Городище раннего железного века, народная школа Ирины Паскевич и поглощение областным центром — чем живёт деревня на окраине Гомеля

Городище раннего железного века, народная школа Ирины Паскевич и поглощение областным центром — чем живёт деревня на окраине Гомеля

28.12.2019 в 23:40
Руслан Пролесковский, "Республика", фото: Иван Яриванович

Мужчина на велосипеде, у которого мы спросили дорогу, усмешливо щурится и преподносит нам, неместным, урок: «Какой вы прибор ищете, я не знаю, а если деревня нужна, то это прямо и налево». Справедливо. Заслужили. В деревне Прибор под Гомелем гостям рады. Но ошибочного ударения в названии не спустят никому. Только попробуйте сделать его на второй слог. Бить, конечно, не станут, но в беседе поправят ровно столько раз, сколько ошибетесь. Снисходительности не будет. Не тот случай.

Сегодня деревня насчитывает почти тысячу жителей

История без сказок

Зато и происхождение топонима знают все. Тот случай, когда его история проста и очевидна. Испокон веков деревня находилась возле бора, то есть при нем. Так и повелось — Прибор, не оставив шансов для красивых легенд и преданий. Впрочем, история и без них интересна. 

В письменных источниках деревня фигурирует с XVIII века. Но заселялись эти места значительно раньше. Еще советские археологи, проводя раскопки, обнаружили на берегу реки Уза городище раннего железного века. В разные эпохи Прибор входил в Речицкий повет Минского воеводства ВКЛ и в состав Российской империи. А также принадлежал, пожалуй, самым известным на Гомельщине историческим фигурам. Сперва это был граф Петр Румянцев-Задунайский, а с 1834 года — князь Иван Паскевич. 

Жизнь в Приборе шла в ногу со временем. Уже в середине позапрошлого века здесь были мельница, круподробилка, сукновальня, хлебозапасный магазин и даже почта. Очевидно, служили на ней былинные ямщики. В 1886-м через эти места прошла железная дорога и рядом появилась станция. А в 1905-м открылась народная школа. За свои деньги ее построила княгиня Ирина Паскевич, оставившая в истории региона яркий след множеством добрых дел и благородных поступков.

Больше века назад в этом доме открылась школа

Удивительно, но строение, которому скоро исполнится 115 лет, сохранилось. Библиотекарь Инна Луценко, живущая в Приборе с детства, показывает тот самый дом:

— Я ещё ходила сюда в «нулевку». А уже в следующем году построили новую школу, и наш выпуск спустя десять лет стал первым. 

Бог сберёг

С установлением советской власти Прибор стал центральной усадьбой сельсовета. Появились кузница и лесопилка, был образован колхоз. Но мирная жизнь длилась недолго — началась Великая Отечественная война. От участи сотен уничтоженных белорусских деревень Прибор спасли обстоятельства. Сюда пришли не немцы, а их венгерские союзники. Лютых зверств они не чинили. К населению относились мягче. 

Инна Луценко пересказывает воспоминания матери: 

— Мадьяры остановились в их доме, но выгонять не стали. Позволили жить в закутке у печи. А детей иногда даже подкармливали из своих пайков. Страшно было, когда приезжали эсэсовцы. Тогда все прятались где могли, чтобы не быть угнанными в Германию. 

На станции стоял бронепоезд, который обстреливал соседнюю деревню Галеевку. В ее окрестностях действовал партизанский отряд. 

Беда обошла Прибор и в период освобождения Гомельщины. Серьезного боя за деревню не было. Оккупанты спешно оставили ее и, вопреки обыкновению, не сожгли. Возможно, не успели. Поэтому воинского захоронения в Приборе нет. Стараниями местных жителей установлен памятный знак в честь погибших земляков. 

Для ветерана Сергея Егоровича Прибор стал второй родиной

Один из инициаторов увековечения — Сергей Егорович Агеенко, которому скоро исполнится 94 года. Мальчишкой он пережил оккупацию. В 1944-м попал на фронт, был дважды ранен, дошел до Берлина. После войны продолжил службу и оказался в Приборе — служил в расположенной рядом артиллерийской части. Здесь же встретил супругу:

— Были молодые, ходили на танцы, встретились, подружились, а там и поженились. Дом построили, детей вырастили. Тогда у всех так было. А деревня родной стала: на моих глазах росла. Сейчас ее и не узнать. 

Прибор рос не по годам

Привязанность местных к малой родине отнюдь не показная. Даже после чернобыльской катастрофы приборчане не поддались панике. Из деревни уехало около десятка семей. Остальные остались жить и работать дальше. 

— В восьмидесятые каждый год проводились, как их тогда называли, маевки, — вспоминает Инна Луценко. — Это был такой общий, почти семейный праздник. На одной из полянок в лесу готовили площадку. Собирались все, награждали передовиков и ветеранов, устраивали концерт, для детей — качели, аттракционы, конкурсы. Было шумно и весело. Сейчас точно так же каждый год в июле празднуем День деревни Прибор.

В местный лицей приезжают учиться из разных районов области

Даже в переломные 1990-е поселок продолжал расти. Количество улиц в этот период увеличилось вдвое. Происходило это за счет активной застройки на выделяемых участках. Тогда же появилось уникальное образование — собственный микрорайон Прибор-Западный. Изюминка в том, что административно он относится к Советскому району Гомеля. И, соответственно, западные приборчане считаются горожанами. 

В 2012-м в Приборе побывал тогдашний помощник Президента по Гомельской области Игорь Прокопенко. Он посодействовал в решении ряда насущных на тот момент вопросов, касавшихся ремонта и благоустройства общественных учреждений. Включая местный ДК, сельсовет, магазин. А годом позже на базе средней школы был создан детсад, заполнившийся моментально. Сейчас, чтобы попасть в него, нужно записываться в очередь — совсем как в городе. 

Есть и еще одно нетипичное для сельской местности учреждение образования. Это открытое еще в советское время профтехучилище. Ныне — аграрно-технический лицей, в котором учатся ребята из разных районов области. Привлекает набор ходовых профессий. Здесь обучают слесарей по ремонту автомобилей и сельхозтехники, трактористов, сварщиков. К большинству специальностей прилагается получение водительского удостоверения категории «С».

Секретов нет

Вопреки общей тенденции Прибор отличает положительная демографическая динамика. Сегодня в деревне почти 800 домов — чуть больше, чем в начале года. Проживают в них 906 человек. 

Все объясняется просто. Во-первых, добротная инфраструктура. Все, что нужно для жизни, есть. Прибор уже частично газифицирован, и процесс продолжается. Созданы еще два кооператива — жители нескольких улиц также подключаются к газопроводу. 

Местный фельдшерско-акушерский пункт работает шесть дней. Кроме того, дважды в неделю из городской поликлиники приезжают врачи-терапевты. 

Во-вторых, это близость областного центра при отлично развитом транспортном сообщении. Попасть в Гомель не составляет труда. Есть несколько вариантов, включая автобус, маршрутку и пригородный дизель-поезд. Транспорт ходит по расписанию, что позволяет ко времени добираться до работы и обратно. В-третьих, тот самый бор с его природной красотой и грибными местами. 

— Вы бы видели, сколько летом первым дизелем людей приезжает, — рассказывают местные пенсионерки возле магазина. — Все с корзинками! И машин вдоль дорог целая куча. Все ходят, собирают. 

На вопрос, не возникает ли «грибных войн», местные усмехаются. Говорят, конкуренция им не страшна. Грибов хватит на всех. А самые заповедные места знают только они. 

Председатель Приборского сельского исполкома Ирина Горленко отмечает: 

— Желающие переехать к нам есть постоянно. На сайте Гомельского райисполкома размещена информация о наличии земельных участков. Звонки идут регулярно, люди интересуются. Совсем недавно приезжали, смотрели, приценивались. Сказали, что место понравилось, будут думать. 

Мы всем хорошим людям рады. Перспективы здесь есть. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Обсуждение