Смертельная физкультура: что не так с происходящим в спортзалах

22.10.2018 в 22:39

Очередной трагический случай заставляет вновь задуматься о том, что белорусское образование должно быть безопасным для здоровья ребенка. В том числе и на уроках физкультуры.

Школьник погиб в Быховском районе на уроке физкультуры — как оказалось, у него были проблемы со здоровьем. К сожалению, подобные случаи не единичны: периодически приходится слышать о новых трагедиях там, где никто не ожидает: на школьных уроках.

В связи с произошедшими трагедиями возникает ряд претензий к тому, как в школах подходят к физвоспитанию и сбережению здоровья детей.

Устаревшие методы составления физнагрузок

В любом виде спорта соревнуются люди, например, одинакового веса или роста — то есть, учитываются их физические данные. У родителей создается впечатление, что школьные нормативы по физкультуре и индивидуальные особенности учащихся не принимают во внимание. Вероятно, составители считают, что все дети одинаковые, как кегли, но если бы теоретики физподготовки провели в реальной школе хотя бы пару недель, то смогли бы заметить, что дети бывают разного роста и веса, они по-разному питаются, у них разный иммунитет, они вообще — РАЗНЫЕ.

В девятом классе у меня была потешная парочка друзей-одноклассников: один ростом 180 сантиметров и очень худой. Второй едва дотягивал до 160 и носил кличку «Пончик». Их усилия и результаты в беге, прыжках и подтягиваниях просто не могут быть одинаковыми.

Уравниловка мальчиков и девочек

Парадокс — несмотря на то, что в вышеупомянутых нормативах все-таки различаются требования хотя бы для мальчиков и для девочек, на занятиях по физкультуре таких различий никто не делает.

Спросите своих детей, как они занимаются, и чаще всего вы услышите, что и мальчики, и девочки бегают одинаковое количество кругов, делают одни и те же приседания, прыгают через скакалку и влезают на канат не столько, сколько смогут, а столько, сколько скажет физрук.

Кстати, во многих странах мира ученики занимаются физкультурой раздельно, с учителями своего пола, и программы у них разные.

Неграмотное расписание

Уроки физкультуры в сетке занятий, как правило, ставят, не учитывая интересы и безопасность детей. Часто после школьного завтрака, с переодеванием в душной раздевалке, без возможности принять душ по завершении занятий… Не говоря уже о том, что после 45 минут беготни и прыганья ребенку не дают времени отдохнуть, переключиться или хотя бы остыть, взмыленные школьники должны тут же заняться биологией, математикой или химией — не слишком рациональный подход к образованию.

Медосмотры на «отвяжись»

Школьные медосмотры — формальные мероприятия, не дающие правдивой информации. Цель медосмотров — не исследовать здоровье ребенка, а поставить галочку. Стадо учеников пригоняют в поликлинику, и оно с радостным гоготом кочует из кабинета в кабинет, где каждому из детей уделяется минимальное время, за которое можно заметить, разве что, наличие горба и косоглазия.

Одно из трагических доказательств — за два дня до прошлогодней гибели Никиты Храмцова он проходил медкомиссию для военкомата, и она не нашла никаких нарушений здоровья у подростка. После смерти выяснилось, что у мальчика было очень серьезное сердечное заболевание.

И очень часто бывает, что результатам медосмотра слепо доверяют не только учителя, но и родители, а дети, в итоге, оказываются недообследованными.

Верните медработника в каждую школу!

Раньше в каждой школе была медсестра. А в некоторых, особо крупных — еще и школьные врачи и даже стоматологические кабинеты. И в случае недомогания или получения травмы ребенок мог моментально получить не только медицинскую помощь, но и профессиональную оценку своего состояния. А в критических ситуациях, когда все могут решить несколько секунд до приезда скорой, медработник и его указания просто жизненно необходимы.

Сейчас в школах нет постоянно находящегося там медслужащего. По новым правилам одна медсестра обслуживает несколько учебных заведений, а сама она и ее кабинет располагаются вообще не в школе, а в поликлинике. Учитывая, что здоровье детей сейчас совсем не на высоте, понятно, что этот подход в корне неверен.

Спецгруппам — специалистов на занятиях

Еще десять лет назад дети с особой группой здоровья полностью освобождались от общих уроков физкультуры и направлялись в группы ЛФК (обычно при поликлиниках), где с ними занимался специально обученный специалист.

Лечебная физическая культура — это не «пробежишь на три круга меньше», а раздел клинической медицины, направленный на восстановление больного методами, которые не повредят ему в его нынешнем состоянии. Недопустимо, чтобы ребенок с таким серьезным диагнозом, как сердечно-сосудистое заболевание, занимался физкультурой без руководства обученного специалиста.

Оздоравливать, а не выматывать

О том, что здоровье большинства современных детей оставляет желать лучшего, не сказал только очень ленивый врач-педиатр. Факторов, влияющих на это, множество: и плохая экология после Чернобыля, загазованность воздуха, вредное жирное питание.

Дети слабее, чем их родители, а это значит, что уроки физкультуры стоит направить не на бешеные гонки ради оценки, а на оздоровление детских организмов. Существуют сотни систем физических упражнений, составленных с учетом максимальной безопасности для здоровья — и сейчас уже очевидно, что пора начинать их использовать в школьной программе по физкультуре, которую, убеждена, следует полностью переделать с учетом индивидуальных особенностей учеников. 

*** Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Обсуждение

Загрузка...