В Год малой родины «Ведомости» продолжают публиковать рубрику, в которой читатели вспомнят или узнают наиболее интересные факты о регионе.
Церковь и подземный город в Крупце
В деревне Крупец Добрушского района остались следы обширного поселения староверов, бежавших сюда из Рязани. По словам старожилов, на возвышенности села некогда находилась церковь, здесь же неподалёку жил святой Макарий. По легенде, перед своей кончиной подвижник обошёл село по периметру и сказал, что никакая беда не коснётся этого места. Возможно, слова старца оказались пророческими, ведь после аварии на Чернобыльской АЭС деревня не подверглась радиоактивному загрязнению. Примечательно, что на склоне возвышенности расположен вход в подземный город монахов-старообрядцев, который в своё время был засыпан. До наших дней сохранилась и нетронутая подземная келья, выложенная кирпичом.
Сама деревня известна с начала XVIII века. После первого раздела Речи Посполитой посёлок перешёл во владение графа Румянцева-Задунайского. Вскоре здесь возвели православную деревянную церковь в честь Святой Троицы. По рассказам местных жителей, инициатором строительства храма стал деревенский поселянин Иоанн, который был неизлечимо болен. Окрепнув в вере, мужчина обратился к Богу с просьбой о выздоровлении, пообещав, что построит в своём селе храм. Через полгода Иоанн действительно поправился и решил исполнить данный Господу обет. Собрав нужную сумму, мужчина вместе со своими сыновьями приступил к строительству церкви. Интересно, что возведённый храм сумел пережить и военное лихолетье XX века. Когда немцы уже намеревались сжечь деревенскую церковь, женщины вышли на защиту святыни с вилами, а тогдашний священник упал на колени, умоляя, чтобы солдаты убили его, но оставили храм.
Тайны деревни Медведное
Существует любопытная версия о происхождении названия села Медведное, что в Ельском районе. По легенде в этих краях жили два брата, которые вскоре обзавелись семьями. Один из них обосновался на территории современной Украины – под Овручем. Другой решил «бросить якорь» на лесной поляне в самой глуши и поспешил оповестить родного брата о том, что живёт в чащобе, как в медвежьих ушах. Говорят, отсюда и пошло название деревни.
До середины XIX века хозяевами в Медведном были братья Обуховские, которые отличались жестоким обращением с крепостными. Однажды своенравные помещики решили заполучить плодородные земли, принадлежавшие церкви. Реализовать задуманное помог местный крестьянин, который за кругленькую сумму согласился поджечь храм. Предотвратить трагедию не удалось: приходской священник был вынужден уехать, а новую церковь в селе так и не смогли построить. Впрочем, одного из жестоких братьев-помещиков вскоре постигла печальная участь. В один из дней несколько смельчаков расправились с барином, когда тот объезжал лесные угодья.
Вскоре владельцами Медведного стали помещики Адамовичи, мало чем отличавшиеся от предыдущих. Однако несмотря на жёсткое обращение с крепостными, новые хозяева заложили в селе большой фруктовый сад и даже построили кирпичный завод. По рассказам старожилов, жена барина Адамовича, в отличие от супруга, пользовалась авторитетом среди крестьян. Обладая медицинскими познаниями, она бесплатно лечила жителей деревни, раскрыв им секреты целебных свойств мёда, трав и грибов. Несколько деревенских женщин до глубокой старости помнили советы помещицы и оказывали односельчанам медицинскую помощь, с особым теплом вспоминая свою давнюю благодетельницу.