Гомельский жирокомбинат – на «оздоровлении»: как предприятие уходит от банкротства

Гомельский жирокомбинат – на «оздоровлении»: как предприятие уходит от банкротства

11.02.2021 в 12:18
Юлия Митрахович, фото автора, "Гомельские ведомости"

Впервые за последние пять лет Гомельский жировой комбинат сработал с прибылью. Маленькая победа крупного предприятия. Если бы это услышали на комбинате в далёкое советское время, когда оно обеспечивало продукцией весь Союз, расценили бы как плохую шутку. Два года назад, пока вокруг ползли слухи о банкротстве, из-за неподъёмных долгов кредиторам предприятие вошло в процедуру санации. Известный гомельский майонез и мыло с полок магазинов не исчезли. 

«Ведомости» узнали, как живёт предприятие в новых реалиях.

Шаг за шагом

В стадию санации (оздоровления) предприятие было введено в декабре 2018 года. Поднимать его со дна по решению экономического суда принялась команда во главе c опытным антикризисным управляющим Дмитрием Борейко. За плечами у него уже есть опыт проведения санации на Калинковичском мебельном комбинате в 2008 году. Сегодня это предприятие работает стабильно. Ожидает ли такая счастливая участь Гомельский жировой комбинат? Подводя черту под проделанной за годы санации работой, первый заместитель директора жирокомбината Игорь Можанов говорит о первых к тому предпосылках – с середины 2019-го комбинат работает без убытка:

– Когда мы пришли на предприятие, рентабельность некоторой продукции была минус 60 процентов. Даже не было денег, чтобы закупить этикетку, сырьё и своевременно выставить товар на полки. В какую бы торговую сеть я ни приезжал, наша продукция была в ограниченном количестве. Доверие в связи с перебоями в поставках было утеряно. Ведь торговля зарабатывает полками. Нас забрасывали письмами о невыполнении сроков, выплате штрафов. 

Закатав рукава, новое руководство наметило план работы: снизить себестоимость в части закупок и переработки технологий производства, сделать компактный ассортимент, поработать над ценой продукта. Благодаря этому за год удалось сэкономить 1 миллион 300 тысяч долларов.

Сегодня, заверяет Игорь Можанов, репутация у партнёров практически восстановлена. В некоторых торговых сетях прирост: например, товарооборот «ОМА» – 180 процентов, «Санта» – 164 процента, «Мила» – 280 процентов. По поставке сырья  начинали работать с предоплатой, сейчас – с отсрочкой платежа.

На Припятском производственном участке общества проведена модернизация оборудования котельной. Поставлена многоступенчатая система водоочистки. Всё это позволило предприятию ежемесячно экономить около 20 тысяч долларов. Также проведён капитальный ремонт прессового оборудования.

– Находясь в санации, мы ни разу не позволили себе не выплатить или задержать заработную плату. Наоборот, ввели аванс, – поднимает отчёты первый замдиректора. – Средняя зарплата поднялась на 14 процентов. Сегодня она составляет 754 рубля. За время санации сокращений в трудовом коллективе не было. На сегодня перед предприятием нет задолженности по налогам перед бюджетом по текущей деятельности. Ни разу не вышли на комиссию на продление на оплату электроэнергии или газа. 

Майонез для «зожников»

На первом этапе санации было принято решение оставить самые высокодоходные товары и с самой быстрой оборачиваемостью. 150 наименований выпускаемой продукции отфильтровали до 86. Осталось мыло всех видов, майонезы, маргарины и кетчупы. При этом в каталоге продукции появляются новинки. Выпустили три новых вида кетчупа – для гриля, пасты и «Нежный». Чтобы выделяться среди конкурентов, ушли от стандартной горчицы в банках и, используя незагруженное оборудование, выпустили продукцию в упаковке дой-пак. Это монреальская горчица с кленовым сиропом и мёдом и бомбейская – с куркумой и карри. 

– Майонез классический «Провансаль» 67 процентов делается по советским рецептам на натуральном сырье, и менять мы ничего не собираемся, – успокаивает любителей ГОСТовского Игорь Можанов. 

– Сегодня потребление майонеза падает. Рынок требует менее жирную продукцию. Чтобы остаться на рынке, мы стали разрабатывать низкожировые виды майонеза и соусы, в том числе на водной основе. В марте на полках появятся песто, ткемали, кисло-сладкий с ананасами, шведский с брусникой. 

В Америку и Китай. Непростой 2020-й жирокомбинат закончил с прибылью от реализации и с чистой прибылью. Это первый плюс в отчётах за последние пять лет. Рентабельность выросла с минус 8 до плюс 5,3 процента.


Хорошо пошёл экспорт продукции. Если в 2019 году он принёс 380 тысяч долларов, то в 2020-м вырос до 1 миллиона 54 тысяч долларов, что составило рост 269 процентов. 

– Наши майонезы имеют срок годности четыре месяца, – поясняет Игорь Можанов. – Из-за этого их даже в центральную часть России не хотят принимать. Конечно, можно сделать его химическим и дать срок жизни год, но мы – за качество. Основная экспортная составляющая – это мыло. География поставок – Российская Федерация, Казахстан, Молдова, в санации вышли на американский рынок. Да, поставки нечастые и небольшие, но сам факт радует.

Довольно успешно делегация жирокомбината представила продукцию на международной выставке в китайском Шанхае: 

– Просто так прийти на китайский рынок нельзя, – говорит Игорь Можанов. – Необходимо найти местного партнёра, который заявляется на получение разрешения в Министерство торговли, коммерческий банк. Вся продукция должна быть сертифицирована – с этим у нас проблем нет. Во время визита мы подписали два меморандума о сотрудничестве. Вопрос прорабатывается. В одном Шанхае проживает 25 миллионов человек. В случае заключения контракта и поставки продукции экономические показатели плана санации существенно увеличатся.


Что дальше? По Закону «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», в связи с тем, что первые 18 месяцев санации были успешными, осенью 2020-го кредиторы ходатайствовали о продлении процедуры ещё на год. Если долги не погашены, есть положительная работа, кредиторы по согласованию с Советом Министров могут продлить санацию ещё на пять лет. За эти годы предприятие должно полностью рассчитаться со всеми долгами и работать безубыточно. 

– Исходя из положительной динамики работы, мы уже начали гасить задолженность Минфину. Обьём продукции в этом году должен увеличиться ещё на 10–15 процентов к уровню 2020-го, – смотрит в будущее собеседник. – Скрывать нечего: долги у предприятия большие и за год не закроешь то, что накапливалось пять. По сути, сколько лет этот долг рос, столько и нужно времени, чтобы его вернуть. Но руководство и трудовой коллектив уверены в успешном завершении плана санации и в дальнейшей  стабильной работе предприятия.

Метки:

Обсуждение