Гомельский аэроклуб 1930-х годов: здесь выпускали будущих Героев Советского Союза

Гомельский аэроклуб 1930-х годов: здесь выпускали будущих Героев Советского Союза

18.05.2018 в 22:24

После завершения гражданской войны советское правительство наряду с восстановлением народного хозяйства принимало решительные меры по дальнейшему укреплению Вооружённых Сил. Оснащение армии современной техникой и вооружением являлось первостепенной задачей. Однако недостаток бюджетных средств потребовал изыскания негосударственных источников финансирования. Именно тогда прозвучал призыв: «Трудовой народ, строй Воздушный флот!»

Друзья Воздушного флота

Белоруссия была одной из первых республик СССР, которая развернула движение по сбору средств для создания совершенной воздушной техники. «Если местное отделение “Добролёт” соберёт средства на строительство 3-х-4-х аэропланов, то Гомель войдёт в воздушную сеть республики и у нас будет открыта воздушная станция для приёма аэропланов. Это многое обещает Гомелю в деле его хозяйственного и культурного развития», – сообщала газета «Полесская правда» 4 мая 1923 года.

Призыв принять участие в строительстве авиации нашёл горячий отклик среди гомельчан. Уже 2 июня в помещении Центрального рабочего клуба состоялось 1-е организационное собрание Гомельского отделения общества друзей Воздушного флота (ОДВФ). В Гомеле также было организовано губернское отделение ОДВФ, в уездах – уездные отделения. В резолюции общего собрания 3-х районов Гомельской организации   РКП (б) от 6 июня 1923 года говорилось: «Каждый коммунист должен вступить в общество друзей Воздушного флота, приобрести для себя или совместно группой одну акцию “Добролёта”. Выделить лучших коммунистов для обучения лётному делу».

В эти годы были развёрнуты интересные формы общественной и военно-патриотической работы: «Недели помощи Воздушному флоту», «двухнедельник авиации и ОДВФ», коллективные и персональные взаимные вызовы на добровольное внесение средств в фонд авиации, строи-тельство аэродромов и посадочных площадок, организация агитационных полётов, распространение литературы, создание авиационных уголков и секций, модельных и планерных кружков.

Губпросвет призывает 

Многие предприятия, учреждения и население города взяли шефство над авиацией, выделяли средства на её развитие. Широкий размах приняло движение по сбору средств на строительство самолёта «Гомельский пролетарий». Губпрофсовет призвал всех членов профсоюза Гомельской губернии принять участие в этом движении. В призыве губпросвета говорилось: «Гомельский пролетариат должен уяснить себе ту колоссальную роль, которую играет воздушный флот для экономического возрождения нашей трудовой Республики и для её обороны, проявить активное участие и оказать содействие этому чрезвычайно важному делу».

На общем собрании рабочих и служащих лесозавода «Социализм», расположенного в Монастырьке (бывшее старообрядческое поселение в южной части Гомеля, ныне Советский район), постановили: отчислять 1 процент с зарплаты в течение 3-х месяцев на постройку аэроплана «Гомельский пролетарий» и на постройку аэроплана «Красный деревообделочник». Рабочие и служащие железнодорожных мастерских устроили воскресник в помощь Воздушному флоту. На заработанные деньги (25 рублей золотом) были приобретены акции добровольного общества Воздушного флота. Кроме этого, на общем собрании коллектива постановили отчислить 1 процент из июльского заработка и деньги передать в фонд приобретения самолёта «Красный железнодорожник».

В общество друзей Воздушного флота вступил и Гомельский горсовет, обязав всех своих сотрудников вести агитацию в рабоче-крестьянских массах о вступлении в члены ОДВФ. Представители городской власти также постановили собрать средства на самолёт имени Гомельского горсовета.

«На самолёт, пролетарий!»

Газеты того времени пестрели призывами: «Вступайте в Общество Друзей Воздушного Флота!», «Строим Красные самолёты!», «Стройте воздушный флот!», «На самолёт, пролетарий!» и другие. Почти ежедневно печатались сводки «Что поступило для Воздухофлота?» и «вызовы» гомельчан, которые внесли деньги на развитие авиации и предлагали последовать их примеру своих знакомых.

14 мая 1923 года в театре имени Свердлова состоялся вечер, организованный кружковцами–печатниками, на котором были показаны спектакль, концертная программа, спортивные выступления, а собранные средства отданы в пользу Воздушного флота. 24 июня газета «Полесская правда» приглашала: «В здании горсовета, бывшей синагоге (ныне на этом месте здание дорожно-строительного техникума) устраивается грандиозный концерт с участием лучших сил города, затем кино. Играет духовой оркестр. Весь сбор поступает в пользу Воздухофлота».

В кинотеатрах Гомеля демонстрировались фильмы, а средства от проданных билетов часто шли в пользу товарищества «Добролёт». Также для сбора средств Воздухофлоту 30 июня прошли спортивные выступления Гомельской железнодорожной спортивной организации в клубе Луначарского. С 24 июня по 2 июля 1923 года в Гомеле была проведена «неделя Воздухофлота». В день её открытия на аэродроме состоялся парад семи кавалерийских дивизий и всех частей гарнизона. Были организованы фигурные и групповые полёты над городом, скачки, лекции, вечера, концерты, гуляния и лотереи. В печати освещался каждый день «недели Воздухофлота».

Полёт за 800 рублей

«Интерес к воздухофлоту возрастает, – сообщала газета «Полесская правда» от 29 июня 1923 года, – Воздухофлотом «заражена» вся трудовая атмосфера Гомеля. Человек летает и будет летать – это уже не сказка, это становится былью, самой настоящей и реальной». А 30 июля в газете сообщалось: «На аэродром ежедневно являются желающие подняться на самолётах. Стоимость билета для членов ОДВФ – 300 рублей, для остальных – 400. Однако находятся охотники платить больше. Один местный гражданин, весьма заинтересованный полётами, ежедневно является на аэродром, вместо 400 рублей платит 800 за полёт и просит подняться повыше и держаться в воздухе подольше. Вчера его подняли на 3000 метров. Выигрышные билеты на право полёта разыгрываются в большом количестве, особенно среди рабочего населения».

Гомельская губерния по оказанию помощи Воздушному флоту занимала первое место в республике. Однако не всё шло так гладко… На первом пленуме ОДВФ в докладе председателя общества Дубины сообщалось о необходимости оборудования и расширения аэродрома и ангаров, создания метеорологической станции, открытия курсов по подготовке лётчиков и ближайшем открытии воздушной линии Петроград–Гомель–Киев–Одесса. При планировании расширения Гомельского аэродрома необходимо было срезать красивые аллеи князя Паскевича, которые не давали возможности самолёту удачно взлететь и сесть. Случались и несчастные случаи с авиаторами. В катастрофе погибли лётчики Херсонский и Попик. Губисполком постановил выдать семьям погибших лётчиков по годичному окладу. 

Герои аэроклуба

25 января 1931 года IX съезд ВЛКСМ взял шефство над Военно-Воздушным флотом. Лозунг «Комсомолец, на самолёт!» привёл тысячи молодых людей в аэроклубы Осоавиахима. В Гомеле областной аэроклуб был открыт в декабре 1934 года. Размещался он в здании собора Святой Троицы на углу улиц Советской и Крестьянской (ныне на этом месте гостиница «Сож»). Первым начальником аэроклуба стал бывший военный лётчик Мурашкевич, инструктором – Вишневский.

Создание аэроклуба было трудным. Не хватало подготовленных кадров, отсутствовала авиационная техника и учебная литература. Начали с того, что энтузиасты объявили сбор денежных средств среди населения, предприятий и учреждений города. Рабочие, служащие, студенты из своих зарплат и стипендий вносили деньги на приобретение самолётов. К лету 1935 года было собрано 70 тысяч рублей. За эти деньги купили четыре самолёта «У-2». Колхоз «Буда-Кошелёво», обозостроительный комбинат, стекольный завод за свои средства приобрели и подарили аэроклубу ещё три самолёта. В первом наборе было 19 курсантов, которые, отработав на производстве, спешили на занятия в аэроклуб. В декабре 1935 года состоялся первый выпуск – почти все учлёты остались работать инструкторами. Аэроклуб начал готовить пилотов, штурманов, стрелков, радистов, парашютистов, мотористов, планеристов для военно-воздушных сил и по праву считался одним из лучших в стране. Свидетельством высокой оценки напряжённого труда авиаторов стало награждение передовых командиров авиазвеньев и начальников аэроклубов знаками «За активную оборонную работу». Среди них был и начальник Гомельского аэроклуба Хисамутдинов.

Сотни лётчиков, классных парашютистов и стрелков-радистов успели подготовить в Гомельском аэроклубе к началу Великой Отечественной. Десяти лётчикам в годы войны было присвоено звание Героя Советского Союза: Михаилу Борисову, Полине Гельман, Ивану Каленикову, Константину Михаленко, Павлу Можейко, Василию Мухину, Якову Минину, Михаилу Семенцову, Петру Синчукову, а генерал-майор авиации Павел Головачёв удостоен этого звания дважды. Настоящей легендой для молодёжи стала штурман женского полка ночных бомбардировщиков, воспитанница аэроклуба Галина Докутович.  Впечатляющий итог предвоенной работы белорусских аэроклубов – подготовка к 1941 году 65 тысяч лётчиков.

Метки: