В какой школе Гомеля можно учиться лёжа?

В какой школе Гомеля можно учиться лёжа?

08.10.2018 в 12:26
Анна Концевая, "Правда Гомель", фото Алексея Герасименко

В cанаторной школе-интернате для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани юных гомельчан учат держать спину прямо вопреки любым жизненным обстоятельствам.

В какой школе Гомеля можно учиться лёжа?

Большинство учащихся школы-интерната учителей слушает лёжа. Фото: vk.com/pravdagomel

По снимку вижу, вы проходите

Путь к школе-интернату в Костюковке покажут все от мала до велика. Не удивительно, учитывая значимость: в республике таких всего шесть. Но вдумчиво объяснить, как и чему здесь учат ребят, сможет далеко не каждый житель микрорайона. Нюансов много.

– Наше учреждение единственное в области проводит стационарное лечение детей с ортопедическими деформациями позвоночника, — отмечает директор школы-интерната Светлана Малай. – Принимаем учащихся со всей Гомельщины. И в числе своих главных задач видим как помощь на пути к выздоровлению, так и создание комфортных, безопасных и по-настоящему домашних условий для обучения и проживания ребят.

Светлана Малай возглавляет учреждение с апреля 2018 года

За витиеватыми определениями “заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани”, “ортопедические деформации позвоночника” прячется сколиоз и его виды. С заболеванием живет около 5 процентов населения планеты. В Беларуси – 6,5 процента школьников. Активнее всего сколиоз проявляется в подростковом возрасте, в период быстрого роста. Потому-то в школе-интернате по одному третьему—пятому классу и по два шестых, седьмых, восьмых и девятых. Всего 215 учеников.

— Набрать больше при всем желании не можем, — констатирует руководитель. — Количество спальных мест ограничено.

Пребывание в школе-интернате — круглосуточное.Родители могут забрать детей на выходные, но при условии соблюдения ортопедического режима. Именно это “но” в большинстве случаев позволяет уже за год стабилизировать деформацию позвоночника. Случается, конечно, что прогрессирующие формы сколиоза оставляют ребят в учреждении на второй и третий год. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Традиционно в конце четвертой четверти в Костюковку приезжает главный внештатный детский ортопед-травматолог Минздрава Беларуси Дмитрий Тесаков. На основании личного смотра и рентгеновских снимков он дает оценку эффективности лечения каждого ученика. “Экзаменует” медик и тех жителей области, что поступают в школу-интернат. Поводом для зачисления, к сожалению, становятся не успехи в учебе, а направление врачебно-консультационной комиссии.

Ребята, физкульт-привет!

Насколько бы иронично это не звучало, но главный предмет в школе-интернате — это физкультура. Лечебная. Пять раз в неделю она заменяет ребятам все факультативы. Плюс утренняя гимнастика, динамический перерыв между уроками, плавание, лечебный массаж.

Учитель по физической реабилитации Людмила Брилевская помогает делать осанку красивой

— Всё вкупе помогает укреплять мышцы туловища, сокращать нагрузку на межпозвоночные диски, — говорит заведующая медицинским отделением школы-интерната Ольга Латушкина. — Показав школьникам комплекс занятий, рекомендуем придерживаться его всю жизнь.

Только не подумайте, что по другим дисциплинам спрос меньше. В школу-интернат учащиеся приходят из обычных школ и через год возвращаются в них же. Сохранить уровень подготовленности, а при возможности, улучшить его — важная задача педколлектива. Учителя не без гордости отмечают, что в прошлом учебном году из 215 школьников 20 были отличниками. Есть свои олимпиадники, участники игр-конкурсов по школьным предметам, победители творческих соревнований. В день нашего приезда учащиеся школы-интерната завершали подготовку к областному экологическому конкурсу “Зеленый витамин”. С учителем трудового обучения Юрием Букиным мастерили поделки из природных материалов.

Учитель трудового обучения Юрий Букин умеет увлечь ребят

К слову, урок трудового обучения — один из немногих, на котором все без исключения ребята могут сидеть. На других предметах большинство учащихся слушает учителей лежа.

— На кушетках ребята, в настоящий момент не нуждающиеся в корсетах. За счет горизонтального положения снимается нагрузка на ось позвоночника, — поясняет Ольга Латушкина. — За партами те, на кого надет корсет.

За партами сидят те учащиеся, которые носят корсет

Корсетный режим предусматривает ношение изделия до 23 часов в сутки. Сон – не исключение. И хотя изготавливаются корсеты индивидуально для каждого школьника по гипсовому слепку с тела, “второй кожей” их не назовешь. Слишком тяжелые и жесткие. Велик соблазн раз-другой “забыть” корсет в комнате. Но и медики, и педагоги следят за тем, чтобы это не происходило.

Корсет – изделие неудобное, но полезное, утверждает врач Сергей Дорошкевич

Улыбайтесь, идем на прогулку

Со Светланой Малай переходим из учебного корпуса в спальный с медотделением. На двух гектарах также столовая и хозяйственный блок. Постройки 60-х годов прошлого века требуют и внимания, и вложений. Скоро при финансовой помощи главного управления образования облисполкома начнется капитальный ремонт кровли спального корпуса. Летом отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района помог в ремонте пищеблока. Обновлено абсолютно всё: от ложек-вилок до технологического оборудования. Не забывают и шефы – предприятия “Белоруснефть”, “Гомельстекло”.

На первом этаже спального корпуса располагается медотделение

Шеф-повар Елена Давыдова с удовольствием готовит на новом оборудовании

— Новичкам, наверное, везет, — с улыбкой говорит Светлана Малай, вспоминая большой объем работ, проделанных при подготовке к учебному году. — Поддержка руководства, коллег и коллектива дает силы для движения вперед, укрепления и развития учреждения.

Блокнот руководителя полон долгосрочных планов. Спортивный зал “просит” капитального ремонта. В кабинетах ЛФК стенки здоровья, купленные еще в 70-х годах прошлого века, не хватает фитболов, резиновых мячей, палок, утяжелителей для выполнения лечебных упражнений. И с тем инвентарем, что в наличии, конечно, удается показывать результат. Но почему бы не стремиться к лучшему? Заявка на участие в программе “Корни травы”, реализуемой в Беларуси Правительством Японии, готовится. Не исключает Светлана Малай, что найдется подходящий грантовый проект и для реализации еще одного желания – монтажа системы видеонаблюдения. Жизнь и здоровье детей коллектив охраняет круглые сутки и два-три десятка дополнительных “глаз” не помешали бы.

Спортинвентарь школы можно назвать скромным

Кстати, о гаджетах. В школе-интернате они не в чести: портят и настроение, и осанку. В качестве альтернативы — кружки, конкурсы, подготовка к школьным праздникам, часовые прогулки на свежем воздухе. Образ жизни непривычный для большинства школьников. Но воспитатели отмечают, что он довольно быстро не только принимается ребятами, но и сближает их.

Семиклассницы Даша, Маша и Виолетта только месяц знают друг друга, а представляются подружками.

Девчонки подружились очень быстро

Все из гомельских школ, но ни одна в Костюковке не скучает. Можно было бы взять под сомнение слова, если бы не веселый смех. Оказывается, все в новом учреждении девчонкам нравится: и ортопедический режим, и лечебная физкультура, и обучение лежа. Так даже легче и интереснее. Главное – мотивация на успех. С ней любой угол деформации позвоночника можно скорректировать.

Метки: