Когда нанимателю нет дела до пенсии работника: сколько в Гомельской области неплательщиков страховых взносов и как от этого страдают простые люди

Когда нанимателю нет дела до пенсии работника: сколько в Гомельской области неплательщиков страховых взносов и как от этого страдают простые люди

02.03.2020 в 22:03
Юлия Гедройц, "Правда Гомель"

На острые вопросы журналиста «Гомельскай праўды» ответил начальник областного управления Фонда социальной защиты населения Дмитрий Желобков.

Начальник областного управления Фонда социальной защиты населения Дмитрий Желобков

ЗЛОСТНОЕ «ТОРНАДО»

– Буквально несколько дней назад Президент Александр Лукашенко на VIII съезде Федерации профсоюзов Беларуси назвал недопустимой ситуацию, когда наниматель не уплачивает за работников взносы в Фонд социальной защиты населения, тем самым лишая их части будущей пенсии. Какова картина с уплатой страховых взносов в Гомельской области?

– Официальные данные обновляются каждый квартал. На 1 января 2020 года на Гомельщине 51 неплательщик суммарно задолжал фонду 157 тысяч рублей. Это меньше, чем в других областях. Что, конечно, не повод для самоуспокоения, но можно считать показателем эффективности нашей работы. Если же говорить о данных в режиме реального времени, то субъектов-должников больше и суммы там внушительнее, однако есть заверения руководителей, что задолженности будут погашены в самое ближайшее время. Больше беспокоят старые должники. Хотя и здесь у нас небольшие подвижки в лучшую сторону. Длительное время задолженность имело государственное предприятие «Речицаобувь», но в феврале оно рассчиталось. Так что на сегодняшний день у нас в области нет ни одного предприятия с государственной формой собственности со старыми долгами перед ФСЗН. 

– Что значит старые долги – это сколько по времени?

– Свыше двух месяцев.

– Вроде немного. Поясните, пожалуйста.

– Практика показывает, что срок до двух месяцев – оптимальный для взыскания долгов, особенно с частников. Как правило, в это время неплательщик пока еще ведет хозяйственную деятельность, а значит, с ним можно пообщаться и принять другие меры: через экономический суд взыскать долг, приостановить операции по счетам, наложить арест на счета и имущество. Если этого не получилось в течение полугода, дальше действовать намного сложнее, почти бесполезно: директор увольняется, учредитель бездействует, фирма вообще исчезает, порой не найти никаких следов. Остаются только работники, которых такой горе-наниматель не соизволил иногда даже уволить. Тогда они вынуждены или увольняться через суд, или искать директора, чтобы он их уволил и поставил печати в трудовой книжке. Такая проблема особо остро сказывается на пенсионерах с коэффициентом выше 1.3. Они, не получив в такой фирме увольнение, считаются работающими и недополучают часть пенсии. 

– Кто самый злостный неплательщик страховых взносов в Гомельской области?

– ЧП «ТОРНАДО ДРЕВ». Это предприятие изначально действовало на территории Минской области. Уже там не уплатило в ФСЗН около 11 тысяч рублей. Затем эта фирма перерегистрировалась в Железно­дорожном районе Гомеля. Мы получили информацию от бывших работников, что наниматель фактически все расчеты ведет через третье лицо. Это нарушение как Гражданского, так и Налогового кодекса. Сегодня задолженность «ТОРНАДО ДРЕВ» перед нашим фондом составляет 12 тысяч 291 рубль. Пытались через экономический суд ограничить учредителю право выезда за рубеж, поскольку такая мера может применяться при наличии недоимки и умышленном уклонении должника от уплаты и исполнения обязательств. Однако суд пока не принял нашу сторону, посчитав, что мы не смогли доказать умышленность его действий. Впрочем, никто не запрещает нам обратиться с таким иском повторно и привести новые доказательства.

ЗАДОЛЖАЛИ ПОЧТИ НА 2000 ПЕНСИЙ

– Вы упомянули, что в режиме реального времени должников перед ФСЗН больше. 

– Да, например, в феврале не произвела необходимые взносы «Буровая компания «Дельта». Это крепкая компания, большой объем работ выполняет за рубежом. Один раз в 2018 году они уже имели случай неуплаты. Насколько понимаем из их объяснений, предприятие ждет поступление экспортной выручки из России. Свой долг в 166 тысяч рублей «Дельта» обещала погасить к 1 марта. 
А вообще на 28 февраля сумма неуплаты страховых взносов со стороны всех должников по Гомельской области составляла 879 тысяч рублей. 

– Интересно, сколько это пенсий?

– Давайте посчитаем. По данным статистики, по итогам 2019 года средний размер трудовой пенсии по возрасту в Беларуси составил 445,7 рубля. Таким образом, долг равняется 1972 пенсиям.

В феврале не произвела необходимые взносы «Буровая компания «Дельта». А вообще на 28 февраля сумма неуплаты страховых взносов со стороны всех должников по Гомельской области составляла 879 тысяч рублей

– Если эти средства не удается взыскать с должников, они компенсируются из бюджета?

– Нужно понимать, что сегодня только Минская область и город Минск сами обеспечивают себя в плане выплаты пенсий. Все остальные области, в том числе Гомельская, дотационные. Это связано с разным уровнем дохода и разным соотношением количества работающих к количеству пенсионеров. Так, в столице на 100 пенсионеров приходится 223 работающих, в Минской области – 177, а в Гомельской – всего 153. К тому же уровень доходов в столице выше. Так что мы вынуждены привлекать деньги из Минска и Минской области, а задолженность предприятий и организаций перед нашим фондом увеличивает сумму необходимых дотаций. Однако ситуация вовсе не критическая. Как я уже сказал, суммарный долг по страховым взносам в нашем регионе около 800 тысяч рублей, тогда как на выплату пенсий нам нужно около 200 миллионов. Дотации составляют 40–50 миллионов, то есть примерно 20%. Вот такой порядок чисел. Примерно такая же обеспеченность в Гродненской и Брестской областях. В Могилевской и Витебской – ниже. 

Когда нанимателю нет дела до пенсии работника: сколько в Гомельской области неплательщиков страховых взносов и как от этого страдают простые люди

– Как именно простые работники страдают от неуплаты предприятием страховых взносов?

– В Беларуси действует солидарно-распределительная система выплаты пенсий. Это значит, что нынешнее поколение работающих своими взносами обеспечивает выплату пенсий тем поколениям, которые уже на заслуженном отдыхе. Страховые взносы собираются по всей республике и попадают на единый казначейский счет. Оттуда идет финансирование пенсий в каждой области. Какие последствия? Если есть хотя бы один день неуплаты взноса, то выпадает месяц страхового стажа. И потом, когда работник обращается за начислением пенсии, этот период ему не засчитывается. Причем организация могла не платить или недоплачивать не один месяц, а несколько лет. Представьте, какие это потери для работника. Вполне вероятна ситуация, когда ему в принципе не хватит страхового стажа как такового для начисления трудовой пенсии (сегодня он 17,5 года, а к 2025 году составит 20). Тогда будет начислена социальная пенсия, которая почти в два раза ниже минимальной трудовой. Хотя человек честно трудился.

– Согласитесь, очень не справедливо. Есть какие-то меры у работника, чтобы защититься?

– Здесь на помощь приходит система персонифицированного учета, которая содержит данные с 2003 года. Эта информация конфиденциальная, она предоставляется только лично работнику. Узнать данные соседа, мужа или коллеги нельзя. Чтобы получить сведения, нужно с паспортом и страховым свидетельством (так называемой зеленой карточкой) обратиться с заявлением в любое наше отделение, вне зависимости от места своего проживания. Мы можем выдать информацию на руки или прислать по почте. Сроки предоставления обычно два-три дня. Иногда дольше. Если что-то в выписке непонятно, любой специалист фонда разъяснит, что к чему. 

– Как часто обращаются за выписками?

– Это востребовано. За 2019 год по запросам органов по труду выдано 19 805 выписок, по запросу физических лиц – 2539.

– Толк с таких запросов есть?

– Безусловно. Приведу такой пример. В прошлом году к нам обращались работники «Гомельхлебпрома», которые решили, что на предприятии есть проблемы как с уплатой страховых взносов, так и с достоверностью тех сведений, которые подаются в систему персонифицированного учета. И действительно, после того, как предприятие сдало очередной отчет в систему персучета, выяснилось, что оно должно фонду 580 тысяч рублей. На сегодня долг составляет около 458 тысяч. «Гомельхлебпром» обещает расплатиться к 10 марта. 

На сегодня долг «Гомельхлебпрома» в фонд составляет около 458 тысяч рублей

Если есть хотя бы один день неуплаты взноса, то у работника выпадает месяц страхового стажа

ШТРАФЫ, ПИСЬМА, УГОВОРЫ

– Какие ещё предприятия обозначите как проблемные? У многих на слуху экономические трудности на «Гомсельмаше». Как там обстоят дела с уплатой страховых взносов?

– Считаю, что «Гомсельмаш» молодец, потому что при всех проб­лемах это предприятие по взносам рассчитывается день в день. Дело в том, что как только образовывается недоимка, идёт начисление пени. Она небольшая, в размере учётной ставки Нацбанка, однако с их суммами начислений может вылиться в немалые деньги. На «Гомсельмаше» уже не допускают просрочки по платежам, а значит, сберегают каждую копейку, каждый рубль. Одним словом, рачительные хозяева. Вместе с тем, я бы отметил, что на Гомельском радиозаводе не очень здоровая экономическая ситуация. Долг перед ФСЗН составляет 54 тысячи 800 рублей. 

– Штрафы к злостным неплательщикам применяются? 

– Да, в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 11.54, по которой неуплата или неполная уплата страховых взносов наказывается штрафом в размере 20% от суммы неуплаты. При этом есть нюанс: в 2019 году появилось примечание к статье. Если на предприятии или в организации не выплачена зарплата, то санкции к предприятию применяет Департамент по труду, а наш фонд тогда штраф не выставляет. Мы применяем такую меру, только если зарплата выплачена, а взносы – нет. Также обратил бы внимание, что в прошлом году, чтобы не было случаев выплаты зарплаты без уплаты страховых взносов в ФСЗН, введена обязанность плательщиков согласовывать справку об исполнении данных обязательств с нашим фондом. То есть сегодня выплатить зарплату через расчетный счет и не уплатить взносы стало гораздо проблематичнее. 

– Слышала, что иногда фонд пишет письма работникам проблемных предприятий. В чем их суть?

– Наши специалисты пишут такие письма, но это крайняя мера. У нас достаточно других рычагов, чтобы воздействовать на неплательщиков. Мы о них уже поговорили. И только если практически все меры исчерпаны, то отправляем работникам письма, в которых разъясняем, что они теряют свой страховой стаж. Есть вероятность, что сами члены коллектива смогут повлиять на директора и поспособствовать тому, что он сделает платежи в фонд. Но обычно такие работники просто увольняются, потому что понимают: если продолжат трудиться на подобном предприятии, у них будут проблемы с пенсией. В любом случае можно хотя бы быть уверенным, что работники знают о сложившейся ситуации и могут принимать ответственные решения.

Метки: