Как в Гомеле получают огранку и оправу лучшие друзья девушек – бриллианты

Как в Гомеле получают огранку и оправу лучшие друзья девушек – бриллианты

31.01.2019 в 23:07
Татьяна Сычкова, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко

Изготавливать украшения люди стали ещё с незапамятных времён. Сперва использовали кости и зубы животных, чуть позже в ход пошли камни и металлы. Столетиями ювелирное искусство развивалось, совершенствовалось, и сегодня вместо грубых, массивных драгоценностей перед нами россыпи утончённых и изысканных изделий. И всё же, как бы ни менялись технологии производства, ювелирное дело невозможно представить без мастера.

Сегодня, 31 января, отмечается Международный день ювелира. Среди тех, кто принимает поздравления с профессиональным праздником, и Пётр Панфиленко  – ювелир пятого разряда ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» – управляющая компания холдинга «КРИСТАЛЛ-ХОЛДИНГ».

Первое и единственное место работы

Как мы выбираем профессию? У каждого своя дорога. Одни следуют за мечтой из детства, в жизнь других вмешивается случай, для третьих всё решают сложившиеся обстоятельства.

– Если честно, никогда не думал, что стану ювелиром, – признаётся Пётр Григорьевич, откладывая в сторонку инструмент. – Я вернулся из армии в конце 90-х. Сами понимаете, с работой тогда было трудно. Поэтому очень хотелось устроиться на предприятие, которое бы давало стабильность. Я и пошёл на «Кристалл». Помню, когда впервые побывал здесь, очень впечатлился масштабами: столько людей трудятся на одном участке! Мне понравилась эта атмосфера. 

Раньше при заводе было специальное училище, в котором обучали будущих огранщиков, но, к сожалению, Пётр Панфиленко этого учебного заведения уже не застал. Учиться пришлось прямо в цеху под чётким руководством опытных наставников. Через полгода молодой человек сдал на разряд и приступил к самостоятельной работе.

– Начинал с огранки алмазов, – рассказывает ювелир. – Раньше это считалось очень творческим процессом, ведь огранщику нужно было создать у себя в голове 3D-модель камня, чтобы «вытянуть» из него максимальный вес. Теперь же всё просчитывает  компьютер. 

Проработав на одном месте десять лет, Пётр Григорьевич решил немного сменить обстановку  и перешёл в ювелирное производство на участок установочных партий и мелких серий. Здесь прошло ещё одно десятилетие кропотливой работы. 

– Знаете, годы пролетели как один день, – улыбается мастер. – Предприятие стало первым и единственным местом моей работы. 

Довести идею до совершенства

Трудовой день у ювелира, как и у большинства из нас, длится восемь часов. За это время через руки Петра Панфиленко проходит множество самых разных изделий. Их количество зависит от нескольких факторов: от вида закрепки, от сложности изделия, наконец, от  количества самих камней. Если нужно закрепить одну вставку, за смену мастер может изготовить примерно 100 украшений. Если же на подвеске следует разместить 19 крохотных бриллиантов – то в конце рабочего дня будут готовы лишь 10-15 изделий. 

– На первый взгляд может показаться, что наша работа скучна и монотонна, но это совсем не так, – уверяет Пётр Григорьевич. – Украшения совершенно разные. Сегодня трудишься над одним, завтра – над другим. Работаешь с серебром и с золотом, с бриллиантами, с драгоценными натуральными вставками, фианитами – это очень интересно. 

Чтобы продемонстрировать камни, ювелир тянется к небольшому ящичку на столе. Это гофта. В ней мастера хранят все свои изделия, вставки, которые получают в работу. Ежедневно туда собирают и отходы с драгметаллов, а в ночное время гофта сдаётся в хранилище. 

Петра Панфиленко, как и других ювелиров  участка установочных партий и мелких серий, можно смело назвать первопроходцем. Прежде чем производство конкретных изделий поставят на поток, свою руку обязательно должны приложить эти мастера. 

– Художник придумал, представил, как всё должно выглядеть, а мы уже воплощаем его задумку в реальность, – поясняет ювелир. – Устанавливаем, какого диаметра вставки туда лучше всего подойдут, пригодно ли изделие к закрепке, находим различные дефекты, если таковые имеются. Потом все эти недочёты исправляются, и изделие запускается в производство. Можно сказать, здесь мы доводим образец до ума. 

Лупа и «борики»

О том, как сложен труд ювелиров, остаётся только догадываться. Не зря ведь в нашу обычную жизнь вошло такое выражение, как «ювелирная работа». То есть работа, выполненная очень точно, аккуратно, по высшему разряду. Если честно, глядя, как ловко Пётр Григорьевич орудует инструментами, кажется, что он и блоху сможет подковать. 

– Да, труд очень кропотливый, – соглашается мастер. – Нужны усидчивость, много терпения, а ещё хорошее зрение, – улыбается собеседник. – Когда я только устраивался, у меня даже был запас, а сейчас ровно единица. 

Поскольку у работников, конечно же, нет суперспособности по многократному увеличению предметов, их практически всегда выручает лупа. Благодаря такой помощнице камни «вырастают» в размерах в три, шесть и даже десять раз. 

Прежде чем приступить к рабочему процессу, изделие нужно закрепить в специальных ювелирных тисках. А уж потом можно браться за инструменты. Сколько их? Вам просто не рассказать. Одним из основных устройств считается бормашина. Да-да, такая, как в старых зубных кабинетах. Только в отличие от тёзки, наконечники ювелирной бормашины предназначены для обработки посадочных мест. 

– Наконечники мы ласково называем «борики», – смеётся Пётр Панфиленко. –Их огромное множество. Как правило, насадки выбираются в зависимости от диаметра камней и вида работ: монтировка, закрепка, полировка.

Ещё в арсенале ювелиров с десяток всевозможных кусачек и плоскогубцев, которые применяются для работы с крапанами – металлическими «усиками», или «зубцами», которые держат камень. Здесь мастеру тоже нужно быть очень аккуратным и рассчитывать свою силу. Если приложить чуть больше, чем требуется, они  сломаются. Если сила недостаточная – зубец не сможет хорошо удерживать вставку, а значит, и само изделие будет непригодным. 

– Ну, и конечно, когда работаем с металлическими инструментами, для нас главное – не повредить сам камень, – обращает внимание Пётр Григорьевич. – Не поцарапать его и, что самое страшное, не сколоть. 

Когда изделие собрано, вставки закреплены, украшение полируют до блеска, чтобы убрать все видимые следы работы. 

По большому счёту монтировку, закрепку и полировку может выполнять всего один человек, но для большей эффективности эти процессы поделены на участке между несколькими сотрудниками. То есть здесь оборудовано настоящее маленькое производство. Здесь начинается жизнь для сотен и тысяч украшений, которые потом разойдутся по свету и будут радовать своих владельцев долгие-долгие годы.

Метки: