На связи водоканал: сколько кубов потребляет Гомель и почему в жировках оказались нули

На связи водоканал: сколько кубов потребляет Гомель и почему в жировках оказались нули

29.07.2020 в 20:03
Евгений Захаров. , "Белка", фото: Мария Амелина

Гомель приближается к стопроцентной обеспеченности населения чистой питьевой водой. Сейчас её нет только в двух географически отдалённых небольших посёлках, но и эта проблема решается. Параллельно ведётся модернизация старых систем водопровода и канализации, применяются новые технологические решения. Об этом «Белке» рассказал главный инженер «Гомельводоканала» Владимир Грибанов.

Машинный зал водозабора «Ипуть»

— Интересно, какой из районов Гомеля потребляет больше всего воды?

— В сутки потребителям мы поставляем от 95 до 110 тыс. кубических метров воды. Население забирает более 70% всей добытой воды. Выделить, в какой части города живут «водохлёбы», не получится, так как вся городская сеть закольцована. Наибольший объём уходит, конечно же, в спальные районы — чем плотнее жилая застройка, тем больше нагрузка на сети.

— А какова протяжённость водопроводных сетей?

— Как от Гомеля до Вены — 1130 км. Кстати, ежегодно капитально ремонтируем более шести километров водопровода. На этот год запланировали 6,5. Около половины от плана уже реализовано. Наиболее крупные объекты расположены на улицах Катунина, Жарковского, Карастояновой и Лазурной, в микрорайоне Костюковка на улице Октябрьской.

— Что делают власти и предприятие, чтобы улучшить качество воды в областном центре?

— С 2010 года в Гомеле отказались от получения воды для населения из поверхностных источников. Завершающим этапом большой программы стал ввод в эксплуатацию водозабора «Ипуть» по улице Луначарского. И сегодня 104 артезианские скважины подают воду на пять станций обезжелезивания воды. Автономные станции обезжелезивания работают в Урицком и в лицее МЧС.

В этом году введена в эксплуатацию станция обезжелезивания в микрорайоне Большевик, после чего отвечающую всем нормативам воду стали получать более 99% жителей областного центра. Разработана проектно-сметная документация на строительство станции в микрорайоне Прибор-Западный, к работам предполагают приступить уже в третьем квартале. После её ввода останется только входящий в зону обслуживания посёлок Ильич. Но и по нему разрабатывается проект подключения к водоводу водозабора «Ипуть» в Красном Маяке.

При проведении капремонта применяем полимерные трубы. Они не подвержены коррозии, производитель даёт гарантию 50 лет службы. Соединение выполняется спайкой или с помощью компрессионных муфт, что обеспечивает требуемый запас надёжности.

— Откуда же тогда в трубах появляется «ржавая вода»? В прошлом году, например, на неё жаловались жители совсем нового микрорайона Шведская Горка.

— В прошлом году произошёл порыв магистрального трубопровода от водозабора «Ипуть». На устранение последствий аварии потребовалось некоторое время, так как необходимо было вымыть всю загрязнённую воду. Это единственная крупная авария за последнее время. Но жалобы на тёмную воду поступают периодически из всех районов города.

Кратковременное отклонение качества водоснабжения может быть вызвано рядом причин, связанных с изменением направления потока и скорости воды в трубопроводах. Это и профилактические работы на внутридомовых сетях холодного и горячего водоснабжения, и даже замена вентиля или счётчика в отдельно взятой квартире. Происходит отслоение с внутренней поверхности трубы скопившихся отложений — чаще всего окиси железа, отсюда и отклонение качества.

Владимир Грибанов

— Недавний сбой в Минске, когда без воды остались более 800 тыс. человек, наверняка и вас заставил пересмотреть технологические подходы к эксплуатации сетей…

— Эти подходы практически одинаковые, но, конечно, мы отреагировали. Ещё раз проверили источники водоснабжения, технологические карты производства ремонтных работ, порядок запуска участка сети в эксплуатацию после ремонта. Вводить какие-либо дополнительные меры контроля не требуется.

— Горожанам интересна судьба общественных водоразборных колонок и питьевых фонтанчиков. Первых стало в разы меньше, а вторые можно вообще пересчитать по пальцам. Наверное, только на пляжах они и остались. А почему бы не оборудовать несколько на центральных улицах и площадях?

— Водоразборных колонок в городе становится всё меньше, потому что отпадает в них нужда. Люди проводят воду прямо в свои домовладения и уже не ходят с вёдрами на улицу.

Перед принятием решения о ликвидации колонки мы сначала проводим обследование улицы, на которой она установлена. Если колонка действительно является единственным источником водоснабжения домовладения, тогда её оставляют.

Кроме того, в Гомеле 198 точек для контроля качества воды, где регулярно отбирают пробы наша аккредитованная лаборатория и центр гигиены и эпидемиологии. Многие колонки являются как раз такими контрольными точками и продолжают выполнять свою функцию.

Что касается фонтанчиков на пляжах, то мы ежегодно промываем питающую их сеть, а также ведём постоянный контроль качества воды. На улицах города люди могут утолить жажду в объектах торговли и общепита.

— Не все поняли, как теперь нужно рассчитываться за воду. В редакцию поступали звонки от читателей, которым за потреблённые кубы выставили 0 рублей. Объясните, что происходит?

— Раньше гомельчане платили за текущий месяц, теперь это нужно делать за прожитый. В переходный период жителям выставили плату по нулям, а снятые ими показания взяли за точку отсчёта для следующей жировки.

— А как «раскидывают» между жильцами дома разницу в показаниях их счётчика и общедомового прибора учёта?

— Никто ничего не раскидывает. Потребители оплачивают воду по показаниям своего индивидуального счётчика. Если где-то в подвале подтекает, то это не проблема людей. Разница выставляется обслуживающей организации, будь то государственное предприятие или товарищество собственников жилья.

К слову, вы обратили внимание, что на многих домах демонтировали поливочные краники, что торчали из слуховых окон цоколя? Так вот, это сделал не «Гомельводоканал», а балансодержатели домов, когда начали искать, за что им выставляют счёт. Хотите поливать газоны? Установите счётчик на поливочный кран, заключите договор между балансодержателем дома или товариществом собственников жилья с «Гомельводоканалом» и поливайте. Ухоженные газоны — это красиво, но за воду необходимо платить.

— Интересно, а кто платит за воду, которую в жилой застройке забирают спецавтомобили МЧС?

— Это совсем другая тема. Существует порядок обеспечения пожаротушения. Дважды в год по договору с нами МЧС проверяет пожарные гидранты по всему городу. В том числе проверяется и объём водоотдачи. Действительно, пожарные отбирают питьевую воду из обычного водопровода, но у нас разработан механизм отчётности об объёмах потребления.

— Извините, но не могу не спросить: неприятный запах вблизи канализационно-насосных станций — это навсегда?

— Все КНС построены в соответствии с разработанными и утверждёнными проектными решениями с соблюдением санитарно-защитных зон и эксплуатируются в соответствии с технологическими режимами. Но что есть, то есть. Сейчас разрабатывается программа установки на КНС систем воздухоочистки. Пилотным проектом стала насосная станция №34 в районе медицинского колледжа, в настоящее время проводится процедура закупки системы для КНС-39 на улице Лепешинского. Следующие в планах — КНС-2 на проспекте Октября и КНС-15 на улице Косарева.

Метки:

Обсуждение