«И всё же – будет ли запах?» Сегодня стартовали пуско-наладочные работы на светлогорском заводе белёной целлюлозы

«И всё же – будет ли запах?» Сегодня стартовали пуско-наладочные работы на светлогорском заводе белёной целлюлозы

07.07.2018 в 15:07
Андрей Силивончик, "Светлагорскія навіны", фото автора и Дмитрия Хомицевича

Вчера в дирекции ОАО «Светлогорский ЦКК» приняли решение перенести запуск завода белёной целлюлозы на более ранний срок. Пусконаладочные работы по полному технологическому циклу начались в субботу, 7 июля, сообщают “Светлагорскія навіны”.

Ранее планировалось, что ЗБЦ начнёт работу 10 июля. В дирекции предприятия также предупредили о возможных неудобствах, связанных с пусконаладочными работами, и попросили отнестись к этому с пониманием.

«И всё же – будет ли запах?» Как на ЗБЦ отвечают на вопросы о повторном запуске предприятия

Многочисленные компетентные комиссии с завидным постоянством и периодичностью проводят мониторинг систем и коммуникаций нового завода беленой целлюлозы, уделяя особое внимание состоянию очистных сооружений, ответственных за безопасность воздушной среды и водных ресурсов. И хотя они утверждают о соответствии нормам ПДК, даже в то время, когда завод не работал, по городу витали упорные слухи: как будто бы эпизодически ощущается знакомый неприятный запах. Районные депутаты в очередной раз посетили ЗБЦ, чтобы собственными глазами посмотреть, насколько жалобы граждан соответствуют действительности. А заодно и поинтересоваться, какие особые меры предприняты для исключения пагубного воздействия технологических процессов производства беленой целлюлозы на окружающую среду.

У ворот нового завода гостей — председателя Светлогорского районного Совета депутатов Людмилу Величко, депутатов Игоря Ходановича (начальник Светлогорского РОЧС), Александра Гурзу и Наталью Клочкову, а также прибывших вместе с ними главного санитарного врача Светлогорского района Александра Лугинца, специалиста райинспекции природных ресурсов и ООС Юлию Барановскую — встречали начальник управления по строительству Николай Бибик и заместитель генерального директора по идеологической работе и персоналу Сергей Горбачев. Они сразу предупредили, что пока в производственные помещения доступа нет, так как сейчас проходит конечный этап пусконаладочных работ при участии австрийских шеф-инженеров компании ANDRITZ — генеральных поставщиков оборудования и субподрядчиков строительства.

Осмотр нового завода беленой целлюлозы начался со стартового этапа — с сырьевой площадки или, как ее называют, «биржи балансовой древесины».

— Территория биржи балансов занимает порядка 30 га, одновременный объем хранения — в среднем 200 тыс. куб. м. При максимальной загрузке производства этого объема хватает на 1 месяц бесперебойной работы.

Сейчас площадка заполнена на полную мощность. Причем здесь присутствует и древесина, пораженная жуком-короедом, которой, как известно, очень трудно найти область применения в строительстве или мебельном производстве.

Людмила Величко озвучила вопрос, с которым очень часто обращается к депутатам местное население: «Откуда будет поставляться древесина: только из Светлогорского района или из других мест тоже?»

— Мощность нашего предприятия предусматривает производство 400 тыс. тонн беленой целлюлозы, — рассказал Николай Бибик. — Для ее производства нам потребуется в среднем 2,5 млн. куб. м балансовой древесины. По данным Министерства лесного хозяйства ежегодно в стране можно без ущерба для природного ресурса заготавливать в среднем 13-14 млн. куб. м леса, так что наша потребность в сырье вполне обеспечивается за счет внутренних возможностей страны. В первую очередь мы рассматриваем среди поставщиков сырья близлежащие лесные хозяйства, тем самым обеспечивая их устойчивым объемом работы. Однако у нас заключены договора на поставку балансовой древесины из других районов и областей Беларуси, то есть больше того, что нам может дать Светлогорский лесхоз в рамках собственных утвержденных объемов, мы не возьмем, а значит никакого ущерба лесному хозяйству района в угоду нашему предприятию нанесено не будет.

В ходе знакомства с предприятием гости получили представление о полном цикле производственного процесса изготовления целлюлозы. Однако более всего их интересовали насущные вопросы экологического характера.

Так, депутата Боровиковского сельсовета Наталью Клочко, которая работает фельдшером в Якимослободском ФАП, интересовали сбросы сточных вод в Березину:

— У нас пошли слухи, что из-за выбросов ЗБЦ сточных вод в реку стала гибнуть рыба, — добавила она.

— От того, что наше предприятие сбрасывает в реку, рыба не гибнет и не может погибнуть в принципе, — сообщил Николай Бибик. — Выпуск воды в Березину мы осуществляем не просто с берега. У нас используется научно разработанный проект подводного выпуска.

Прежде чем выйти из производственного оборота вода проходит сложную многоступенчатую систему механической, физической и биологической очистки. Сегодня очистные сооружения полностью готовы принять и максимально эффективно обработать все стоки предприятия. Кроме того, нашими специалистами дополнительно проведен целый цикл проверок систем и оборудования, ведем со своей стороны постоянный и тщательный контроль за состоянием, чтобы не допустить даже малейшей возможности поступления вредных веществ в водную среду.

— А если рыба гибнет, — обратился к депутатам Сергей Горбачев. — Я предлагаю её взять и сделать анализ в санэпидемстанции, чтобы выявить истинные причины её гибели.

— И главный вопрос: как быть с запахом, будут ли ощущать его жители района, что сделано для того, чтобы нейтрализовать эту проблему? — поинтересовалась Людмила Величко.

— Неприятный запах, который ощутили в районе во время тестового запуска завода беленой целлюлозы, — разъяснил Николай Бибик, — возник, так как дурнопахнущие газы низкой концентрации не были утилизированы в содорегенерирующем котле, который на тот момент не мог работать из-за неполного технологического цикла.

После прошлого пуска, когда в городе явственно ощущался неприятный запах, нашими специалистами совместно с подрядными организациями и белорусскими учеными была детально проработана возможность утилизации дурнопахнущих газов до момента начала работы содорегенерирующего котла. Для повышения уровня безопасности дополнительно были установлены системы нейтрализации дурнопахнущих газов.

— И всё же — будет ли запах? — поинтересовалась Людмила Величко.

— Поскольку предприятие только выходит на полный цикл производства, мы не исключаем такой возможности, — сказал Николай Бибик. — Запуск завода до необходимой мощности занимает 8-10 часов. Примерно столько же требуется, чтобы газы поступили на сжигание. В связи с тем, что мы только приступаем к работе, этот процесс возможно займет чуть больше времени — 12-15 часов. В это время присутствие неприятного запаха может ощущаться. Мы понимаем обеспокоенность наших граждан и делаем все возможное, чтобы минимизировать возможность неприятного воздействия.

Подводя итог данного мероприятия, хотелось бы отметить только один факт — на территории завода беленой целлюлозы во время проведения встречи представителей руководства ЗБЦ с районными депутатами и специалистами неприятного запаха не ощущалось.