“В предыдущей серии мы оформили страховку от COVID-19 и благополучно переболели. После этого уселись ждать обещанных по договору богатств. Всё же до последнего оставались сомнения: в чем подвох? Какими-то слишком легкими выглядели эти деньги (немалые, кстати: у некоторых производителей зарплата меньше). Впрочем, их надо было еще дождаться. Минуло два месяца…” – пишет гомельский журналист Onliner.by Андрей Рудь.
Исходные данные
Итак, годовую страховку на 5000 рублей я оформил весной 2020-го в фирме «Промтрансинвест», когда страхование еще не было мейнстримом и «ковид» толком даже не закрыл границы. Тогда это стоило 22,5 руб. (сегодня дороже раза в 2—3). И тут же я забыл про это.
За пару недель до нового года появились положенные симптомы, позже пропали нюх и ощущение вкуса. Никаких нарядных капсул и ажиотажа в прессе мне не полагалось, все очень буднично. Сказали идти в поликлинику.
— У меня «это», — сообщил я доктору.
— Это вы так думаете. Может, и не «это», — резюмировал доктор и приготовился писать больничный.
— У меня же страховка, — вспомнил я. — Мне бы тест.
— А, тогда конечно, — сказал доктор.
В общем, обязательно сообщайте врачу, что застрахованы. Они вроде бы учитывают это.
Через пару дней мне позвонили и подтвердили: «это».
На больничном я числился ровно 15 дней. Окруженный заботой: добрые знакомые мне рассказывали, как пахнут мандарины и какой вкус у новогодней красной икры.
Потом понес свои бумажки в страховую фирму.
— Нет, ваши чеки за лекарства нам не нужны, — сказали там. — Выписку из поликлиники сами возьмете или нам запрос делать? Во втором случае это дольше, придется подождать, пока придет ответ.
Решил ждать.
Так сколько?
Отслеживать страховую историю вполне удобно: в Viber сразу пришла ссылка, по которой виден персональный статус. Долгое время он был неизменным: «Акт о страховом случае не составлен».
Говорят, если самостоятельно взять соответствующую справку в поликлинике (просто больничный лист почему-то не подходит) и отнести страховщику, то все происходит в течение дней десяти.
В моем случае сообщение в мессенджер прилетело спустя два с половиной месяца: «Вам перечислено страховое обеспечение в сумме 400 руб.». Пожалуйте в банк.
Дальше вообще просто. Приходишь — кассир тебя прогоняет, потому что без маски, — покупаешь маску — снова приходишь и забираешь деньги.
На всякий случай уточнил в налоговой: никаких платежей государству с этой суммы не требуются.
Рентабельность 1700%
Итого: вложив 22,5 рубля, я на пустом месте получил 400. Рентабельность почти 1700%. Закрывайте всю остальную экономику. (Ладно, я не учитываю расходы на лечение, подловили.)
Более того, моя страховка продолжает работать: если я успею за год отстреляться дважды (или более), то снова буду иметь право на выплату.
По нашей спорной логике («переболеть должны все») выходило, что едва ли не каждый застраховавшийся получит в десятки раз больше денег, чем отдал. Исходя из этого, получалось не совсем понятно, зачем такая сделка нужна страховщику. Может, он знает что-то, чего не знаем мы?..
Как бы то ни было, за год эпидемии даже по очень «либеральной» статистике Минздрава инфицирован каждый тридцатый белорус. И ежедневно число увеличивается примерно на тысячу.
От «ковида» брались страховать далеко не все белорусские компании. Мы насчитали как минимум четыре (перечень и условия смотрите в предыдущем тексте). Оказывается, за последние два месяца кое-что изменилось.
Например, «Белнефтестрах» больше не страхует от коронавируса. Остальные продолжают, хотя расценки и условия могли меняться с прошлой весны.
А «мой» «Промтрансинвест» отвязал размер выплаты от длительности лечения (было: от 3 до 15 дней — 5% страховой суммы, от 16 до 30 — 8%, больше 30 — 10%) и привязал к месту лечения: в больнице — дороже, дома — дешевле. Но говорят, если страховаться в отделениях «Беларусбанка», действует старая схема. Чтобы не запутаться, лучше уточнять в компании: условия, как видим, могут поменяться в любой момент.
Как ощущения?
Мы просили отозваться других застрахованных — как все прошло у них? Может, мне просто повезло… Накопилось некоторое количество отзывов, мы публикуем часть. Большинство довольны, у некоторых были «приключения».
Ирина: «Страховала онлайн в сентябре в „Промтрансинвесте“ себя, мужа и сына-школьника. Себя и сына на 5000 рублей, мужа на 7000. Рассудила, что все равно рано или поздно сын принесет это из школы. Так и произошло в конце октября. Ребенок переболел легко, как обычной простудой, тестов ему никто не делал. А через несколько дней заболели мы с супругом. Болели больше 14 дней. Самостоятельно взяли выписки в поликлинике, приложили копию больничного листа, заключения КТ (делали платно). Через две недели получили деньги. Мне начислили 400 рублей, мужу — 560 (8%). С учетом того что нам назначали дорогой кроворазжижающий препарат (цена за упаковку 150—155 руб.) и КТ мы делали за свои деньги, страховка покрыла наши расходы на лечение. Буду ли страховать семью в дальнейшем? Однозначно да».
Игорь: «В октябре страховался в Гомеле в „Белнефтестрахе“ на 5000, платил около 40 рублей. Заболел в конце ноября, выздоровел 11 декабря. Был на больничном дома ровно 14 дней. Обратился в офис только с паспортом и больничным 11 декабря. Выплатили 1000 рублей 5 января (зачислили на карточку, как и просил). Сумма такая, потому что до 1 ноября по договору было 20%, а потом стало меньше. Совсем не жалею, что застраховался. Мне предложили, когда продлевал страховку на машину. У меня еще жена застрахована, но я надеюсь, что болеть не будет. Это очень больно и неприятно. Берегите себя!»
Алекс: «Застраховал в „Белгосстрахе“ себя и всю семью (жена, двое детей, теща), а также подбил троих коллег — каждый заплатил 30 рублей на 3000 рублей. Дело было в конце сентября, дочь стала контактом в колледже. Тест оказался отрицательный, думал, пронесло. Но в конце октября у коллеги поднялась температура, тест положительный, я контакт, и мой тест положительный. Болел почти бессимптомно, пару раз была температура 37,2, частично потерял нюх. Больничный продлился 22 дня. Тесты у жены и детей отрицательные (боялся, сейчас вчетвером обанкротим „Белгосстрах“, но нет). Написал заявление, сказали ждать… А в начале декабря у дочки и сына поднимается температура — 38,7. В поликлинике измеряют электронным градусником — нету. Вывод врачей: косят от школы. Меня записывают в пособники. К вечеру и у меня резко подскакивает температура, голова разрывается… В результате у меня опять подозрение на „ковид“, всех близких на изоляцию. Тесты взяли — отрицательно. Как больничный закрыли, я опять в фирму: где выплата? Говорят, передали в экономический отдел. Но до нового года так и не перечислили. Потом в переговоры вмешалась жена. На следующий день 450 рублей пришло на карточку. А мой коллега ждет, он скромнее…»
Сергей: «Есть опыт со страховкой через мобильное приложение [одного российского банка]. При страховой сумме 2000 рублей мне выплатили 50 рублей, и теперь мне регулярно звонят мошенники при зачислении денег на эту карту…»
Виталий: «Я оформил договор страхования от несчастных случаев и болезней на 2000 рублей с компанией „Таск“. Платил 15 рублей. Болел с 24 декабря по 13 января (тест сделан 31 декабря). Вначале — дома, посещал поликлинику, а когда увидел, что организм не справляется, попросил, чтобы меня положили в больницу. После выздоровления обратился в фирму — сказали идти в больницу за выпиской. Говорят, больница им не отвечает и, если не принести нужные документы, не смогут рассмотреть обращение. Я все же настоял на своем, что за дополнительными документами не пойду, пусть запрашивают сами. А 28 января мне позвонили и сказали, что могу получить выплату. Вышло аж 50 рублей. Не буду расписывать все мои расходы на лечение, скажу только, что одно лекарство стоило 140 рублей… Хотя я и не рассчитывал на большие выплаты (все-таки страховая сумма всего 2000 рублей)».