Большинство промышленных предприятий имеет довольно лаконичный ассортимент выпускаемой продукции и определенный перечень комплектующих, от поставок которых зависит бесперебойная работа производства. Но как быть, если каждое изделие — это фактически новый продукт? В ОАО «Коминтерн» о санкциях не только наслышаны — успели ощутить их на себе. Однако предприятие не просто выстояло, но и пользуется ситуацией для наращивания экспорта.
Поставки не пострадали
Сегодня «Коминтерн» — единственное специализированное предприятие в Беларуси по производству классических мужских костюмов. Сейчас здесь вовсю кипит работа, хотя препятствий для этого появилось немало.
— Санкции не обошли нас стороной, как и связанные с ними проблемы, — не скрывает заместитель генерального директора по экономическим вопросам ОАО «Коминтерн» Вера Горбачева. — Но благодаря слаженной работе руководства и коллектива удалось быстро нейтрализовать негативные моменты. Могу с гордостью сказать, что мы не просто не остановили производственные линии. Ни по одному заказу не были сорваны поставки.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2022/08/181920963f049b872cc3ad66df9221d4.jpg)
Вера Горбачева
Мода не стоит на месте. Ежегодно коллекции обновляются более чем на 60 процентов. Соответственно, и поставщиков материалов для обновленного ассортимента необходимо искать практически с нуля.
— Нам и до санкций было не всегда просто работать, — поясняет руководитель. — Мы не завязывались на каком-то одном поставщике и покупали материалы у достаточно большого числа производителей. Части будущего костюма могут ехать к нам из Германии, Турции, Китая. Расстояния большие, а потому логистика становится ключевым моментом. Именно по ней и пришелся санкционный удар. Запрет для российских и белорусских перевозчиков на перемещение товаров по территории ЕС стал одной из самых серьезных проблем. Но выход из ситуации нашелся, ведь рынок так просто не разрушишь — все заинтересованы в сохранении контактов и выполнении уже подписанных договоров.
Задача — поддержать людей
Сколь-либо серьезных финансовых потерь на предприятии не фиксируют. Напротив, показатели растут. Вера Горбачева разъясняет:
— Работаем с чистой прибылью, наращиваем ее. В текущем году смогли поднять и заработную плату. Это немаловажный момент — нужно поддержать людей. Предприятие у нас на 80 процентов женское, а это и подарки, и помощь к школе для детей. Да и не хочется, чтобы люди уходили от нас в поисках лучших условий. Стараемся такие условия создавать у себя на заводе.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2022/08/7c13c3425157f21984d89aa34f9a3c50.jpg)
Санкции не остановили производство
Сложности локализации
Сейчас на «Коминтерне» могут пошить практически все в своем сегменте рынка. Но и к качеству материалов требования особые. Много ли белорусского в белорусских костюмах?
— Основной импорт — ткань верха. Импортозамещение здесь пока не получается, — объясняет Вера Петровна. — Должно быть разнообразие в оттенках, структуре ткани, а значит, и в поставщиках. А вот фурнитура — другое дело. Те же пуговицы для нас выпускает Витебский приборостроительный завод. Полотно с клеевым покрытием для подкладки тоже в основном белорусское. Бязь, дублерин, ярлыки — все отечественное. Плотно работаем, к примеру, с могилевским «Моготексом».
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2022/08/fd8b46124ac45114ecda5732b371dbd3.jpg)
Мужская мода в женских руках
Есть, впрочем, и товарная позиция, где локализация белорусских тканей составляет 100 процентов. В период пандемии освоили выпуск медицинских халатов, бахил, комбинезонов. Поставщиком необходимых материалов стало предприятие «СветлогорскХимволокно». А еще на «Коминтерне» занимаются пошивом формы для пограничников. Это своего рода дань традиции. В 1919 году предприятие начинало свой путь в качестве фабрики по пошиву военного обмундирования.
Европейское — значит, белорусское
Перспективным на «Коминтерне» всегда считали европейский рынок. Британия, Франция, Дания — экспортная карта уверенно прирастала новыми клиентами. Возможно, поэтому в близкую географически Украину поставки были минимальными, а потому и потеря данного рынка безболезненна. Сейчас 73 процента экспорта направляется в Россию. За год этот показатель вырос на 10 процентов. Для многих предприятий излишняя ориентированность на запросы европейского рынка в условиях санкций обернулась проблемами. Но «Коминтерну» даже это сыграло на руку. Освободившиеся после ухода западных брендов ниши на российском рынке занять оказалось куда проще.
— Сейчас у нас заключены договоры как со старыми, так и с новыми партнерами в России, — отмечает заместитель генерального директора ОАО «Коминтерн». — Многие российские производители оказались не готовы конкурировать с нами по качеству и цене. Особенно в сегменте одежды, соответствующей модным тенденциям. Европейское качество россияне теперь покупают с пометкой «сделано в Беларуси». Вырос и интерес со стороны российских индивидуальных предпринимателей, хотя раньше ИП не занимали сколь-либо существенную часть экспортного рынка.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2022/08/9b87b578ec60626eb46753ea0b3b6f3f.jpg)
Так рождается европейская мода
Модернизация идет по плану
Не прекращают на предприятии активное перевооружение и технологическое обновление производства.
— Проблем с оборудованием и запчастями сейчас нет, — утверждает Вера Горбачева. — К примеру, закупаем игольчатый стол из Турции. Договор уже подписан. Оборудование необходимо для настилания ткани верха в клетку — меньше ручных затрат по подгонке рисунка. Аналогичный стол у нас уже есть, но и клетка нынче в моде.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2022/08/b1f195b7342951cdf0586cfe217c4ef3.jpg)
Обновление модельного ряда — процесс непрерывный
Работать для каждого клиента
Состоявшийся в пошиве мужской одежды «Коминтерн» осваивает и женскую территорию. В минувшем году представили первую коллекцию, в нынешнем можно увидеть уже третью. Пошита к началу учебного года и школьная форма для мальчиков. Желающим хватит, но особого запаса не делали: вдруг со следующего года введут единую форму. Да и в целом работа налажена не на склад, а под конкретные запросы рынка и даже отдельных клиентов. Так что «такое же, но с перламутровыми пуговицами» здесь обязательно найдут, заверяет руководитель:
— Мы в принципе можем удовлетворить сегодня любой запрос. У нас есть салон по пошиву изделий. Если костюм понравился клиенту, но есть особенности фигуры, — все подгонят по ней. Если же необходимы другая ткань или цвет — тоже не проблема. Да, такие заказы выйдут дороже. Но спрос есть, и он постоянный.
![Мода не стоит на месте: как гомельский «Коминтерн» работает в условиях санкций](https://progomel.by/wp-content/uploads/2022/08/9d7cb799dc6cebb3c69f9416d7e032a6.jpg)
К качеству материалов — особые требования
Традициям не изменяют
Пока менее расторопные конкуренты решают экономические проблемы, на «Коминтерне» занялись ребрендингом. Название, правда, решили не менять. Ограничились заменой шрифта и логотипа. Вера Горбачева поясняет такой подход:
— Иногда нас журят, что название какое-то советское. Но ведь люди знают продукцию предприятия именно под таким брендом — почему же им не гордиться? С этим товарным знаком мы прошли большой путь — длиною в 100 лет. С ним же вопреки санкциям продолжим работать и дальше.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.