Сегодня Шведская Горка не только современный жилой микрорайон, но и археологический памятник со статусом охраняемой государством историко-культурной ценности, пишет городской журнал “Белка”. А что мы знаем об этом месте? Почему у него такое название? И при чём тут, действительно, шведы?
Этот жилой массив был построен на территории, которую местные легенды издавна почему-то связали с жителями далекой Скандинавии. Современные же учёные считают, что ни воинственные норманны, ни солдаты короля Карла XII к названию «Шведская Горка» не имеют никакого отношения. Но и без их участия у этой местности полно загадочных историй и отважных героев…
Курганы и скандинавы
Археология свидетельствует, что предки нынешних шведов и норвежцев в Беларуси отметились с древних времён. Всё дело в том, что в X-XII веках по Западной Двине и Днепру проходил «белорусский вариант» легендарного пути «из варяг в греки». И дружины викингов на своих деревянных кораблях, украшенных резными изображениями драконов и прочих чудовищ, проникали по нему на наши земли. Варяги при этом грабили местное население, захватывая рабов на продажу. А со временем — поставили здесь свои гарнизоны и стали контролировать чрезвычайно выгодную транзитную торговлю. И даже, по мнению некоторых исследователей, основывали свои княжеские династии.
Возле деревни Гнёздово на соседней Смоленщине археологами обнаружено более 800 курганов-захоронений с характерными для норманнов каролингскими мечами, шейными гривнами с амулетами в виде молоточков бога Тора (Тура) и иным оружием и украшениями-оберегами — там похоронена целая армия викингов. Встречаются варяжские вещи и в соседнем с нами могилёвском Поднепровье. А есть ли скандинавские находки в Гомеле? Об этом — чуть позже.
Второй раз шведы заглянули в наши края уже во время Северной войны в начале XVIII века. Однако в самом Гомеле шведских войск не было — к Москве Карл XII первоначально пытался прорваться через Могилёв-Смоленск. Гомель же стал одним из опорных пунктов русских войск.
После победной для армии Петра I битвы со шведами вблизи деревни Лесная в сентябре 1708 года тут стояла конница Александра Меньшикова. По некоторым данным, старообрядцы из Гомеля и Ветки, известные своими неплохими бойцовскими качествами, также сформировали своё ополчение и активно помогали русской армии. Одно из столкновений со шведскими войсками произошло недалеко от Ветки.
Ради борьбы с чужеземцами старообрядцы даже забыли старые обиды на царскую власть, от гонений которой они и бежали на Гомельщину. А Пётр I за помощь в войне со шведами простил староверам их прежние побеги и прочие «прегрешения».
Северная война в Беларуси сопровождалась многочисленными реквизициями, грабежами и насилием в отношении мирных жителей. Возможно, жестокое вторжение иноземцев настолько врезалось в память белорусских крестьян, что они и гораздо более старые могилы со временем стали приписывать шведам. Вероятно, так и произошло с древним городищем под Гомелем, которое дошло до наших дней под названием «Шведская Горка».
С учётом того, что рядом с этим местом находились старообрядческое предместье Гомеля — Спасова слобода, в качестве варианта можно предположить — этот топоним могли принести сюда и старообрядцы-ополченцы, участники борьбы со шведами.
Геродот и людоеды
На самом же деле городище на Шведской Горке гораздо древнее первых варягов, забравшихся в Беларусь на своём пути в византийские «греки». Самые ранние находки датируются тут ещё эпохой нового каменного века — неолита. Любенское же городище (так оно называется в археологических справочниках), появилось на этом месте в середине I тысячелетия до нашей эры. Вероятно, тогда нынешнее Любенское озеро было руслом реки Сож, на берегу которого и разместились первые поселенцы. Реки в то время служили главными и наиболее удобными путями сообщения — ведь проложить дороги в глухих лесных дебрях было непросто.
А ещё водные преграды и их обрывистые берега служили естественной защитой обитателям городищ — время всё-таки было неспокойное. Обычно для укреплённого поселения выбиралось место, где речушка помельче впадала в большую реку — а с третьей стороны мыс перекапывался рвом с земляным валом и частоколом. У Шведской Горки в те времена в Сож впадала речка Мильча (ныне большая часть её упрятана в трубы). И первое городище тут было организовано на мысу между Сожем и Мильчей.
Причём укреплён городок на Шведской Горке был основательно — изучение показало, что в последующем его опоясывали три линии земляных валов и рвов. Прорвав один такой оборонительный рубеж, противник мог быть зажат между двумя валами и уничтожен. Всё это говорит о том, что жизнь наших предков была далека от идиллии.
А кем они были — первые жители городища на Шведской Горке? Учёные определяют их как носителей милоградской археологической культуры (по наименованию Милограда в Речицком районе). Милоградцы одними из первых в нашем регионе стали добывать железо из болотных руд. Видимо, это и позволяло им активно осваивать земли и возводить тогдашние «микрорайоны» — городища (правда, проживало в них тогда не более нескольких десятков человек). Впрочем, носители милоградской культуры параллельно с железными и бронзовыми орудиями продолжали использовать и каменные — например, кремневые серпы.
Первые раскопки на Шведской Горке провели ещё в 1920-х годах заместитель заведующего Гомельского художественно-исторического музея им. Луначарского Иван Ющенко и видный белорусский археолог Константин Поликарпович. А в середине 1970-х годов Шведскую Горку раскапывал преподаватель Гомельского государственного университета Василий Сычев.
На милоградских городищах нашли характерные бронзовые браслеты и керамику. Что касается глиняной посуды, то ее в то время изготавливали вручную практически в каждом милоградском доме. Причем занимались гончарным ремеслом представительницы прекрасного пола, о чём говорят отпечатки женских браслетов на лепных горшках. Кроме того, археологи нашли на Шведской Горке и других городищах множество глиняных пряслиц. Пряслица использовались как грузики при ткачестве, но специалисты предполагают, что часть из них могли применять и в ритуальных целях. Об этом говорят и орнаменты в виде знаков-оберегов на некоторых из пряслиц. Конечно, точно сказать, что это были за магические манипуляции, мы не можем. Колдовство, гадания, заговоры на то, чтобы нить жизни не прервалась?
Обитали же первые жильцы Шведской Горки в условиях, которые современному человеку показались бы мало комфортными. Например, проживали милоградцы в домах-полуземлянках, с деревянной надстройкой, опирающейся на вкопанные в землю столбы. И в таких жилищах почти неизбежно должна была царить повышенная сырость. Почему они выбирали именно такой тип сооружений — учёные гадают до сих пор. Возможно, из соображений «энергосбережения»? Ведь отапливалось такое жилье открытыми очагами, обложенными камнем — печей, как и срубных изб, милоградцы не знали. И можно только представить, какое задымление «по-чёрному» было в их жилищах-полуземлянках.
А вот какой «национальности» были милоградцы — споры ведутся до сих пор. Если верить Геродоту, носители милоградской культуры могли принадлежать к племенам невров или андрофагов. Невров Геродот описывает как колдунов, которые раз в год на несколько дней превращаются в волков. Люди-оборотни? Вероятно, речь шла о том, что волк был у невров тотемным зверем, и раз в году они справляли в его честь праздник с символическим перевоплощением в волчье обличье. Как тут не вспомнить легендарных берсерков — воинов-зверей у викингов, представлявших себя медведями или волками и впадавших в боевой транс? Но обычаи поклонения тому или иному хищнику существовали в воинских культурах разных древних народов.
Куда страшнее слухи передаёт Геродот об андрофагах, которых он помещает тоже в наш регион. Эллины считали их людоедами, а если точнее перевести их греческое название, то «пожирателями мужей».
Было ли это некое племя с пережитками матриархата, где съедали мужчин? А если серьёзно, то археологами действительно обнаружены следы ритуального каннибализма недалеко от Гомеля. Но это — отдельная история…
Сегодня же большинство исследователей считают милоградцев древними балтами. Впрочем, существует мнение, что носители этой культуры могли быть праславянами, а некоторые историки относят милоградцев к ираноязычным скифам-земледельцам. Между прочим, в некоторых открытых источниках утверждается, что на Любенском городище действительно был найдена скифская стрела. Правда, гомельским археологам об этом ничего не известно. Но если такая находка действительно имела место, то всё равно трудно сказать, принадлежал этот наконечник стрелы воину из городища или был выпущен по нему кочевником-скифом. Но точно известно, что воинственные скифы нередко совершали набеги на своих северных соседей-земледельцев, поднимаясь, например, зимой вверх по замерзшим рекам. И в целом на милоградских городищах находили достаточное количество скифских вещей, включая даже знаменитые мечи-акинаки.
Богатырские горки и люди-волки
Через несколько веков милоградцев на берегах Сожа сменили представители других племён, праславянских и славянских. Отметились на Шведской Горке и предки современных гомельчан — радимичи, их керамика лежит в верхних слоях городища. А поодаль от этой площадки радимичи также хоронили в курганах своих умерших.
И именно гомельчане-радимичи всё же могли пообщаться с древними шведами. Но тоже не при самых лучших обстоятельствах. Дело в том что земли радимичей граничили на юге с Киевским княжеством, и, что характерно, примерно там же, где и ныне проходит государственная граница. У современной деревни Мохов Лоевского района в X—XI веках существовало крупное военно-дружинное поселение. Его исследовал известный гомельский археолог, доктор исторических наук Олег Макушников. И по данным раскопок можно сказать, что гарнизон этого «блокпоста» состоял из варягов — то ли наёмников киевского князя, то ли завоевателей, подчинивших своей власти днепровских славян-полян. Под Моховым было выявлено более 600 могильных курганов.
О том, что здесь был лагерь «легионеров» с севера, говорит и факт, что в захоронениях практически нет следов ни радимичской, ни дреговичской местных традиции. Зато множество артефактов дружинной культуры скандинавского либо прибалтийского происхождения.
Скорее всего, с этого плацдарма Киевское княжество и вело свою экспансию на земли радимичей, причём с помощью наёмного варяжского войска.
И, возможно, именно с этого опорного пункта начал поход против радимичей Волчий Хвост, воевода князя Владимира. Из летописи известно, что Волчий Хвост командовал авангардом княжеского войска и, не дожидаясь подхода основных сил, разгромил радимичей в битве на реке Пищани (приток Сожа — прим. ред.) в 984 году.
Кстати говоря, в Гомеле есть и другие топонимы, которые могут быть связаны с древней скандинавской тематикой. Кроме «шведских горок», в Беларуси столь же часто встречаются и курганы-«волотовки», в которых похоронены мифические богатыри-«волоты». А гомельский микрорайон Волотова получил своё название от одноимённой деревни. При этом один из вариантов происхождения слова «волот» тоже может быть связан со Скандинавией. По крайней мере, в «Саге Тридрекса» богатыря-кузнеца по-немецки звали Velent, а по-скандинавски — Volant. Поэтому можно предположить, что слово «волот» как синоним богатыря и вошёл в словарь наших предков после знакомства с рослыми и свирепыми варягами.
Но вернёмся к Шведской Горке. Как минимум с XVI века на этом месте известна деревня Любны. И спустя тысячелетия рядом с ней по-прежнему сохранялись валы бывшего городища, а поодаль — множество курганов. И, судя по всему, этому месту долго приписывали особую сакральность. Так, по свидетельству этнографа Евдокима Романова, ещё в конце XIX века на городище в ночь на Ивана Купала собиралась молодёжь — прыгать через костры. Смысл этого языческого ритуала, по-видимому, был всё тот же — очищение огнём.
Старожил Монастырька Юрий Ковалёв вспоминает:
— Мой отец рассказывал, что до революции возле Любенского озера был небольшой лес, в который они с ребятами ходили за ягодами. Во время гражданской войны, в период смуты, окрестные крестьяне вырубили этот лес. Мы в школе в 1950-х годах бегали на Шведскую Горку на лыжах. Почему она так называлась? Говорили, что до войны учёные раскапывали тут курган, возможно — шведское захоронение. Но, вероятно, название это было очень старое, потому что мой отец его тоже упоминал.
За множество столетий древнее городище не раз распахивалось и подвергалось иному хозяйственному воздействию. Но в 2003 году археологический памятник на Шведской Горке был взят под охрану государством, а его название, в котором звучит старинное предание, дало имя новому микрорайону нашего города.
Шведская Горка, наряду с площадкой за дворцом в парке Луначарского и мысом за спортивным комплексом «Динамо», является одним из уникальных центров, точкой исторического отсчёта — откуда «есть пошёл» наш Гомель.