В Гомель пришла популярная на Западе модная тусовка: кто, как и зачем запустил «Op Shop»

В Гомель пришла популярная на Западе модная тусовка: кто, как и зачем запустил «Op Shop»

10.12.2017 в 04:04
Надежда Пужинская, "Зялёны партал", фото: автора, Op Shop

Op Shop или Opportunity Shop – распространённый в Британии вид благотворительности, но именно эта аббревиатура пришла к нам из Австралии. Чаще всё же говорят Charity Shop. Первое название организаторкам показалось более благозвучным, так и решили оставить. Гомельский Зелёный портал рассказывает о необычном проекте, который мечтает трансформироваться в социальный бизнес.

Декабрь, пожалуй, самый насыщенный на вечеринки месяц зимы. И вместо того, чтобы потратить внушительную часть кропотливо заработанного бюджета, можно сделать доброе дело, при этом отблагодарив себя модной обновочкой. Всего за каких-то 3 рубля здесь можно приобрести понравившуюся вещь из модного гардероба гомельчан, и помочь детям из социально-педагогического центра и детского дома. Именно так и работает «Op Shop» в Гомеле.

Первоначальная идея создать такой проект в Гомеле принадлежит Саше Лазаренко. Говорит, после того, как углубилась в тему масс-маркета, поняла, сколько вреда наносит экологии производство, и сколько ненужной одежды ежедневно производится во всём мире. А здесь, помимо того, что экономишь деньги, приобретаешь то, что возможно, долго искал. Да ещё и помогаешь детям, лишённым родительского внимания.

Идею быстро подхватили. И уже довольно скоро «Op Shop» «оброс» помощниками и волонтёрами. Сейчас это команда из нескольких человек. 

«Золотые люди» – так организаторки проекта называют ребят, которые всегда готовы им помогать. Но основной костяк помимо Саши, это ещё и Наташа Злотникова, Аня Царькова и Оля Сафронова.

Аня Царькова: На первой вечеринке я была просто волонтёром и захотела помогать ещё больше.

Наташа Злотникова: «Op Shop» – долгосрочный проект. Не «Second Hand». Это важно понимать. Одежда, которую нам регулярно приносят, и даже присылают, тщательно нами отбирается и сортируется. На ивентах, этот к слову, по счёту второй, мы продаём купоны по 3 рубля, за них уже можно приобрести понравившуюся вещь. Таким образом, люди дают вторую жизнь вещам и помогают детям из социального центра и детского дома. При этом делают доброе дело.

Саша Лазаренко: Что-то идёт в Красный Крест, а недавно к нам обратилась женская колония. Им одежда нужна для праздничных мероприятий.

Проект никто не финансирует. С продаж организаторы ничего не имеют. Все средства идут на благотворительность. Не только от одежды, но чая, кофе, и всяческих вкусняшек. Мизерная часть – на внутренние нужды, такие как распечатка афиш, покупка материалов для мастер-классов. И то, на счёт последнего беспокоиться не приходится. Волонтёры, помимо того, что готовы помогать, сами приносят всё необходимое.

Саша Лазаренко: Нам очень помогают наши друзья, активисты. Например, Вася Титов. Меню бара он полностью разрабатывал. На эту уже пообещал привести друга. Настя Крюк сделала авторскую серию открыток, она же нарисовала афишу. Среди моих знакомых есть девушка-меценат. Она сама предложила бесплатно распечатать нам партию открыток и визиток. И нам действительно очень повезло, что «Ковчег» (арт-пространство) не берёт с нас денег ни за аренду склада, который у нас забит под завязку, ни за помещения на мероприятиях. На ярмарке ремесленников в ГЦК с нас тоже плату не брали, как с благотворительного проекта.

Аня Царькова, Наташа Злотникова и Саша Лазаренко

В перерывах между ивентами и распродажами, организаторки проводят мастер-классы, встречи с детьми, которые лишены родительского внимания. А справиться с группой из шестнадцати человек бывает очень сложно. Тут помощь волонтёров очень даже кстати. Многие пришли из проекта «Лучи Добра», Который тоже курирует Саша.

Саша Лазаренко: Юля Пискунова, например, проводила мастер-класс по изготовлению брошек. Многие просто приходят провести время с детьми. И это действительно очень важно, как для самих детей, так и для развития волонтёрского движения в Гомеле.

«Op Shop», помимо группы во Вконтакте можно найти и в Инстаграм. Их страничке смело может позавидовать любой модный бренд или шоп.

Саша Лазаренко: Луки в Инстаграм у нас фотографирует Миша. Мы и там стараемся продвигать наш проект. Чтобы люди действительно видели, насколько это классно. Последняя наша съёмка была в студии «Воздух». Наши девочки-модели провели там минимум четыре часа. Замёрзли, но никто не жаловался.

Пока проекту всего 3 месяца, и борьбу с масс-маркетом, организаторки начали с себя. «А что на тебе сегодня из «Op Shop»? – этот вопрос девушки задают друг другу довольно часто.

Наташа Злотникова: Просто у меня, например, очень трепетное отношение к покупке одежды. Когда я прихожу в магазин, я ищу там «свою вещь». Раньше у меня была куча вещей. Потом в моей жизни случился переезд, и мне пришлось взять с собой совсем мало. Так я поняла, что человеку много-то и не нужно. То есть к «Op Shop» я уже пришла осознанно. Оставила себе одну коробку на все сезоны. По началу даже было такое, что я собираюсь что-то надеть и судорожно вспоминала, не отдала ли эту вещь.

Аня Царькова: С «Op Shop» у меня вообще символично получилось. Я купила себе сарафан на нашей распродаже. Это сарафан моей мечты, вельветовый. Но он был мне маловат. Всё-таки решила, что будет обидно, если не я его куплю. И пусть я пока не могу его носить, но я знаю, что это вещь с историей и эти деньги пошли на благотворительность. И это здорово.

Саша Лазаренко: У нас в Гомеле нет организаций или предприятий, которые занимаются переработкой текстиля. Я как-то столкнулась с такой проблемой. И вот что с этим делать? Когда одежду стыдно даже кому-то отдать. Единственный выход – питомники. Там старые вещи служат собакам утеплителями или подстилочками. Например, в России и Украине все эти Charity Shops сотрудничают с такими организациями. Но я думаю, мы всё равно делаем вклад в это дело и заботимся об окружающей среде.

В идеале Сашина мечта, по её собственному признанию, маленький перерабатывающий заводик. А глобальная цель самого «Op Shop» – социальный бизнес. Модель пока беларусам не особо знакомая.

Саша Лазаренко: Это устойчивая модель бизнеса, при которой деньги остаются внутри проекта и идут на его развитие. Но также можно и хочется стать площадкой для развития других полезных инициатив. Культурных, образовательных. Чтобы это был проект, который сам себе приносит прибыль и помогает развиваться другим.

Наташа Злотникова: Хочется поменять мировоззрение людей. Объяснить им, что покупать дешёвую одежду не стыдно. Что так они действительно могут недорого и хорошо одеться, и при этом помочь тем, кто в этом нуждается. Лично для меня – это возможность помочь детям. Не просто прийти подарить конфеты, а провести с ними время, возможно, их куда-нибудь сводить, находиться рядом постоянно, знакомить их с интересными успешными людьми, на которых они смогут равняться.

Обсуждение