«Медицинский спецназ»: как гомельские врачи доставляют пострадавших в авариях белорусов из стран-соседок на родину

«Медицинский спецназ»: как гомельские врачи доставляют пострадавших в авариях белорусов из стран-соседок на родину

13.10.2018 в 20:01
Руслан Пролесковский, "Республика"

Жизнь полна неожиданностей, порой, увы, неприятных. Тревожные сообщения, когда в одной из соседних стран в аварию попадают наши граждане, в последнее время появляются все чаще. Такие эпизоды без вни-мания наших врачей не остаются.  К тяжело пострадавшим в ДТП отправляют медиков на «скорой», главная задача которых — доставить их в наши клиники в целости и сохранности. Корреспондент «Р» узнал, что такое «медицинский спецназ», и по-смотрел, как организуются такие поездки.

В автопарке центра экстренной медицинской помощи 5 современных реанимобилей

Утро 4 октября началось с тревожной новости из Украины. В Николаевской области произошло крупное ДТП, в котором пострадали шестеро граждан нашей страны. Двое из них попали в реанимацию.

Происшествие не осталось без внимания. А спустя сутки за пострадавшими отправилась группа врачей, которую с учетом характера их миссии впору назвать медицинским спецназом. «Рэспубліка» познакомилась с его работниками, разузнала подробности происшествия и пообщалась с пострадавшими в злополучной поездке.

Въехали в кран

Авария случилась на 290-м километре дороги Одесса — Киев. Около шести утра микроавтобус Mercedes Sprinter с белорусскими номерами врезался в автокран, ехавший впереди в той же полосе. Что именно произошло, сейчас выясняет следствие. Возможно, водитель не справился с управлением, совершая обгон. С учетом времени суток не исключено, что он просто уснул за рулем.

На момент столкновения в салоне находились 8 человек. Повезло лишь одному — он не получил серьезных травм. Семеро других доставили в ближайшее медучреждение — больницу в райцентре Кривое Озеро.

Врач-анестезиолог Светлана Язикова не раз участвовала в спасении белорусов, пострадавших за рубежом

Как выяснилось впоследствии, один из пострадавших — гражданин Украины. Остальные — пятеро мужчин и женщина — наши соотечественники в возрасте от 43 до 66 лет. Один проживает в Минске, двое — в Гомеле и трое — в Чечерске и районе.

В тот же день журналист «Р» связался с медиками больницы, чтобы узнать о состоянии пострадавших.

— Двое находятся в реанимации в тяжелом состоянии, — сообщила заместитель главного врача Любовь Скрипниченко. — Другие — в хирургическом и в травматологическом отделениях. Всем им оказана экстренная помощь. Необходимые препараты, специалисты и оборудование у нас есть. Также из Николаевской областной больницы вызваны врачи-консультанты, в том числе главный врач по оказанию экстренной помощи.

Чуть позже стало известно, что пострадавшие, кроме тех, которые остаются в реанимации, будут доставлены для дальнейшего лечения на родину. Осуществить транспортировку предстояло гомельским медикам.

Заколдованное место

Главный врач Гомельской областной клинической больницы Владимир Бугаков рассказывает о развитии событий:

— Информацию о ДТП в Украине мы получили буквально через несколько часов после происшествия. Стали звонить в Кривоозерскую больницу, уточнять состояние пострадавших, характер и степень тяжести травм. Все те сведения, которые необходимы, чтобы спланировать и подготовиться к поездке.

Попытка легкого заработка привела к тяжелым последствиям

Стоит отметить удручающее обстоятельство. Трассу, где случилось ДТП, впору назвать по Гоголю — заколдованным местом. Плохим уж точно. По крайней мере, для белорусов. В июле здесь произошла настоящая автокатастрофа. Микроавтобус, ехавший из Одессы в Гомель, врезался в стоявшую на обочине фуру. Пять человек погибли на месте, 12  доставили в ту же самую больницу Кривого Озера. Впоследствии в ее стенах скончался еще один из пострадавших. А троих человек также перевозили на реанимобилях медики ГОКБ.

В нынешнюю командировку отправились три реанимобиля: шесть врачей и медсестер и столько же водителей. Мобильному «медсанбату» предстоял неблизкий путь в 559 километров. Выехали утром 5 октября. Границу в пунктах пропуска по обе стороны прошли вне очереди. Вид колонны автомобилей скорой помощи говорит сам за себя. А вот проезжая через Киев, увязли в пробках, выбираться из которых пришлось больше трех часов.

— Добрались поздно вечером, — рассказывает врач-анестезиолог Светлана Язикова. — Сразу же направились к больным — оценить их транспортабельность. Дежурный врач провел нас, показал всех. По одному человеку нам требовалась консультация хирурга. Несмотря на позднее время, ему позвонили домой, и он тут же прибыл без всяких разговоров. Притом что это был врач в возрасте, ходивший с тростью. Ни слова недовольства. Еще раз осмотрел пациента, ответил на наши вопросы и подтвердил, что пациента можно перевозить. Поэтому забрали четверых.

В целом, коллеги встретили нас очень тепло, помогали во всем. Не могу привести ни одного негативного примера. В разговоре они даже обмолвились о дефиците некоторых медикаментов, но для пострадавших белорусов нашлось все, что нужно.

Переночевав в гостинице, наутро были готовы выезжать. Небольшая заминка возникла из-за того, что пострадавших опрашивали следователи. Больше всего вопросов возникло к водителю, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Впрочем, к просьбам ускорить процедуру украинские полицейские отнеслись с пониманием.

На обратном пути местами пришлось значительно снижать скорость. Качество асфальтного покрытия оставляло желать лучшего, а для человека с множеством переломов каждая дорожная неровность — это боль. Незадолго до границы у одного из больных возникла дыхательная недостаточность — последствие повреждения легких. Пришлось ненадолго остановиться и провести интенсивную терапию. После того как состояние пациента стабилизировалось, кортеж продолжил путь и в седьмом часу вечера прибыл в ГОКБ.

Подставные лица

Сейчас прямой угрозы жизни доставленных пациентов нет. Хотя на момент визита журналистов «Р» они оставались в отделении интенсивной терапии.

64-летний Александр Григорьевич Достанко, помимо прочего, перенес черепно-мозговую травму. На вопрос о ДТП пытается махнуть свободной от катетера капельницы рукой:

— Ничего не расскажу, потому что не знаю. Последнее, что помню, — как в Мариуполе сели в автобус, замочили это дело и забурились спать… Единственное, было такое ощущение смутное, будто что-то давило с двух сторон. Очнулся уже в больнице. Сюда добрались нормально. Пока по Украине ехали, бывало, трясло местами — больновато, конечно. Зато когда у нас оказались — разница сразу почувствовалась.

Оборудование в реанимобиле не хуже, чем в стационарном отделении

Не помнит столкновения и Анатолий Михайлович Федоров — старший из находившихся в автобусе. Ранее он перенес инсульт и говорит едва разборчиво. Рассказывает, что в момент ДТП тоже спал.

С трудом удается получить скупой ответ на вопрос о целях поездки. Если вкратце, некто предложил мужчинам подзаработать. Не очень много, но совершенно не напрягаясь. Поскольку все, что от них требовалось, — в нужное время приехать в Украину и выполнить указания нужных людей. Впрочем, не буду нагонять жути. Речь идет о популярной ныне в соседней стране «серой» схеме ввоза автотранспорта. Для ее реализации требуются нерезиденты Украины, на которых оформляется временный ввоз автомобилей из стран ЕС. Что позволяет дельцам избежать пошлин и платежей на весьма серьезные суммы. На их фоне 30 — 50 долларов, которые получают за поездку подставные белорусы, — копейки. Тем не менее для некоторых наших граждан это уже стало способом непыльного заработка, которым можно воспользоваться раз в год. Вовлекаются в него люди просто — сарафанное радио вещает без перерыва.

— Мне сосед подсказал, — признался один из собеседников. — Он раньше ездил, и все нормально было. Ну и я решил попробовать. А чего дома сидеть?

Дальше — дело техники. Имеющий свой интерес вербовщик формирует группу, людей собирают в микроавтобус. Поехали…

Властям Украины проблема известна. В Верховной раде имеется законопроект, нацеленный на то, чтобы перекрыть лазейку. Однако пока она есть, чем пользуются как отдельные дельцы, так и целые конторы, поставившие этот бизнес на поток.

Примечательно, что и в первом, июльском, ДТП в Николаевской области, по признанию некоторых пассажиров, они участвовали в такой же схеме.

«Дочь, которую вы спасли…»

В обоих случаях пострадавших доставляли на родину сотрудники центра экстренной медицинской помощи, входящего в состав Гомельской областной клинической больницы. Одна из его функций — транспортировка пациентов в любую точку страны, а при необходимости и ближнего зарубежья. Кстати, по укоренившейся с советского времени привычке в обиходе центр по-прежнему называют санавиацией. Тогда в распоряжении ГОКБ действительно имелись два вертолета и самолет Ан-2. А рядом с больницей находилась вертолетная площадка. Сегодня все перевозки выполняют реанимобили, оснащенные таким же оборудованием, которое имеется в стационарных отделениях реанимации.

Николай Уздовский работает водителем «скорой помощи» 40 лет

Но какой бы совершенной ни была техника, главную роль играют люди, от которых зачастую зависит чья-то жизнь. За плечами врача-анестезиолога Светланы Язиковой больше десятка заграничных служебных командировок, в основном в Россию. Москва, Санкт-Петербург, Можайск, Дмитриев и многие другие города. Чаще всего приходится сопровождать белорусов, попавших в ДТП. Или гастарбайтеров, получивших травмы на стройках. Обычно при падении с высоты.

— Несколько лет назад в ДТП под Новозыбковом пострадала 16-летняя девушка, — Светлана Язикова вспоминает врезавшийся в память случай. — Ей сделали экстренную операцию, но срочно требовалась еще одна — на позвоночнике. За нее браться никто не решался. Все-таки районная больница — не тот уровень. У девушки уже отнимались ноги, и я связалась с ее матерью, описала ситуацию, предупредила, что дорога может ухудшить состояние дочери. В ответ женщина озадачила меня вопросом: «А если бы это был ваш ребенок, вы бы его забрали?» Откровенно говоря, для меня это была непростая дилемма, но я ответила, как думала: «Да, забрала бы». Она сказала: «Тогда заберите мою дочь и сделайте все, что можно». Мы привезли ее к нам в ГОКБ и здесь ее сразу прооперировали. Через полгода ко мне в магазине подошла женщина: «Вы меня не помните?» Честно призналась, что не могу вспомнить: слишком много людей, с которыми приходится общаться каждый день. А она показывает на девушку, стоящую рядом: «Это моя дочь, которую вы спасли». Знаете, свои эмоции в такие моменты — их очень сложно передать словами…
Уважение к маячку

У водителя реанимобиля Николая Уздовского историй хватит не на один сезон сериала «Скорая помощь». В областной больнице он трудится более 40 лет. Обе командировки в Николаевскую область водитель называет не самыми сложными:

— Для сравнения: в прошлом году ездили в город Ковров Владимирской области. Это почти тысяча километров в одну сторону. Физически, конечно, тяжело. В такие поездки ездим по два человека на машину. Меняемся каждые 200 — 250 километров, контролируем друг друга, чтоб не уснуть за рулем. Особенно если всю ночь едешь, под утро в сон клонит ужасно. Но самое тяжелое — груз колоссальной ответственности. Везешь бригаду медиков, пациента — за всех отвечаешь. И если вдруг авария, никто оправдывать не станет, хоть с маячком ехал, хоть без него.

В результате июльского ДТП погибли 6 человек и 12 получили травмы. Фото Национальной полиции Украины

По поводу маячков выясняются любопытные нюансы. Если в Украине белорусские реанимобили могли включать их, то в России этого делать нельзя. А один из инспекторов ГИБДД, остановивший машину, интересовался наличием лицензии на транспортировку больных. Водители развели руками, ведь у нас таких документов не предусмотрено. Обошлось без последствий — инспектор отпустил с миром.

Заканчиваем беседу на позитивной ноте. По мнению Николая, отношение на дорогах к каретам скорой помощи меняется к лучшему. Пропускать их стали куда охотнее. То ли ГАИ повлияла методом кнута, то ли уровень культуры водителей растет естественным образом. Главное — результат.

КОМПЕТЕНТНО

Игорь Баранов, начальник главного управления здравоохранения Гомельского облисполкома:

— При состояниях, угрожающих жизни и здоровью, экстренная медицинская помощь пострадавшим оказывается в полном объеме на бесплатной основе. При этом никто не смотрит на гражданство, наличие страхового полиса и так далее. Медики ориентированы, прежде всего, спасти жизнь и сохранить здоровье человека. Такой порядок действует и у нас, и у наших соседей.

Как только состояние экстренных пациентов стабилизируется, мы стараемся доставить их для дальнейшего лечения в Беларусь. В прошлом году с целью транспортировки пациентов

выезжали14 раз в Россию и 2 — в Украину. С начала этого года таким же образом организована транспортировка четырех пациентов из РФ и семерых — из Украины. Также отмечу, в прошлом году по распоряжению председателя Гомельского облисполкома Владимира Дворника мы закупили 4 реанимобиля. Один — для Гомельской областной клинической больницы и три — для учреждений здравоохранения Мозырского, Жлобинского, Светлогорского районов.

Порядок выезда реанимобилей за пределы страны определен. Проблем коммуникаций с коллегами в соседних государствах не возникает. При необходимости связываемся по телефону, медицинские документы предоставляются в электронном виде. Общение между медиками, как правило, имеет прикладной характер. Специалисты обсуждают конкретные случаи оказания медицинской помощи, диагнозы, тактику ведения пациентов и так далее. Кроме того, проводятся научно-практические конференции, семинары, на которых мы обмениваемся опытом с коллегами из разных стран, включая ближайших соседей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение