Многие учёные и исследователи рекомендуют: чтобы лучше ощутить дух эпохи, без посредников понять, чем тогда жили и чем были озабочены люди, нужно обратиться к первоисточникам. Полистать, например, подшивки старых газет. В канун празднования 100-летия со Дня Октябрьской революции мы решили последовать этому совету. Правда, целой подшивки у нас не оказалось, зато удалось достать номер газеты Гомельского губернского исполнительного комитета и Гомельского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «Путь Советов» от 7 ноября 1919 года.
От начала до конца газета целиком посвящена второй годовщине Великой Российской Октябрьской революции. Да-да, именно так именуется это событие в передовой статье Ф.Лесной, без особых премудростей озаглавленной «Два года». Собственно, с этих слов статья и начинается: «Прошло два года… Два года с того памятного всему пролетариату дня, когда русский рабочий разогнул свою согбенную веками спину и, мощно взяв в свои руки булат, сказал: «Всё моё!».
Вот так, ни больше ни меньше. Чем-то перекликается с широко известным «Грабь награбленное!», не правда ли? Но не всё так по-бандитски просто, потому что далее автор пишет: «И трусливо попрятались поклонники золотого тельца в своих норах и жадно ждали, что вот-вот, под их торжествующий смех, падёт рабоче- крестьянская власть… Так мечтали они и ждали… Но проходил день за днём, и пролетариат сам стал строить новую жизнь, выбрасывая всё старое, всё ветхое и ненужное, и напрасно ждали буржуазные прихвостни, «цвет интеллигенции», поклона от пролетариата, напрасно отказывались работать с ним — пролетариат шёл мимо них к своей великой цели, если они попадались ему под ноги, он спокойно отшвыривал их и шёл дальше…».
Вот это слог! Даже спустя 100 лет эти слова способны вдохновить многих на любой подвиг во имя добра и справедливости. Впрочем, чему удивляться, большевики всегда славились тем, что умели склонять на свою сторону прирождённых ораторов. Которые своей убеждённостью, своим напором и железной логикой могли влиять на огромные массы сограждан. Это вам не нынешние диванные аналитики в Интернете, зачастую пишущие что угодно и по любому поводу, лишь бы на их страничку в соцсетях «зашло» как можно больше пользователей. К большевикам не заходили — за ними шли! Голодные, раздетые, полуграмотные, но шли. И побеждали!
Вот как описывает это автор: «Они пришли! Молодые, полные огня, отваги и юного пыла, и старики, убелённые сединами и мудростью опыта — все пришли и стали в ряды борющихся. И ко второй годовщине Октябрьской революции красные бойцы вырвали, наконец, инициативу из рук врагов, и Юденич, а за ним Деникин покатились по наклонной плоскости, и мы твёрдо знаем, что Красная армия не дрогнет больше и не выпустит винтовки из рук до тех пор, пока не будет уничтожен последний враг… Во вторую годовщину мы бьём своих врагов, в третью их не будет больше!».
Как в воду смотрела прорицательница Лесная — в 1920 году Гражданская война фактически закончилась полным разгромом контрреволюционных сил. Чем же так сильны были большевики? Тем, наверное, что предложили народу идею, от осознания величия которой даже у самого забитого крестьянина дух захватывало. Вчитайтесь в эти строки: «Ещё один подарок получили мы к нашему Великому празднику: вся Европа и Америка объяты пламенем нарастающей революции. Близок, близок тот час, когда «гром великий грянет» и яркое солнце коммунизма осветит весь мир, когда факел, зажжённый русским пролетариатом в дни Великой Октябрьской революции, перейдёт в руки всемирного пролетариата!».
Можно, конечно, сегодня насмехаться над тогдашней наивностью большевиков, но при этом давайте не забывать, что после Октября волна революционных выступлений прокатилась по многим странам. А вы говорите: «переворот»… Эта же тема звучит и в опубликованном в праздничном номере стихотворении «Два года»:
Отважно бьются коммунары
Со стаей коршунов и змей.
Горят всемирные пожары,
Горят всё ярче, всё сильней.
Не стоит иронизировать над поэтическими достоинствами этого творения, ибо в одном невозможно отказать автору Л.Могилевскому — в исключительной убеждённости в правоте своего дела, в непоколебимой вере в скорую победу мировой революции:
Как зёрна, будет враг размолот…
И новый праздник пусть тогда
Встречают дружно плуг и молот
Весёлым грохотом Труда!
Обратите внимание на последние строки. Ещё идёт Гражданская война, ещё далеко не ясно, кто кого в итоге победит, а люди уже мечтают о мирном созидательном труде. И это не единичный факт: если не знать даты выхода газеты, то лишь по отдельным штрихам можно догадаться, что выпускалась она во времена, когда фронт находился менее чем в 100 километрах от Гомеля. Разве что краткая победная реляция на первой полосе «Нами взят Чернигов. Доблестными частями Красной армии 6 ноября занят гор. Чернигов» свидетельствует об этом.
Зато статья «Октябрьская революция и школа» говорит о том, что большевики всегда уделяли огромное внимание всеобщему образованию и ликвидации безграмотности. И хотя написана она в лучших традициях сухого бюрократического отчёта, благополучно доживших до наших дней, тем не менее с её помощью можно составить представление о том, как формировалась новая школа.
«Отдел единой трудовой школы, работающий при ближайшем участии союза коммунистической молодёжи и союза работников просвещения и социалистической культуры… создал целую сеть школ и ряд устойчивых научных педагогических институтов и вспомогательных учреждений. В 1918 -1919 учебном году каждый уезд открывает 26 с пол. школ, а школьных комплектов (вид школы 1-й ступени) 140 с пол. — т.е. новых школ открывается более против 1917-1918 г. почти вчетверо, а школьных комплектов более, чем в пять раз. Число вновь открытых высших начальных училищ и школ 2-й ступени увеличивается на 131 проц. более, чем раньше существовало средне-учебных заведений в 26 губерниях, и на 60 проц. более, чем раньше существовало высших начальных училищ и средне-учебных заведений вместе взятых».
Интересно проследить, как в условиях военного времени росли расходы на создание школы нового типа: «На одну губернию в среднем израсходовано в рублях во второй половине 1917 года 902 814, в первой половине 1918 г. 4 270 988 (увеличение в 4 с пол. раза), во второй половине 1918 г. 54 595 874 (увеличение в 50 раз). В первую половину 1919 г. 133 688 812 (увеличение в 154 раза) и во вторую половину 1919 г. 139 580 753 (увеличение в 159 раз)».
Вот интересно, что по этому поводу скажут «знатоки», упорно насаждающие в массах мысль о том, что большевики с первых дней прихода к власти только тем и занимались, что воевали, терроризировали, грабили и разрушали? Кстати, о варварах-большевиках.
«Как теперь помню слова известного художника-архитектора Г.К. Лукомского относительно Гомельского Замка: «Если ему суждено будет со временем перейти в другие руки, то надо лишь пожелать будущему счастливому обладателю этой сокровищницы искусства отнестись с такой любовью ко всему здесь сохранённому, с какой это было собрано и хранимо до сих пор».
Хранить произведения человеческого духа, значит не только ограждать их от внешних разрушений, но и создавать благоприятные условия, которые помогли бы всем понять и оценить сущность и значение каждого предмета, представляющего плод духовного творчества. Только содействуя правильной оценке творческих созданий духа, только открывая всем возможность тонко и глубоко понимать их и всесторонне наслаждаться ими, можно выполнить задачу их хранения и… духовного обогащения всех людей, которых привлекает красота этих предметов, скрытая в них сила выражения и глубина их внутреннего содержания».
Сильно сказано, хотя и несколько витиевато. Это цитата из статьи заведующего музеем имени А.В. Луначарского И.А. Маневича, опубликованной в этом же номере. Читатели постарше наверняка помнят, что до недавнего времени весь Гомельский парк носил имя первого народного комиссара просвещения Луначарского. Как думаете, человек, нацеливавший своих подчинённых на такое вот отношение к доставшимся дворянским ценностям, достоин был этой чести?
Безусловно, в 1919 году большевики были озабочены не только созданием системы образования нового типа и сохранением художественных ценностей. У революции и гражданской войны свои законы, игнорировать которые было бы глупо и недальновидно. Тем более что законы эти были выведены не большевиками, а вполне себе респектабельными европейскими буржуа. Об этом прямо говорится в статье автора, скрывшегося под инициалами Г.Л. «Октябрьская революция и заветы Маркса-Энгельса»:
«Великая пролетарская революция в России является гигантским воплощением заветов учителей пролетариата Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Должен ли рабочий класс в эпоху социальной революции, взяв власть, действовать в рамках демократии, в рамках представительного государства? «Мы беспощадны, — писал Маркс в 1849 году. — Когда черёд дойдёт до нас, мы не будем приукрашать нашего терроризма». О беспощадном подавлении контр-революции говорит и Энгельс: «Революция есть самая авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков, пушек, т.е. средств чрезвычайно авторитарных. Победившая партия по необходимости … вынуждена удерживать своё господство посредством того страха, который внушает реакционерам её оружие».
Спору нет, ссылки на авторов Манифеста коммунистической партии и очень даже актуального поныне «Капитала» ни в коей мере не освобождают большевиков от ответственности за реки пролитой безвинной крови. Но давайте будем объективны: они лишь строго следовали тем теоретическим выкладкам, которые задолго до них обосновали и вложили в умы наиболее пассионарных личностей европейцы, вполне себе терпимо относившиеся к собственной эксплуатации человека человеком.
Зёрна Октябрьской революции, Гражданской войны, военного коммунизма и красного террора были брошены там, в сытой Европе. Так уж распорядилась судьба, что свои кровавые всходы они дали на территории Российской империи. Так что поосторожней надо с пропагандой западных ценностей. Особенно с теми, которые настойчиво предлагаются нам в виде экспортного товара. Своим умом жить надо учиться.
Это и есть, пожалуй, главный вывод, который можно сделать 100 лет спустя после совершения Великой Октябрьской социалистической революции.