Обыкновенное чудо: как в семье колясочников из Мозыря родилась дочка

Обыкновенное чудо: как в семье колясочников из Мозыря родилась дочка

04.08.2019 в 11:49
Вероника Уласевич, "Республика", фото Сергея Боровика и из архива героев

В тот долгий вечер 2016 года Анна ждала мужа после работы с особым нетерпением. Во время романтического ужина женщина протянула Евгению небольшую коробочку с подарком к его дню рождения. Супруг спешно распаковал сюрприз и не поверил своим глазам: там лежал тест на беременность с двумя красными полосками. Казалось бы, штатная ситуация в жизни взрослых и любящих друг друга людей, но не все так просто. Для супругов-колясочников такой сюрприз стал двойной порцией счастья.

Счастливая семья

Как всё закрутилось

Красивая жизнерадостная 32-летняя Аня вместе с малышкой Настей встречает нас с фотографом возле подъезда. Девочка привычно становится на подъемник рядом с мамой — ей нравится так кататься. Минута подъема в лифте — и мы уже на втором этаже. Пока заканчивается ремонт в собственной квартире, семейство Шевко живет у мамы супруга.

— На летних каникулах после 9-го класса я поехала к родственникам в Москву. Они как раз делали ремонт, и я вызвалась им помочь с покраской окна. Стала спиной ко двору, оступилась и упала с пятого этажа, — начинает Анна историю о том, как она оказалась в инвалидном кресле. — Я хорошо помню, что на мягкие брезентовые носилки подоспевшей бригады скорой помощи я переползала с земли сама, а потом медики меня подняли — и носилки сдвинулись. Видимо, осколки в позвонке тоже — мне потом поставили диагноз «оскольчатый перелом 12-го грудного позвонка», я больше не могла пошевелить ногами.

Анна ШЕВКО: «Трудно ли быть первопроходцами? Мы об этом не задумывались.Но хотим, чтобы наш опыт стал примером для других. Я знаю немало семей, где один из супругов на коляске, и у них рождаются дети».

Анна признается, что в первое время после травмы было очень трудно. Скорее морально, нежели физически. На два года 15-летняя девушка потеряла всякую связь с внешним миром. На улицу она выбиралась лишь по острой необходимости: перемещаться на огромной коляске, которую выдали в собесе, было практически невозможно, Аню выносил на руках брат. Девушка чувствовала себя обузой для родителей, особенно в те моменты, когда из-под нее убирали судно.

Спустя полгода такого полулежачего положения мама Ани случайно услышала о местном обществе инвалидов-колясочников. Еще полгода девушка общалась с руководителем организации по телефону, пока ее не пригласили на мероприятие объединения. Там Аня увидела, что колясочников много, что все они совершенно разных возрастов и прекрасно научились не замечать свою главную проблему. Они самостоятельно готовят, моются в ванне и садятся на унитаз, регулярно выходят из дома и даже водят машину.

А руководителем объединения оказался Евгений, инвалид-колясочник на семь лет старше Ани. Поначалу он не запал в душу девушке, был робким и немного неуклюжим. Да и полноват, правда, через полгода сильно похудел. Сегодня Аня уже догадалась, что ее будущий муж выстраивал тонкую стратегию завоевания ее сердца. Предложил ей индивидуально позаниматься компьютерной грамотностью. Постепенно молодые люди и сблизились.

— Аня мне понравилась сразу, но поначалу она близко к себе не подпускала. Видимо, ждала принца на белом коне, а у меня тогда не было лошади, только сломанная шея — в 18-летнем возрасте неудачно нырнул, — с ноткой легкой иронии вступает в беседу Евгений. — Со временем «купил» лошадь на колесах и подкатил еще разок. Просто я был настойчивым.

Подошли к делу основательно

После десяти лет брака супруги решили: пора задуматься о ребенке. К делу подошли со всей ответственностью: сдали анализы, прошли необходимые медосмотры, убедились в отсутствии противопоказаний. Уже через полгода Анна узнала, что беременна. 

— До этого мы детально изучили вопрос, как рожают инвалиды в соседних странах. Оказалось, что у соседей по этому поводу предубеждений намного меньше, чем у нас: если нет серьезных сопутствующих заболеваний, спокойно можно рожать. Коляска — это не препятствие к деторождению, — говорит Анна. — Повезло, что незадолго до моей беременности в местной женской консультации построили пандус. Правда, доступное регулируемое гинекологическое кресло почему-то установили на втором этаже. Пришлось помучиться — приходила на прием и перебиралась в это кресло с маминой помощью. Просила тогда, чтобы в больнице сделали хотя бы один доступный для инвалидов туалет. Дело в том, что колясочники в принципе чаще справляют нужду, а если женщина вдобавок еще и беременна…

«Все мамы говорят про схватки, мне тоже хотелось их прочувствовать, да и ребеночка увидеть сразу, а не спустя несколько часов»

Когда Аня впервые пришла к лечащему врачу с новостью о беременности, та отреагировала спокойно. Хотите — рожайте, только под свою ответственность. Детально историю болезни будущей мамы никто не изучал, соответственно, возможные последствия для нее и малыша также не оговаривались.

Перед каждым приходом на прием женщине необходимо было взвеситься. В больнице имелись лишь маленькие весы, и инвалидная коляска на них попросту не помещалась. Доходило до забавного: перед очередным посещением врача девушка договаривалась с заготовительными пунктами, которые располагали объемными весами, и ехала туда взвешиваться.

Спасибо за дочь!

Беременность протекала спокойно, да и мама девочки чувствовала себя прекрасно. Она была уверена в своих физических силах: сама крепкая, до этого занималась спортом. Больше переживали о дальнейшей судьбе малышки, чтобы не подключились социальные службы и не попытались ее отнять у любящих родителей. Супруги приняли решение рожать в РНПЦ «Мать и дитя» — наиболее продвинутом в части организации безбарьерной среды медучреждении страны. Родоразрешение врачи проводили методом кесарева сечения, хотя Аня до последнего отказывалась —хотела родить сама:

— Все мамы говорят про схватки, мне тоже хотелось их прочувствовать, да и ребеночка увидеть сразу, а не спустя несколько часов. Когда малышку принесли, у меня не было слов. Только протянула медсестре телефон для фото, чтобы быстренько отправить Жене. Родилась Настя крохотной — весом 980 граммов.

Первое время супругам было тяжело привыкнуть, что их уже трое. Первый год Анна очень выматывалась, так как кормила девочку грудным молоком, а та требовала пищи через каждые полчаса-час. Муж и жена для безопасности малышки приняли решение, что ребенок будет спать отдельно от родителей. Они сняли один бортик от детской кроватки и вплотную приставили ее к своему спальному месту.

Аня приспособилась к уличным прогулкам с дочкой: чтобы коляска не откатывалась, женщина привязывает ее к своей резинками. Сейчас Насте 2 года и 8 месяцев. С ней уже полегче — может самостоятельно и на горшок сесть, и с игрушками позабавиться. Совсем скоро малышка пойдет в единственный в Мозыре безбарьерный детский сад.

Сейчас Насте 2 года и 8 месяцев. С ней уже полегче — может самостоятельно и на горшок сесть, и с игрушками позабавиться

Активный папа

Основные обязанности по уходу за ребенком легли на плечи мамы. Во-первых, у нее руки крепче и проблем с пеленанием или укачиванием не возникает. Во-вторых, любящий муж и папа занимает ответственный пост — является председателем Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, весь день в делах. А когда добирается до дома, то работа не так сразу отпускает его — он постоянно отвечает на телефонные звонки и работает за компьютером.

Молодые родители делятся своим удачным опытом с другими инвалидами на колясках. В ассоциации разработана целая программа по репродуктивному здоровью колясочников, где в подробностях рассказывается об анатомии человека, половых особенностях мужчин и женщин, самых разных способах зачатия детей в такой ситуации, а также препаратах и приспособлениях для этого. На базе объединения заработал тематический сайт для родителей на колясках.

В этом году Евгений Шевко собирается баллотироваться в депутаты и, возможно, станет первым в стране народным избранником на инвалидной коляске. 

Сейчас с ребенком родителям помогает бесплатная социальная няня, предоставленная не без материнских стараний местным территориальным центром. Постоянно на подхвате бабушки и дедушки. В следующем месяце молодые родители собираются въехать в собственную квартиру, которая строилась по индивидуальному проекту — там окна и розетки расположены ниже обычного уровня, да и этаж первый. Молодая пара признается: они обязательно подумают о братике для Насти, когда обоснуются в новом жилье.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Панкратова, заведующая отделением патологии беременности № 1 РНПЦ «Мать и дитя», акушер-гинеколог высшей квалификационной категории:

— Ежегодно в стране около 4—5 инвалидов-колясочников рожают совершенно здоровых детей и становятся счастливыми родителями. В таких случаях, как правило, патологию развития или травму позвоночника или нижних конечностей имеет один из родителей, чаще всего мать. Все женщины с такими особенностями здоровья рожают в нашем центре — учреждении здравоохранения четвертого уровня оказания медицинской помощи. Так и должно быть, ведь в республиканском центре концентрируются силы наиболее высококвалифицированных специалистов и самые современные технологии. Плюс ко всему в учреждении предусмотрены палаты и родильные залы для полноценного рождения малышей в условиях безбарьерной среды, причем рядом с женщинами могут находиться и супруги.

Как правило, в семьях, где один или оба родителя являются колясочниками, к вопросу планирования беременности подходят ответственно и ребенок всегда долгожданный. В подобных случаях беременность может иметь свои особенности: увеличивается вероятность невынашивания либо рождения недоношенного ребенка. Как правило, это связано с особенностями структуры таза матери-колясочницы. Однако беременность ни в коем случае не становится препятствием для родителей, а скорее наоборот, скрепляет семью и дает новый глоток воздуха. Мы, врачи, стараемся с особой деликатностью подходить к наблюдению пациентов с особенностями, чаще их осматриваем и раньше кладем на наблюдение в стационар — делаем все возможное для успешного родоразрешения. В дальнейшем ответственность по уходу и воспитанию ребенка ложится на плечи родителей. Поверьте, у детей особенных родителей столько же шансов вырасти благополучными, как и у всех остальных.

Уроки оптимизма

По долгу службы мне часто приходится общаться с людьми, которые находятся в неведении из-за спорного медицинского диагноза или которые только-только услышали неприятный для себя врачебный приговор. Один радуется и прыгает до потолка, оттого что неожиданно появившийся за щекой шарик оказался всего лишь воспаленным лимфоузлом, а не злокачественной опухолью. Другой не видит ничего страшного в том, что остался без мизинца на правой руке. А третий падает в обморок при виде хотя бы одной капли собственной крови. Все люди разные, и я учусь у своих героев. Порой смелости и способности переносить мужественно любые удары судьбы, а порой — их самоиронии и жизнелюбию.

Фото: ru.toluna.com

В детстве меня то и дело тянуло на приключения, которые заканчивались в лучшем случае ссадинами, а в худшем — легким сотрясением мозга и резаной раной на лбу. Мама рассказывала, что даже у нее в животике я умудрялась выделывать такие кренделя, что брейкеры, наверное, обзавидовались бы. Накануне моего рождения даже капли сомнения не было у окружающих, что родится мальчик. Но не тут-то было… 

В младенчестве все стало гораздо хуже: в коляске не могла и секунду спокойно просидеть на месте. Мне все было интересно, любопытно и заманчиво. Сами понимаете, с такой любовью к жизни и в дальнейшем было трудно сохранять в целости и сохранности коленки. А однажды, когда стала чуть старше, в азарте игры в догонялки с сестрой я врезалась головой в бетонный угол электрощитовой. Кровь хлынула ручьем. Сестра вся побелела при виде меня. Удивительно, но все как-то обошлось без «скорой». А сантиметровый шрамик до сих пор прячется за кудрями как напоминание о детстве.

Не знаю, к радости или к сожалению, но с возрастом инстинкт самосохранения у меня стал проявляться как-то настойчивее. Вплоть до того, что дух ныне захватывает при простом передвижении в лифте. И это я еще молчу про аттракционы. Максимум, на что сейчас способна, — покататься на надувных детских лебедях, что в парке отдыха плавают в бассейне глубиной в метр. 

Иногда я поражаюсь своим героям, когда они даже после серьезных травм не изменяют своей страсти и продолжают заниматься тем, что по-настоящему любят. Так, недавно общалась с парапланеристом. Начинал он как любитель. Еще тогда, не наловчившись толком правильному управлению паратрайком, повредил палец на руке настолько, что пришлось остаться и вовсе без него. А в прошлом году упал с высоты шестисот метров и чудом выжил, сильно повредив мышцу руки. В операционной руку восстанавливали по кусочкам около двух десятков медиков самых разных профилей. И что вы думаете? Чуть поправившись, через пару месяцев сорвиголова снова садится за трайк…

А еще меня всегда удивляли люди, по воле судьбы столкнувшиеся с онкологией. Казалось бы, самым страшным в наше время диагнозом. Может быть, мне просто везло с героями материалов, но ни один из них не впал в уныние и отчаяние. Мама двух дочек с раком груди третьей стадии продолжала бороться с администрацией района за улучшение жилищных условий для малышек. А 28-летняя девушка со злокачественной опухолью яичника после химиотерапии не комплексовала по поводу внешности, а стала лысой фотомоделью. 

Ярким примером оптимизма запомнится на всю жизнь одно из последних интервью. С обгоревшим мужчиной, которому профессионалы восстанавливали около семидесяти процентов кожи… Его бросила жена, его не узнал родной сын. Но человек верит в себя, хочет спокойно жить дальше и работать. Да, он больше не будет писаным красавцем, как раньше, но чудо в том, что он ничуть не утратил оптимизма. 

Все эти позитивные истории скорее исключения из правил. Но, согласитесь, такие сильные примеры вдохновляют, заряжают бодростью. Я стала ценить жизнь по-настоящему, лишь когда побывала в десятках операционных, когда пообщалась с безнадежно больными людьми, не теряющими при этом присутствия духа. Каждый такой случай уникальный, но истина одна: справиться можно с любой невзгодой, даже самой страшной и безапелляционной.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.