно выходить замуж. Она может родить без супруга. Мы не оцениваем эти форматы, но они имеют место быть. Нужно думать, чтобы не кто-то другой устроил вашу жизнь, а как взять ответственность за самого себя. И прийти к тому, что важно развивать собственные способности и таланты. И лучше делать это с детства. Судьба ребёнка в руках его родителей. Именно они дают старт.

– За какими людьми – будущее? 

– За теми, кто пребывает в равновесии и имеет широкие взгляды, мыслит не категориями одного города, страны, а глобально. Пока в мире таких личностей немного. 

Метки: