Статус СОП: помощь семье или наказание?

Статус СОП: помощь семье или наказание?

16.02.2020 в 23:55
Татьяна Ермакова, "Правда Гомель"

Написать материал побудил звонок в редакцию. Молодая гомельчанка, мать двоих несовершеннолетних мальчишек, рассказала случай из своей жизни, заставивший искать ответы на вопросы, о которых раньше и не задумывалась.

У них есть право. На счастливое детство. Фото носит иллюстративный характер

ПОЗВОНИТЬ ИМ, ПОЗВОНИТЬ?

В один из выходных дней Елена вышла погулять на улицу с четырехлетним Сашулей. Пока женщина закрывала ключом дверь, сын выскочил во двор. На улицу вышла буквально через минуту – живчика и след простыл. Перепуганная, она искала его в ближайших дворах, ходила по соседям, расспрашивала прохожих. Безрезультатно. Не смог найти мальчишку и муж. Несколько раз порывалась позвонить в милицию, но родные отговорили: «соповской семьей» признают, потом проблем не оберешься.

К счастью, конец у этой истории счастливый. Через несколько часов ребенок нашелся. Оказывается: он решил поиграть с мамой в прятки и скрывался в соседнем подъезде.  Потом к нему присоединился мальчик постарше, и они развлекались на лестничной площадке девятого этажа, пока их не обнаружила соседка.

А что если бы с малышом что-то случилось и ему требовалась срочная помощь взрослых, а мы тянули время, не вызывая милицию? Этот вопрос не дает покоя Елене.

Еще одна ситуация – домашнее насилие. Женщина терпит издевательства мужа и не обращается за помощью к правоохранительным органам только из-за страха, что детей признают находящимися в социально опасном положении и впоследствии отберут.

СОП – аббревиатура пугающая и малопонятная. Что значит это социально опасное положение, кто туда попадает и так ли просто, как многие считают, получить этот статус?

НЕ ТАК СТРАШЕН СОП

«Мой ребенок: как хочу, так и воспитываю» – такое мнение можно слышать довольно часто. Но при этом многие забывают, что у детей тоже есть права. На жизнь и здоровье, на защиту от насилия и здравоохранение, на образование… На счастливое детство, в конце концов. Так вот цель признания детей находящимися в социально опасном положении – прежде всего выявить семейное неблагополучие, устранить его, защитить права и интересы ребенка, напомнить родителям об их обязанностях.

В области 1725 детей из 755 семей стоят на учете СОП. Это данные на 1 января 2020-го. Год назад цифры были гораздо выше – 3875 и 1952 соответственно. Но это не значит,  что неблагополучия в семьях стало меньше. Причина – в изменении подходов к этой процедуре.

С 1 февраля 2019 года в стране начал действовать новый порядок отнесения детей к категории находящихся в социально опасном положении. Благодаря постановлению Совета Министров № 22 критерии, по которым ставят на учет, стали более конкретизированными и точными, рассказала заместитель начальника отдела воспитательной и социальной работы главного управления образования облисполкома Наталья Маркова. Теперь их всего три.

Родители не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (например, оставляют без еды, препятствуют получению общего базового образования, систематически не выполняют рекомендации медработников). Не обеспечивают надзор за поведением и образом жизни ребенка, вследствие чего тот совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления. И последний (кстати, самый «популярный» у нас) критерий – ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами и жестоко обращаются с ребенком, в связи с чем его жизнь и здоровье подвержены опасности.

Когда родители пьют, дети уходят на второй план

И что важно, каждый из критериев теперь должен быть официально подтвержден. Например, маму или папу привлекли к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – имеется составленный сотрудниками МВД протокол. В доме нет еды? Это подкрепляет составленный в ходе проверки акт. Просто разговоры во внимание не берутся.

Стало меньше субъективизма и поводов для перегиба на местах, так как согласно 22-му постановлению решение о постановке на учет СОП принимается коллегиально. Если раньше это была прерогатива совета профилактики учреждения образования, то теперь этим занимаются районные координационные советы, в состав которых входят представители различных госорганов и организаций. После вступления в силу новых подходов принятые ранее решения о признании детей находящимися в СОП пересмотрели. В результате их число сократилось более чем в два раза.

Одно из важных новшеств – введено понятие социального расследования. Его задача – собрать как можно больше информации о ребенке, условиях его жизни и воспитании.  Для этого комиссия, в которую, в частности, могут входить представители отделов образования, учреждений здравоохранения, МВД, МЧС, общественных объединений, опрашивает соседей, родственников, уточняет сведения о родителях. Без расследования признать ребенка находящимся в СОП невозможно, объясняет заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома Евгений Миткевич. 

Сигналы неблагополучия поступают от разных структур – милиции, медиков, органов соцзащиты, ЖКХ, работников МЧС… Вернемся к вопросу нашей читательницы. Может ли вызов милиции стать причиной постановки на учет? Нет, уверен Евгений Геннадьевич. С большой вероятностью правоохранительные органы сообщат о звонке в отдел образования. Сигнал поступит в школу, садик или социально-педагогический центр. Поинтересуются, почему вызывали милицию, все ли благополучно в семье. Но только по одному подобному поводу находящимся в СОП, конечно же, не признают. 

Что может послужить толчком к началу социального расследования? Родители не работают, злоупотребляют алкоголем, дети не посещают садик, не ходят в школу… К слову, задолженность по оплате коммунальных услуг также способна стать тем маркером, благодаря которому на семью обратят пристальное внимание.

– Разбираемся, по какой причине образовались долги, – объясняет Евгений Миткевич. – Был случай, когда задолженность сформировалась еще до того, как семья вселилась в  квартиру. Недоплачивали родители или бабушки-дедушки. Если новые жильцы платят ежемесячно, то к ним нет вопросов. Другими словами, жизненные ситуации бывают разными, и в каждой разберутся индивидуально. Кстати, если ребенка признали находящимся в социально опасном положении, а родители с этим не согласны, решение можно обжаловать, обратясь в горрайисполкомы, администрации районов в городах, в суд, прокуратуру.

ТАК НЕ БЫВАЕТ НА СВЕТЕ?

СОП – это не приговор. Скорее профилактическая мера, предупреждение, сигнал о том, что в семье есть проблемы, которые нужно срочно решать. Самая распространенная причина, по которой дети оказываются в СОП, – пьянство и нежелание родителей работать.

На Гомельщине 1725 детей признаны находящимися в социально опасно положении

Мамам и папам дают шанс все исправить, подсказывают, как выйти из сложной жизненной ситуации, куда обратиться за помощью. В плане мероприятий все прописано: социальная, материальная, психологическая поддержка.

– Многие не понимают, что такое СОП, – объясняет Евгений Миткевич. – Бывает, противятся постановке на учет, а потом приходит понимание, что так будет лучше. Оказанная на этом этапе помощь способна спасти семью. Если, конечно, есть такое желание.

Раз в квартал координационный совет изучает ситуацию в семье. Уже через три месяца есть шанс, что детей снимут с учета. Некоторых боязнь потерять дочь или сына отрезвляет во всех смыслах: устраиваются на работу, гасят задолженности, отказываются от спиртного… Но есть и те, кому наплевать на собственных детей, они боятся только одного, что тех возьмут на гособеспечение и придется платить за их содержание.

Если жизнь и здоровье детей подвергаются опасности – несовершеннолетних могут изъять из семьи, признать нуждающимися в госзащите. Через шесть месяцев горе-мамы и  папы за ум не взялись – лишают родительских прав. Конечно, восстановить семейную идиллию за полгода чрезвычайно сложно. Поэтому так важно заметить неблагополучие на ранних этапах.

Показателен недавний случай в Жлобинском районе, когда по настоянию комиссии по делам несовершеннолетних в приют были помещены четверо детей (три брата и сестра). Поводом послужило возбуждение в отношении 14-летнего под- ростка уголовного дела. Когда стали беседовать с детьми, выяснилось, что мама не работает и им нечего есть. Отца нет. Ранее они неоднократно признавались находящимися в социально опасном положении, но в связи с «нормализацией положения в семье» решение отменяли. И только после совершения подростком преступления стало понятно, в каком дети на самом деле положении.

Конечно, многое зависит от субъектов профилактики. А еще от людей, которые рядом: соседей, коллег, знакомых. Так важно вовремя прийти на помощь, поддержать, даже просто сказать доброе слово. Не будем равнодушными.

Метки: