Большинство промышленных предприятий имеет довольно лаконичный ассортимент выпускаемой продукции и определенный перечень комплектующих, от поставок которых зависит бесперебойная работа производства. Но как быть, если каждое изделие — это фактически новый продукт? В ОАО «Коминтерн» о санкциях не только наслышаны — успели ощутить их на себе. Однако предприятие не просто выстояло, но и пользуется ситуацией для наращивания экспорта.
Поставки не пострадали
Сегодня «Коминтерн» — единственное специализированное предприятие в Беларуси по производству классических мужских костюмов. Сейчас здесь вовсю кипит работа, хотя препятствий для этого появилось немало.
— Санкции не обошли нас стороной, как и связанные с ними проблемы, — не скрывает заместитель генерального директора по экономическим вопросам ОАО «Коминтерн» Вера Горбачева. — Но благодаря слаженной работе руководства и коллектива удалось быстро нейтрализовать негативные моменты. Могу с гордостью сказать, что мы не просто не остановили производственные линии. Ни по одному заказу не были сорваны поставки.
Мода не стоит на месте. Ежегодно коллекции обновляются более чем на 60 процентов. Соответственно, и поставщиков материалов для обновленного ассортимента необходимо искать практически с нуля.
— Нам и до санкций было не всегда просто работать, — поясняет руководитель. — Мы не завязывались на каком-то одном поставщике и покупали материалы у достаточно большого числа производителей. Части будущего костюма могут ехать к нам из Германии, Турции, Китая. Расстояния большие, а потому логистика становится ключевым моментом. Именно по ней и пришелся санкционный удар. Запрет для российских и белорусских перевозчиков на перемещение товаров по территории ЕС стал одной из самых серьезных проблем. Но выход из ситуации нашелся, ведь рынок так просто не разрушишь — все заинтересованы в сохранении контактов и выполнении уже подписанных договоров.
Задача — поддержать людей
Сколь-либо серьезных финансовых потерь на предприятии не фиксируют. Напротив, показатели растут. Вера Горбачева разъясняет:
— Работаем с чистой прибылью, наращиваем ее. В текущем году смогли поднять и заработную плату. Это немаловажный момент — нужно поддержать людей. Предприятие у нас на 80 процентов женское, а это и подарки, и помощь к школе для детей. Да и не хочется, чтобы люди уходили от нас в поисках лучших условий. Стараемся такие условия создавать у себя на заводе.
Сложности локализации
Сейчас на «Коминтерне» могут пошить практически все в своем сегменте рынка. Но и к качеству материалов требования особые. Много ли белорусского в белорусских костюмах?
— Основной импорт — ткань верха. Импортозамещение здесь пока не получается, — объясняет Вера Петровна. — Должно быть разнообразие в оттенках, структуре ткани, а значит, и в поставщиках. А вот фурнитура — другое дело. Те же пуговицы для нас выпускает Витебский приборостроительный завод. Полотно с клеевым покрытием для подкладки тоже в основном белорусское. Бязь, дублерин, ярлыки — все отечественное. Плотно работаем, к примеру, с могилевским «Моготексом».
Есть, впрочем, и товарная позиция, где локализация белорусских тканей составляет 100 процентов. В период пандемии освоили выпуск медицинских халатов, бахил, комбинезонов. Поставщиком необходимых материалов стало предприятие «СветлогорскХимволокно». А еще на «Коминтерне» занимаются пошивом формы для пограничников. Это своего рода дань традиции. В 1919 году предприятие начинало свой путь в качестве фабрики по пошиву военного обмундирования.
Европейское — значит, белорусское
Перспективным на «Коминтерне» всегда считали европейский рынок. Британия, Франция, Дания — экспортная карта уверенно прирастала новыми клиентами. Возможно, поэтому в близкую географически Украину поставки были минимальными, а потому и потеря данного рынка безболезненна. Сейчас 73 процента экспорта направляется в Россию. За год этот показатель вырос на 10 процентов. Для многих предприятий излишняя ориентированность на запросы европейского рынка в условиях санкций обернулась проблемами. Но «Коминтерну» даже это сыграло на руку. Освободившиеся после ухода западных брендов ниши на российском рынке занять оказалось куда проще.
— Сейчас у нас заключены договоры как со старыми, так и с новыми партнерами в России, — отмечает заместитель генерального директора ОАО «Коминтерн». — Многие российские производители оказались не готовы конкурировать с нами по качеству и цене. Особенно в сегменте одежды, соответствующей модным тенденциям. Европейское качество россияне теперь покупают с пометкой «сделано в Беларуси». Вырос и интерес со стороны российских индивидуальных предпринимателей, хотя раньше ИП не занимали сколь-либо существенную часть экспортного рынка.
Модернизация идет по плану
Не прекращают на предприятии активное перевооружение и технологическое обновление производства.
— Проблем с оборудованием и запчастями сейчас нет, — утверждает Вера Горбачева. — К примеру, закупаем игольчатый стол из Турции. Договор уже подписан. Оборудование необходимо для настилания ткани верха в клетку — меньше ручных затрат по подгонке рисунка. Аналогичный стол у нас уже есть, но и клетка нынче в моде.
Работать для каждого клиента
Состоявшийся в пошиве мужской одежды «Коминтерн» осваивает и женскую территорию. В минувшем году представили первую коллекцию, в нынешнем можно увидеть уже третью. Пошита к началу учебного года и школьная форма для мальчиков. Желающим хватит, но особого запаса не делали: вдруг со следующего года введут единую форму. Да и в целом работа налажена не на склад, а под конкретные запросы рынка и даже отдельных клиентов. Так что «такое же, но с перламутровыми пуговицами» здесь обязательно найдут, заверяет руководитель:
— Мы в принципе можем удовлетворить сегодня любой запрос. У нас есть салон по пошиву изделий. Если костюм понравился клиенту, но есть особенности фигуры, — все подгонят по ней. Если же необходимы другая ткань или цвет — тоже не проблема. Да, такие заказы выйдут дороже. Но спрос есть, и он постоянный.
Традициям не изменяют
Пока менее расторопные конкуренты решают экономические проблемы, на «Коминтерне» занялись ребрендингом. Название, правда, решили не менять. Ограничились заменой шрифта и логотипа. Вера Горбачева поясняет такой подход:
— Иногда нас журят, что название какое-то советское. Но ведь люди знают продукцию предприятия именно под таким брендом — почему же им не гордиться? С этим товарным знаком мы прошли большой путь — длиною в 100 лет. С ним же вопреки санкциям продолжим работать и дальше.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.