«Лучшие друзья девушек — это бриллианты!» — кокетливо говорила Мэрилин Монро. А драгоценные камни — вещь капризная, они требуют хорошей оправы. Среди мастеров ювелирного искусства и создатель инкрустированных пасхальных яиц Карл Фаберже, и автор сапфирового ожерелья Моны фон Бисмарк Луи-Франсуа Картье, а еще основатели ювелирных домов Даниэль Сваровски и Чарльз Льюис Тиффани. Наших соотечественников в числе именитых золотых дел мастеров нет, но это вовсе не означает, что у нас полностью отсутствуют профессионалы, работающие в этом направлении. Корреспондент «Рэспублікі» попыталась их разыскать.
Филигранная работа
Ювелирных мастерских, занимающихся ремонтом и изготовлением украшений, а также их продажей по обмену, в стране несколько сотен. Сергей Статкевич — владелец одной из самых известных, она расположена в Гомеле. В профессии мастер с 1980 года.
— Какую продукцию вам чаще всего сдают на переделку?
— Люди приносят все, что у них есть лишнее. Например, украшения, купленные в магазине, но потерявшие внешний вид или пришедшие в негодность — сломанные и деформированные. Попадаются крупные пустотелые цепи, кольца, оставшиеся в наследство от бабушек и дедушек и ныне совсем немодные. Даже чьи-то зубные протезы порой приходится плавить в тигле.
Кроме украшений пускают граждане в ход и мерные слитки Нацбанка. Это официальный способ купить золото 999-й пробы. Судя по ценам, выставленным на сайте ведомства, за 90,18 рубля можно приобрести один грамм. Но можно на этом и сэкономить — некондиционные слитки стоят 74,5 рубля. Под этой маркой продаются мерные брусочки драгметалла, которые имеют повреждения, не влияющие на габаритные размеры. Из грамма такого драгметалла специалист получает 1,715 грамма золота 583-й пробы (в сплаве 58,5% золота, остальное – сплав меди и серебра).
— На самом деле гораздо дешевле приобрести слиток и принести его в ювелирную мастерскую, чтобы заказать там цепочку и кольцо, чем купить готовые изделия в магазине или в салоне. Это касается в том числе и изделий, реализуемых по акциям и со скидками. Кроме того, есть такой секрет: чем больше покупаешь золота в банке, тем выгоднее получается в итоге цена готового изделия, — рассказал о некоторых особенностях своего дела Сергей Статкевич.
Кольцо на всю жизнь
В мастерскую приходит девушка, чтобы увеличить обручальное кольцо. Сергей Викторович обращает внимание заказчицы, что оно с резьбой, которая к тому же частично уже затерлась. Его слова подтверждает клиентка, уточняя, что на кольце когда-то было еще и покрытие.
— Сегодня многие покупают себе вычурные кольца — с камнями и резьбой. Это, конечно, модно, красиво, но со временем рисунок стирается, а изменить размер такого украшения — очень большая проблема для мастера. Также при термической обработке портятся покрытия колец. В результате они теряют первоначальный вид.
— Тогда обручальное кольцо, чтобы на всю жизнь, — какое оно должно быть?
— Классика жанра — обыкновенное круглое. Такая модель не потеряет внешний вид, даже если изменять размер кольца каждый день. Золото, как и любой металл, имеет свойство стираться. Круглое кольцо затирается со всех сторон одинаково, в отличие от сложных вычурных моделей, на нем это не так заметно. Хотя помните, как Иосиф Бродский писал: «Носи перстенек, пока виден издалека; потом другой подберется».
Мастер извлекает из стола резиновую модель, в которую входят кольцо и накладка. Все это монтируется в литниковую систему. После заполняется формовочной массой, которая застывает. Далее форма ставится в печь, где воск выгорает, а модели покидают форму, оставляя после себя полость. Ее после заливают золотом посредством вакуума, и получаются ювелирные украшения.
— Как разобраться, что покупаешь не подделку?
— Один раз мне принесли якобы белое золото. Сказали, что заплатили большие деньги за это кольцо в Израиле. Сообщил, что это лишь покрытие. Мужчина не поверил, я предложил сделать царапину внутри. Доказал ему свою правоту. На самом деле подделки под драгметаллы приносят нередко, я их уже на глаз могу различить, но бывают и такие, что подлинная суть металла раскрывается только при химической обработке.
Вообще сложно сказать, что Сергею Статкевичу больше нравится — восстанавливать изделия или их изготавливать:
— Определенно, бывает приятно осознавать, что вдыхаю новую жизнь в старые украшения, которые для кого-то больше дороги как память.
Сколько золота, серебра и платины прошло за без малого сорок лет карьеры через его руки, Сергей Статкевич подсчитать затрудняется. Наверное, сотни килограммов. Но, в отличие от нас, любителей драгоценного металла, он говорит, что особого трепета перед драгоценностями не испытывает — для него это просто материал, который ценен прежде всего тем, что доставляет радость другим.