Изготавливать украшения люди стали ещё с незапамятных времён. Сперва использовали кости и зубы животных, чуть позже в ход пошли камни и металлы. Столетиями ювелирное искусство развивалось, совершенствовалось, и сегодня вместо грубых, массивных драгоценностей перед нами россыпи утончённых и изысканных изделий. И всё же, как бы ни менялись технологии производства, ювелирное дело невозможно представить без мастера.

Первое и единственное место работы

– Если честно, никогда не думал, что стану ювелиром, – признаётся Пётр Григорьевич, откладывая в сторонку инструмент. – Я вернулся из армии в конце 90-х. Сами понимаете, с работой тогда было трудно. Поэтому очень хотелось устроиться на предприятие, которое бы давало стабильность. Я и пошёл на «Кристалл». Помню, когда впервые побывал здесь, очень впечатлился масштабами: столько людей трудятся на одном участке! Мне понравилась эта атмосфера.

– Начинал с огранки алмазов, – рассказывает ювелир. – Раньше это считалось очень творческим процессом, ведь огранщику нужно было создать у себя в голове 3D-модель камня, чтобы «вытянуть» из него максимальный вес. Теперь же всё просчитывает компьютер.

– Знаете, годы пролетели как один день, – улыбается мастер. – Предприятие стало первым и единственным местом моей работы.
Довести идею до совершенства
Трудовой день у ювелира, как и у большинства из нас, длится восемь часов. За это время через руки Петра Панфиленко проходит множество самых разных изделий. Их количество зависит от нескольких факторов: от вида закрепки, от сложности изделия, наконец, от количества самих камней. Если нужно закрепить одну вставку, за смену мастер может изготовить примерно 100 украшений. Если же на подвеске следует разместить 19 крохотных бриллиантов – то в конце рабочего дня будут готовы лишь 10-15 изделий.

Чтобы продемонстрировать камни, ювелир тянется к небольшому ящичку на столе. Это гофта. В ней мастера хранят все свои изделия, вставки, которые получают в работу. Ежедневно туда собирают и отходы с драгметаллов, а в ночное время гофта сдаётся в хранилище.
Петра Панфиленко, как и других ювелиров участка установочных партий и мелких серий, можно смело назвать первопроходцем. Прежде чем производство конкретных изделий поставят на поток, свою руку обязательно должны приложить эти мастера.
– Художник придумал, представил, как всё должно выглядеть, а мы уже воплощаем его задумку в реальность, – поясняет ювелир. – Устанавливаем, какого диаметра вставки туда лучше всего подойдут, пригодно ли изделие к закрепке, находим различные дефекты, если таковые имеются. Потом все эти недочёты исправляются, и изделие запускается в производство. Можно сказать, здесь мы доводим образец до ума.
Лупа и «борики»
О том, как сложен труд ювелиров, остаётся только догадываться. Не зря ведь в нашу обычную жизнь вошло такое выражение, как «ювелирная работа». То есть работа, выполненная очень точно, аккуратно, по высшему разряду. Если честно, глядя, как ловко Пётр Григорьевич орудует инструментами, кажется, что он и блоху сможет подковать.
– Да, труд очень кропотливый, – соглашается мастер. – Нужны усидчивость, много терпения, а ещё хорошее зрение, – улыбается собеседник. – Когда я только устраивался, у меня даже был запас, а сейчас ровно единица.
Поскольку у работников, конечно же, нет суперспособности по многократному увеличению предметов, их практически всегда выручает лупа. Благодаря такой помощнице камни «вырастают» в размерах в три, шесть и даже десять раз.

– Наконечники мы ласково называем «борики», – смеётся Пётр Панфиленко. –Их огромное множество. Как правило, насадки выбираются в зависимости от диаметра камней и вида работ: монтировка, закрепка, полировка.



По большому счёту монтировку, закрепку и полировку может выполнять всего один человек, но для большей эффективности эти процессы поделены на участке между несколькими сотрудниками. То есть здесь оборудовано настоящее маленькое производство. Здесь начинается жизнь для сотен и тысяч украшений, которые потом разойдутся по свету и будут радовать своих владельцев долгие-долгие годы.





































