Стандартные антитабачные меры, такие, как запрет на курение в общественных местах и рост цен на сигареты, которые многие страны по рекомендации ВОЗ предприняли за последние 20 лет, сработали хуже, чем ожидалось, особенно среди курильщиков с длительным стажем.
Об этом сообщил известный французский онколог, профессор Университета Пьера и Мария Кюри Давид Хаят, выступая на Петербургском международном онкологическом форуме. Более того, 60% людей продолжают курить даже после постановки онкологического диагноза, – подчеркнул профессор Хаят. Поэтому многие медики считают, что необходимо использовать и другие способы борьбы с табачной зависимостью, в том числе основанные на стратегии по уменьшению вредного воздействия.
Первый национальный план по борьбе и профилактике раковых заболеваний был принят во Франции по инициативе бывшего президента Жака Ширака в 2003 году и действовал до 2007 года. Как рассказал профессор Хаят, он отвечал за план борьбы с онкологическими заболеваниями, и ключевое место в этом плане отводилось снижению уровня табакокурения в стране.
Для этого во Франции, как и в большинстве других европейских стран были приняты стандартные меры, одобренные ВОЗ: увеличение стоимости пачки сигарет (с 3 до 5 евро), закон о запрете курения в общественных местах. “В результате количество курильщиков действительно снизилось на 1,8 миллиона человек. Но этих мер было недостаточно. К сожалению, через несколько лет многие вернулись к курению сигарет”, – заявил профессор Хаят.
Расстаться с многолетней зависимостью от курения сложно: 64% курильщиков, даже получив неутешительный онкодиагноз, продолжают курить. “Данные ВОЗ показывают, что в мире курит порядка 1 миллиарда человек. При этом у каждого восьмого из них развивается рак легких. В числовом выражении это означает до 80 миллионов случаев рака легких. И большинство из этих людей, к сожалению, погибнет, – подчеркнул Давид Хаят. – Если мы хотим найти действенный способ борьбы с табакокурением, вместо того чтобы требовать от пациентов бросить курить, нам нужно искать альтернативы”.
В медицинском сообществе сейчас активно обсуждается один из возможных альтернативных вариантов: это так называемая “концепция снижения вреда”, которая предполагает перевод пациентов с более опасных продуктов – сигарет – на менее вредные способы доставки никотина. “Таким образом, с одной стороны, мы пытаемся убедить людей отказаться от опасного для их здоровья поведения, а с другой стороны – стараемся по крайней мере минимизировать его последствия, – пояснил профессор Хаят. – Люди курят ради дозы никотина, именно он вызывает привыкание, но не вызывает рак, потому что не является канцерогеном. Умирают не от никотина, а от продуктов горения табака”. Именно поэтому в качестве помощи курильщикам предлагают использовать бездымные способы получения никотина в виде продуктов, где отсутствует горение.
Как объяснил профессор, во время курения сигарет канцерогены начинают выделяться при нагревании табачного листа до температуры выше 350 градусов. В то же время для продуктов, в которых отсутствует горение (жевательный табак, системы нагревания и электронные сигареты) по объединенному показателю риска нанесения ущерба здоровью составляют 2-5% от такого же показателя для сигарет. Поэтому во многих странах – Франции, Великобритании, Японии сейчас происходит рост продаж бездымных продуктов, а сигарет продается меньше.
“Табакокурение является ведущей причиной рака легких, и, конечно, идеально было бы полностью отказаться от этой вредной привычки. Однако для курильщиков со стажем сделать это очень непросто, и предложение использовать им альтернативные продукты может быть для них подходящим способом снизить риск онкозаболевания”, – подытожил профессор Хаят.