Писать об улице, на которой родился и вырос, просто и сложно одновременно. Вроде всё и всех знаешь, многое помнишь, ещё о большем слышал. Садись и пиши. Но всегда есть вероятность скатиться в субъективизм. И тогда рассказ о родном сердцу уголке рискует превратиться в собственное жизнеописание. Выход из такой ситуации один — обратиться за помощью к старожилам, которые помнят, как на карте Гомеля появлялся район частной застройки, ныне известный по улицам Белорусской, Светлогорской, Пинской, Мозырской. Который начинался у 3-й школы, а другим концом упирался в Речицкий проспект (до недавнего времени — одноименное шоссе). И вот тут поджидал не очень радостный сюрприз. Как оказалось, тех, кто сразу после войны начинал заселять городскую окраину, практически не осталось, пишет городской журнал “Белка”. На родном Песочном проезде их вообще нет: самые «древние» лишь на какой-то пяток лет старше меня.
К счастью, на соседней Белорусской улице до сих пор живёт и здравствует Валентина Никифоровна Семёнова, которой в этом году исполнится 83 года. Читателям это мало о чём говорит, но для меня… Это же тётя Валя! Которую знаю столько, сколько помню себя. Для тёти Вали, дружившей с моими родителями, я никогда не стану Александром Вячеславовичем, а был и навсегда останусь «славкиным» Сашкой. Учитывая эти обстоятельства, думаю, читатель простит мне некоторые ремарки, которыми я намерен сопровождать рассказ Валентины Никифоровны.
— До войны мы жили в Мильче. Батька был путевым обходчиком, мама — дежурной по станции, — достала старый фотоальбом тётя Валя. — Незадолго до войны в нашем доме случился пожар. Сгорело всё подчистую, одни головешки остались. Мы переселились жить в будку дежурного по станции. Начали строить новый дом. Сруб сложили, как началась война. Когда немцы подходили к Гомелю, всё местное начальство, в том числе и партийные, в эвакуацию подалось. У нас на улице Островского родственники жили, а у них глава семейства какой-то пост в партии занимал. И они драпанули. А нам предложили в их доме пожить. Не знаю, может, из жалости, а может, чтоб за имуществом приглядывали. Всё равно спасибо. Про оккупацию говорить не буду, столько уже про этих извергов говорено, вспоминать не хочется.
Зато когда пришли наши, радость была великая. Но для меня недолгая. Как-то подобрала на улице блестящую железяку, в руках повертела, тряхнула, а она как бабахнет. Мне живот осколками посекло и кисть левую разворотило. Лечили в госпитале, что в Новобелице. Тамошние врачи выходили меня и руку сохранили. Правда, вместо левой кисти культя осталась. Но и на том спасибо. Взорвалась бы при немцах, никто бы лечить не стал.
Вскоре в город вернулись эвакуированные родственники. Поблагодарили за то, что хату им сберегли, и сказали выметаться. А куда? Тот дом, что до войны в Мильче строили, немцы по брёвнышку разобрали для каких-то своих нужд. Возвращаться назад в станционную будку? И тут мама узнала, что на пустыре за 3-й школой государство участки под строительство раздаёт. Но не всем желающим, а только тем, кто воевал, или семьям погибших солдат. А отец-то наш с войны не вернулся. Да и я считалась инвалидом её, проклятой. Вот нам пять соток и выделили…
— Когда мы первый раз пришли посмотреть на выделенный нам участок, тут было всего два строения. Из каких-то полусгнивших досок и подгоревших брёвен сколоченная времянка твоих деда и бабы и недостроенный дом, где жили цыгане. Мы даже сначала не поняли, что это дом: стены есть, а крыши нет. Дядя Мартын и не торопился её ставить, собрал обыкновенный цыганский шатёр, и на этом всё. Еду его жена, тётя Серафима, готовила на костре во дворе. Каждый год, как только становилось тепло, наша улица напоминала цыганский табор. Цыгане на телегах и кибитках съезжались к дяде Мартыну со всего города и с ним во главе отправлялись кочевать. Правда, когда советская власть это запретила, выезды прекратились…
Я тоже помню дядю Мартына. Не знаю, был ли он цыганским бароном, но что авторитетом пользовался беспрекословным — это точно. К нему частенько наведывались «не наши» цыгане решать спорные вопросы. Фигурой дядя Мартын был очень колоритной. Я даже подозреваю, что образ знаменитого Будулая с него списан. Такая же густая серебристо-смоляная борода, шляпа на голове в любое время года и неизменный широченный кожаный пояс под жилеткой. Он тоже воевал, только не в разведке, как киношный герой, а в партизанском отряде.
В День Победы нашу улицу, как и прилегающие к ней, буквально заливал блеск от сверкавших на солнце медалей и орденов. Они были почти у каждого, даже женщин. Тогда особого значения этому не придавали, ведь после окончания войны прошло чуть больше двадцати лет.
И только спустя много лет разговор с тётей Валей открыл глаза на очевидное: мне повезло родиться, жить и воспитываться среди самых настоящих героев. Которые никогда не выпячивали своё славное прошлое, которые в обычные дни могли быть тихими и скандальными, угрюмыми и балагурами, больными и даже запойными. Зато ежегодно 9 мая они становились солдатами, партизанами, подпольщиками. Теми рядовыми патриотами, о подвигах которых мы, пионеры и октябрята, читали в книжках.
— Для строительства дома государство нам выделило помощь, которой хватило на то, чтобы построить временный домишко, который скорее напоминал баню. Радовались и этому, жить-то где-то надо было, хороший дом ведь в одночасье не построишь.
Между прочим, все дома на наших улицах строились по единому плану. Бывало, в гости к кому приходишь и уже знаешь, где спальня, где кухня, а где зал. Со стройматериалами было туго, доставали их кто где мог. В основном на «толкучке», где потом вырос завод торгового оборудования. Туда регулярно по выходным приезжал на подводе какой-то ушлый деревенский мужичок. У него и покупали кто доски, кто тёс, кто брёвна. Потихоньку улицы застраивались, у них появлялись названия. Белорусской наша стала не сразу, поначалу была имени Булганина. А ещё раньше Песковатой. Потому что земли здесь — только на штык лопаты. Дальше сплошной песок. А ваш проезд именовался 1-м Песковатым…
Сегодня уже никто с уверенностью не скажет, почему на Песочном проезде дома строились только по одной стороне. В любом случае, такая планировка не пошла ему на пользу. Помню, бабушка частенько ворчала на то, что жители соседней Белорусской улицы имеют два входа. «Парадный» у них был на своей улице, а «чёрный», через небольшие калитки или просто дырки в заборе, на Песочном проезде. Городские власти тоже не баловали его вниманием: весной и осенью здесь такая грязь стояла, что двигаться можно было исключительно вдоль заборов. Да и то с трудом.
Пару лет назад проезд, как и все ближайшие улицы, наконец заасфальтировали. Грязи стало меньше, зато машин в разы больше. Как с горечью заметила тётя Валя, в 60-е годы хозяевами этих улиц были дети, а теперь — автомобили.
— Конечно, на первых порах жизнь в нашем районе была не сахар. Ближайших магазинов всего два, один — «цыганский» на Октябрьском проезде, другой — гастроном у кинотеатра «Октябрь». С одной стороны, там, где сейчас Хмельницкого, текла в сторону Сожа канава, в которую все сбрасывали мусор. С другой стороны было поле, оттуда постоянно дул ветер, поднимавший тучи пыли. В начале 60-х здесь хрущёвки строить начали. Тогда же впервые заговорили о том, что наши дома будут сносить. Сколько мне было? Лет 25? Скоро 85 исполнится, а нас всё сносят.
Но, может, это и к лучшему. По молодости мы, конечно, хотели в квартиры переехать. Не надо дров и брикет на зиму заготавливать, воду из колонки таскать, керосин покупать. Но сейчас думаю, что если бы это случилось, нечего было бы вспоминать. Ведь как дружно и весело мы жили! И работали, и отдыхали вместе.
Когда ваш старый дом сгорел, новый всем миром твоему деду строить помогали. И так каждому, кто здесь участок получал. Вспомни: вы ж, малые, в любой двор могли зайти и воды попить. Ищешь вас, бывало, к обеду, зайдёшь к дядьке Мартыну — а вы там все, человек десять, вповалку на полу спите. Хата у них большая была. И тётка Серафима успокаивала: не волнуйся, мол, всех накормила. Набегались, пусть поспят.
А танцы какие мы на улице устраивали под аккордеон! Благо кавалеров хватало. Там, где сейчас проспект Октября, напротив моторемзавода, школа механизаторов была. Парни учились взрослые, самостоятельные, армию прошедшие. Вот и ходили к нам эти комбайнёры и трактористы, невест присматривали. А мы женихов. Бывало, разоденемся во всё новое, причёски сделаем, а с кавалерами босиком танцуем, туфель жалеем. Но ребят это не смущало, они сами в основном в кирзовых сапогах с отворотами ходили. На таких танцах я Володю своего встретила, с которым полжизни прожила.
Но больше всего запомнились празднования Дня Победы. Тогда столы прямо на улицах выставляли, каждый выносил всё, что из съестного припрятано было. И гуляли допоздна все вместе, русские и евреи, цыгане и белорусы, поляки и украинцы. Никто никого ни по национальности, ни по доходу не делил. Все как одна семья жили. Разве ж в этих бетонных коробках такое возможно? Да и на улице тоже… Время такое, нынче каждый стал сам по себе.
Ох, правы вы, тётя Валя, сто раз правы. Помнится, в былые годы поздней осенью и ранней весной вся улица через соседские огороды просматривалась чуть не до самой КЭЧ, что на месте нынешних «офицерских» домов на Чкалова была. Теперь из-за каменных заборов соседского двора не разглядишь. Да и живут в этих дворах по большей части те, кто слыхом не слыхивал ни про Песковатый проезд, ни про «речку-вонючку», ни про еврея Зяму — мастера по забою и разделке свиней. Для них уже не существует понятия «поехать в город». Именно так до сих пор говорят коренные жители этого района, поскольку долгое время к городским они себя, несмотря на прописку, не относили. Да и какие ж мы были городские, если чуть не в каждом дворе кудахтали куры, орали во всё горло петухи, мычали коровы, хрюкали и визжали поросята.
Ничего этого уже нет. Да и сами улицы на когда-то забытой Богом окраине давно превратились в воспетые Юрием Антоновым улочки, чудом сохранившиеся практически в центре большого города. Так в душе каждого, кто здесь родился и жил, на всю оставшуюся жизнь со всеми её бедами и радостями сохранилась нежность и любовь к этому патриархальному уголку малой родины.