В Гомеле проживают представители более 80 национальностей: журналисты побывали в гостях у армянской семьи

В Гомеле проживают представители более 80 национальностей: журналисты побывали в гостях у армянской семьи

21.12.2017 в 18:11
Ольга Астапенко, "Гомельские ведомости", фото Анны Пащенко

“Гомельские ведомости” продолжают творческий проект “Наш дом – Гомель”. На этот раз журналисты побывали в гостях у армянской семьи Авакян.

В шести известных Сергею Левоновичу поколениях, где он с женой Еленой Зиновьевной – представители шестого, – все до одного армяне с фамилией Авакян. Семейная пара в Гомеле с 1988 года. Оба – физики-ядерщики. Здесь они преподают в университете имени П. О. Сухого и хранят свои устои.

Потомки беженцев

О бережном сохранении памяти рода красноречиво говорит генеалогическое древо, которое кропотливо составлял отец Сергея Левоновича. 

В какой именно год уходят корни этого древа, подсчитать сложно. Но хорошо известен год, который разлучил предков Сергея Левоновича с родной Арменией, – 1915. Дед Сергея Левоновича рассказывал, что во время геноцида, когда американцы увозили армянских детей в штаты, ему с младшим братом, а они остались сиротами, удалось бежать в Россию через Грузию. Так предки Сергея Авакяна и приросли корнями к земле, расположенной намного севернее Армении. 

Потомок беженцев, он, как и его избранница, родился в Северной Осетии во Владикавказе (в советские времена Орджоникидзе) и говорит, что по сравнению с теми, кто исторически всегда жил в Армении, у них в семье используют диалект, который называется «западный» армянский язык. 

Там, во Владикавказе, они поступили в Северо-Осетинский государственный университет на физический факультет. Учились в одной группе. Ещё ближе соединил молодую пару их научный руководитель, ныне покойный Гарий Владимирович Ефимов, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (2000), специалист в области  физики элементарных частиц и атомного ядра. 

– Мы с Еленой делали одну научную работу на двоих. Всегда и везде вместе. Нравились друг другу. Потом симпатия переросла в любовь, – улыбаются супруги, прожившие вместе больше 32 лет. 

Доучиваться поехали в наукоград Дубна – в Объеденённый институт ядерных исследований, где опять же вместе писали дипломную работу. На первом году аспирантуры поженились. Вскоре Елена Зиновьевна ушла в декрет. Но ненадолго. После рождения сына ей пришлось оставить первенца на воспитание бабушке и вернуться в институт. 

Корни проросли в Гомеле

От места в «почтовом ящике» (это закрытая территория, где ведутся секретные военные разработки), которое Сергею Левоновичу предложили после учёбы, он отказался. Предлагали и работу по обслуживанию ядерного реактора на подводной лодке в Североморске. Но в 1988 году Сергей Авакян распределился в Гомель, где ему предстояло мирно и спокойно преподавать в одном из университетов областного центра.

– Я даже не знал, где находится этот город, – улыбается Сергей Левонович. – «А где это, Гомель?» – спрашиваю. И мне показывают на карте: «Вот!»  

По сравнению с такими же вакантными местами в университетах Комсомольска-на-Амуре, Ташкента и других городов Гомель смотрелся куда выигрышнее. 

– Приехал в город, как сейчас помню, 26 января. В сентябре того же года приехала и Елена. На следующий год мы с женой в один день защитили диссертации в Москве, – продолжает Сергей Авакян.

К тому времени сынишке Авакянов было уже три годика. Родители, занятые учёбой, так и не узнали о бессонных ночах. Зато сполна насладились ими, когда уже в Гомеле у них родилась дочь. 

Многоголосье и органная музыка

Армян в Беларуси никогда не было много, но живут они здесь очень давно – их, как талантливых торговцев, в XIV веке пригласил великий князь Казимир заниматься внешнеторговыми связями. Сегодня в Беларуси живёт 8,5 тысячи армян, из них 330 – в Гомеле. 

Общины или диаспоры в нашем городе армяне не создали и многие друг с другом вообще не знакомы. Зато в гостях у армян всегда много людей разных национальностей. Они – люди гостеприимные, с изысканным чувством юмора. 

Авакяны не считают себя религиозными, но христианством как величайшей культурой искренне восхищаются. Ведь Армения – первое государство, принявшее христианство как государственную религию в начале IV века. Почти 95 процентов населения исповедует христианство, большинство христиан принадлежит к Армянской апостольской церкви, являющейся одной из Древневосточных церквей. 

Ярким впечатлением Сергея Левоновича было присутствие на церемонии торжественного освящения храма, который построил в Ростове-на-Дону его дядя:

– Торжество проходило чинно, звучал орган, а в армянских церквях, как у католиков, звучит органная музыка… Многоголосье хора, убранство, золото, дорогие одежды католикоса – первоиерарха Армянской апостольской церкви, культура потрясающая…

Жизненный путь с пелёнок

Дома у Авакянов всё по-простому. В гостиной не один десяток кубков и статуэток из восточных стран, большая библиотека, на кухне – коллекция тарелочек. 

Имена в семье Авакянов дают в честь дедушек и бабушек. Крёстными у армян обязательно становится семейная пара, а не по отдельности. Особое внимание армяне придают и сватовству.

– Перед свадьбой семья жениха едет к невесте, и молодой человек в присутствии родителей дарит кольцо и делает предложение своей избраннице, – рассказывают Авакяны. – Если девушка принимает кольцо, значит, она согласна. 

Сегодня уже изжила себя традиция гулять на свадьбе, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше в Армении гуляли именно так. Всем селом.

Есть ещё одна интересная традиция, которая сохранилась по сей день. Когда ребёнку исполняется годик, родители впускают его в комнату, где разложены разные вещи, и смотрят, что он выберет. Считается, что это и будет его жизненный путь. 

– Помним, сын так нетерпеливо ждал, когда его впустят в комнату, забежал, долго выбирал, а потом взял книжку «Философские проблемы теоретической физики», – смеются супруги.  

Но сын Левон, впрочем, как и дочь Марианна, связали свою жизнь не с физикой, а с компьютерным миром. Работают в Минске и отвечают за разработку и продвижение легенды мирового геймдева – World of Tanks.

По-домашнему

Драму о судьбе Авакянов-старших вряд ли напишешь – всё в их жизни складывается спокойно. В семье все вопросы решаются коллегиально. Приготовлением шашлыка жена не занимается, а вот уху варит. Деньгами распоряжается глава семьи, и он не станет вникать в кухонные дела супруги.

– Нужно жить проще и не выдумывать себе проблем, – говорит Елена Зиновьевна. – Хотя споры по работе – дело другое. 

Авакяны любят собираться всей семьёй на даче, где для каждого гостя найдётся уютный уголок. Готовят долму – голубцы в виноградных листьях, суп хаш – блюдо, схожее с холодцом, только подают его в горячем виде. Пьют тан (напиток, похожий на простоквашу) и готовят шашлык из свинины. Главное блюдо для них – люля-кебаб, а острый перец чили они добавляют во все блюда. Перец – это единственное, что выращивает на даче супружеская пара. 

А ещё они в восторге от осетинских пирогов, русской ухи, узбекского плова и украинского борща.

Смесь культур Авакянов завораживает. Они говорят на русском языке, а при случае – на родном армянском. Они не забывают свои корни и считают вполне естественным то, что у их детей смешанные браки. Они не представляют своей жизни в другом городе, а местные нравы, обычаи, порядки – всё это уже давно стало их родным. 

Как говорят супруги, уезжать из города они не стали сначала из-за политических перипетий – Советский Союз развалился, и в Дубне те, кто с ними учился, жили впроголодь. А рядом с родиной – война в Чечне. 

– Вот и остались, – говорят супруги. – А теперь это трудно объяснить, но корни уже проросли…

Метки: