Выше риски. Прогноз заболеваемости раком зависит от образа жизни человека

Выше риски. Прогноз заболеваемости раком зависит от образа жизни человека

29.07.2025 в 16:53

Переход российской медицины с реактивной на проактивную модель, основанную на управлении факторами риска хронических неинфекционных болезней, стал ключевым вектором инициатив в сфере здоровьесбережения.

Выше риски. Прогноз заболеваемости раком зависит от образа жизни человека

Эффективность профилактической стратегии уже подтверждена онкологической статистикой: каждый второй диагноз сегодня устанавливается на ранних стадиях, что существенно повышает шансы на излечение. Дальнейшее снижение заболеваемости и улучшение излечиваемости онкологических заболеваний возможно лишь при системной работе с образом жизни населения, прежде всего, снижая распространенность табакокурения, которое сохраняет статус ведущего модифицируемого фактора риска, считают участники XI Петербургского международного онкологического форума «Белые ночи 2025».

Несмотря на наметившуюся во всем мире за последние 20 лет тенденцию снижения уровня смертности от рака, глобальное бремя онкологических заболеваний растет. По оценкам Международного агентства по изучению рака (МАИР), число случаев заболевания раком может увеличиться с 20 млн, зафиксированных в 2022 году, на 77%, и достигнет 35 млн к 2050 году. Эти оценки основаны исключительно на прогнозе роста и старения населения. Не исключается, что рост воздействия факторов риска рака внесет свой вклад в этот процесс.

Еще в начале 20 века онкологические заболевания были, скорее, редкостью, напоминает д. м. н., профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом биологии опухолевого роста ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова» Евгений Имянитов. «Люди просто не доживали до возраста рака, — поясняет он. — Однако благодаря научным открытиям в области медицины во второй половине прошлого столетия заметно увеличилась продолжительность жизни человека.  Антибиотики сделали излечимыми многие, считавшиеся ранее смертельными, инфекции, появились эффективные сердечно-сосудистые препараты и многие другие методы лечения, что привело к спасению миллионов жизней и росту ее продолжительности».

Согласно концепции эволюционной медицины, сложившийся в настоящее время образ жизни людей можно назвать «экзотическим», подчеркивает онколог. Такой образ жизни не соответствует тем условиям, к которым наш организм генетически адаптирован, и изобилует высокоэнергетическим питанием, гиподинамией и хроническими нагрузками, что в итоге повышает риск развития рака и других хронических заболеваний, обращает внимание академик Имянитов.

С увеличением продолжительности жизни и усилением роли стрессов, по мнению онколога, возросла и роль адаптогенов – веществ, которые помогают организму адаптироваться к стрессу, среди которых наиболее феноменальным и уникальным является никотин. Основной путь поступления никотина в организм — через потребление традиционных сигарет — сопряжен с воздействием канцерогенов, что в свою очередь приводит к росту заболеваемости раком. «Вред курения абсолютно доказан, — подчеркивает Евгений Имянитов. — Потому что канцерогены, которые попадают с табачным дымом, – это абсолютное зло, но вред никотина как такового неочевиден». Отмечая, что табакокурение является наиболее агрессивным фактором развития ХНИЗ, включая онкозаболевания, академик Имянитов призвал «бороться не с никотином, а с варварским способом его доставки». Он также напомнил, что в ряде стран признали способ бездымного потребления никотина менее вредным, по сравнению с обычным табакокурением.

Никотин сам по себе является менее вредным стимулятором дофамина, чем, например, чрезмерное питание, ведущее к ожирению, которое также выступает фактором риска развития онкологических заболеваний. «Казалось, между ожирением и раком не существует очевидной связи, но это не так», — замечает к. м. н., зам. зав. Отделом учебно‑методической работы, доцент, ст. научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова» Елена Ткаченко. По данным исследователей из Манчестерского университета, повышенный индекс массы тела у мужчин связан с раком щитовидной железы, почки, толстой кишки и аденокарциономой пищевода, а у женщин — с раком желчного пузыря, почек и эндометрия. «Ожирение является вторым фактором риска развития рака после курения, — отмечает онколог. — Обзор более тысячи эпидемиологических исследований, проведенных МАИР, доказал, что избыточный вес или ожирение увеличивают риск развития как минимум 13 видов рака.

Темпы роста числа онкологических заболеваний и комплексные причины, вызывающие развитие злокачественных новообразований, ставят вопрос о дальнейшем развитии интегративной онкологии. «Такая стратегия лечения рака использует методы работы с сознанием и телом пациента, натуральные продукты и модификацию образа жизни наряду с общепризнанными методами лечения рака, — рассказывает Елена Ткаченко. Помимо отказа от курения, модификация питания снижает риск развития рака молочной железы, колоректального рака и рака предстательной железы на 60-70%, а рака легких — на 40-50%».

Стрессы, тревожные состояния и депрессии также зачастую воспринимаются в общественном сознании как первопричины развития онкологических заболеваний. «В научной литературе выдвигаются гипотезы о наличии связи между заболеванием раком и стрессами, а также рассматривается возможность влияния личностных особенностей или психологических травм, перенесенных в детстве, на формирование онкопатологии, — рассказывает руководитель Отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии, глав. научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева», профессор Татьяна Караваева. — Высказываются предположения, что к появлению злокачественных новообразований приводят также тревожные расстройства и депрессия».

Большое количество исследований, скорее, свидетельствует о том, что стресс не является самостоятельным фактором риска развития онкозаболеваний, констатирует Татьяна Караваева. В некоторых научных работах, по ее словам, действительно зафиксирована такая взаимосвязь, однако данные метаанализов показывают, что стресс не связан напрямую с развитием рака. В отдельных ситуациях он может выступать триггером — в отсутствие других способов справиться с напряжением человек может, к примеру, начать курить, что уже напрямую повышает онкологические риски.

В борьбе с никотиновой зависимостью, по словам специалиста, необходимо обеспечить устойчивость отказа от курения на основе клинических рекомендаций, которые необходимо дополнить с учётом индивидуальных особенностей пациентов. Особенно это касается людей с тревожно-депрессивной симптоматикой, которым крайне сложно отказаться от вредной привычки. «В таких случаях, помимо психотерапевтических методов, применяется концепция модификации рисков, — уточняет Татьяна Караваева. — Мы предлагаем учитывать возможности перехода на менее вредные альтернативные системы доставки никотина, например, электронные системы нагревания табака, как промежуточный этап на пути к полному отказу от табакокурения».

Вклад факторов риска в развитие онкологических заболеваний является значительным, но на фоне ожирения и стресса особое место занимает табакокурение, воздействие которого более чем в пять раз превышает аналогичный показатель у алкоголя и может стать причиной 15 видов рака, отметил директор Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков (АМСМР) Александр Розанов.

Профилактика рака и борьба с курением могут давать синергетический эффект. Включение программ отказа от табакокурения в ежегодный скрининг рака легкого для групп высокого риска может привести дополнительно к 13% отказов, что выражается в предотвращении 12 случаев рака легкого и сохранении 200 человеко-лет на 1 тыс. участников, прошедших скрининг, отметила д. м. н., ведущий научный сотрудник Отдела клинической эпидемиологии НИИ КО ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина», исполнительный директор Противоракового общества России Ануш Мукерия. «Учитывая сохранение значительного ядра “заядлых” курильщиков в нашей стране, необходимо разработать детальные рекомендации по отказу от курения для врачей и других медицинских работников при общении с курящими пациентами, — говорит Ануш Мукерия. — Также предлагается разработать рекомендации по лечению никотиновой зависимости, включая никотинзаместительную терапию и обеспечение возможности перехода курильщика на немедицинские формы доставки никотина, в частности, на электронные системы доставки никотина, до полного отказа от табачной зависимости».

Профилактика онкологических заболеваний основана, прежде всего, на формировании здорового образа жизни, направленного на снижение риска хронических неинфекционных болезней за счет отказа от вредных поведенческих привычек, уверен Александр Розанов. В качестве практического ориентира может служить концепция «10 правил здорового образа жизни», разработанная АМСМР для снижения индивидуальных рисков. Как отмечает эксперт, эта система рекомендаций в доступной форме объясняет, как можно управлять факторами риска и существенно повысить качество жизни. В перечень входят: сбалансированное питание, контроль массы тела, регулярная проверка уровня давления, глюкозы и холестерина, отказ от курения, соблюдение питьевого режима, физическая активность, полноценный сон и стресс-менеджмент. При этом, по его словам, подход учитывает человека в целом и охватывает ключевые предотвратимые факторы, включая самый опасный из них — табакокурение.