Можно ли родить с онкологией, для кого опасен уреаплазмоз и всякое ли бесплодие можно вылечить? Откровенный разговор для женщин.
…Пациентка, у которой во время беременности диагностировали рак молочной железы, смогла доносить ребёнка и родить его на 37-й неделе.
…Пациентка с врожденным пороком мочеполовой системы после трех пластических операций по восстановлению влагалища и мочевого пузыря с пластикой мочеточников смогла выносить и родить ребенка путем кесарева сечения.
…Пациентка с тяжелой эпилепсией смогла родить двойню в 38 недель путем кесарева сечения.
Это не исключительные случаи из медицинской энциклопедии. Все эти истории перечислила кандидат медицинских наук, доцент Надежда Андреева, когда корреспондент Sputnik Тамара Зенина попросила ее описать два своих последних рабочих дня.
На кафедру акушерства, гинекологии и репродуктивного здоровья БелМАПО едут перенимать опыт врачи со всей страны, потому что именно здесь ведут пациенток с самыми сложными патологиями, с трансплантированными органами – печенью, почками, с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.
О проблемах с вынашиванием беременности и родами мало кто знает больше восьми ученых этой кафедры.
Ее заведующая доктор медицинских наук, профессор Станислава Михалевич, под руководством которой защищен не один труд, утверждает, что сегодня беременность можно выносить, даже несмотря на тяжелые патологии.
Зачем она вам, если вы уже родили: о беременности и миоме
Еще 15-20 лет назад миома (доброкачественная опухоль, возникающая чаще всего в мышечном слое матки – Sputnik) считалась опаснейшей патологией и непреодолимым препятствием для рождения ребенка.
Когда её обнаруживали, беременность прерывали, порой не щадя матку.
“Сегодня мы научились не просто сохранять репродуктивные органы при наличии миомы, мы доказали, что с миомой можно выносить и благополучно родить не одного ребенка без оперативного вмешательства во время беременности”, – рассказывает заведующая об одном из важных достижений сотрудников своей кафедры.
По результатам их исследований, более 60% женщин не имеют рецидивов после удаления миомы.
Практике по сохранению беременности даже на фоне больших миоматозных узлов уже обучились врачи всех областей Беларуси.
“Тем не менее некоторые гинекологи до сих пор без жалости направляют женщин 40-50-летнего возраста с миомой на удаление матки. Так и говорят: зачем вам матка, вы же уже родили. Для них это простой и удобный способ”, – с сожалением отмечает Станислава Михалевич.
Профессор не согласна с такой позицией коллег. Сама она стремится “всячески сохранить очень нужный для женщин орган”, даже если пациентка больше не собирается рожать.
“Это и репродуктивный орган, и орган-мишень, на который воздействуют вырабатываемые организмом гормоны, в частности яичниками. Его нужно сохранять, по возможности, до конца жизни”, – считает ученая.
Сегодня редкая женщина, причем даже не 50-летняя, а значительно моложе, не знает, что такое миома.
По мнению врачей-ученых, в нашей жизни стало слишком много факторов, которые способствуют опухолевым процессам.
“Мы неправильно питаемся, дышим загрязненным воздухом. Урбанизация не лучшим образом влияет на наше состояние. И главное: почти всю жизнь мы пребываем в стрессе по разным поводам”, – отмечает профессор Михалевич.
Как рожают онкобольные: о беременности и болезнях
Приказ Минздрава о прерывании любой беременности при наличии онкозаболевания существовал еще несколько лет назад.
“Сегодня вынашивание беременности при онкологии на разных стадиях болезни возможно”, – делится еще одним достижением кафедры заведующая.
Она рассказывает, что таких пациенток акушеры-гинекологи обязательно ведут вместе с онкологами.
“Более того, для таких женщин уже можно совместить возможность выносить и родить ребенка с лечением. Конечно, мы обсуждаем, какие препараты допустимы, что и насколько может повлиять на плод, в какие сроки и каким образом лучше провести родоразрешение”, – рассказывает профессор.
Возможность родить ребенка имеют и женщины, которые прошли лечение от онкопатологии.
“Каждый случай мы тщательно исследуем и оцениваем последствия. Если определен системный подход, определены и учтены все возможные риски – беременность может быть разрешена, и здоровью женщины это не наносит урон”, – отмечает Станислава Михалевич.
Когда в паре появляется третий: о беременности и уреаплазме
Уреаплазма (инфекция, предающаяся половым путём) в последнее время стала чуть ли не самой распространенной среди половых инфекций. Возможно, поэтому к ней перестали относиться как к патологии и в большинстве случаев предпочитают вообще не лечить.
“Уреаплазма не так проста. Мы пришли к выводу, что эта инфекция, которая сегодня встречается бесконечно часто, ведет к проблемам с вынашиванием беременности и даже к инфекционному поражению плода”, – предупреждает врач.
Для того чтобы это доказать, были изучены две группы беременных: одни женщины согласились пролечить уреаплазму, другие отказались от рекомендаций врачей.
У последних наблюдали различные отклонения во время родоразрешения, у них чаще случались преждевременные роды.
“Дети, рожденные у непролеченных женщин, чувствовали себя хуже, чем у здоровых. Многие малыши появлялись с диагнозом внутриутробная пневмония”, – говорит профессор.
– Некоторые жалуются на то, что однажды пролечили уреаплазму, а через некоторое время анализы снова не в порядке.
– Есть, конечно, антибиотикоустойчивая форма инфекции, но я бы не сказала, что она встречается настолько часто. Все-таки при условии, что пролечились оба партнера, вновь появившаяся уреаплазма зачастую говорит о наличии третьего лица в паре, – развеивает главный миф Станислава Михалевич.
Заодно рассказывает еще об одном заблуждении: уреаплазмоз может проявляться не только у женщин, у мужчин он не лучшим образом влияет на детородную функцию.
Кстати, в 75% случаев осложнений беременности с миомой также обнаруживали уреаплазмоз.
О бесплодии, которое у нас в голове
На протяжении многих лет, начиная с конца прошлого века, Станислава Михалевич исследовала проблемы бесплодных браков и анализировала свои наблюдения в докторской диссертации.
“Часть моей работы, например, была посвящена внематочной беременности. Мы доказали неэффективность сохранения трубы после операции.
Только в 6% случаев она может остаться пригодной, в остальных случаях высока вероятность еще одной внематочной беременности”, – предостерегает врач женщин от череды лишних операций по восстановлению и сохранению части трубы.
За время своих наблюдений профессор пришла к выводу, что более чем в 50% случаев бесплодия основной причиной является психологический фактор.
“Мы глубоко изучали пары, в которых не могли установить причину бесплодия. К своему удивлению, выясняли, что многие женщины в ранней молодости давали себе установку ни в коем случае не забеременеть, “не залететь” – и эта установка осталась на подсознательном уровне”, – размышляет ученая о материальности мысли.
Она согласна с мнением психологов и психотерапевтов, которые считают, что наш организм реализует многие наши желания “по-своему, порой даже через болезни”.
Избавиться от психосоматического фактора репродуктолог советует обращением к специалистам, которые помогут дать другие установки.
Станислава Михалевич уверена, что каждый человек обладает навыками нейролингвистического программирования и может сам себя настроить как на болезнь, так и на выздоровление.
“Когда говоришь пациентке: не зацикливайтесь на проблемах, считайте, что вы здоровы, одна говорит обреченно: “Как я могу считать себя здоровой, если я больная?” А вторая обрадуется: “Так я могу считать себя здоровой? Отлично!” Так и с бесплодием”, – объясняет доктор.
Она подтверждает, что в практике нередки случаи, когда после череды неудачных попыток ЭКО через небольшой период времени беременность наступает без участия медиков.