Велосипедисты и пешеходы делят тротуар. Как гомельчанам избегать конфликтов?

12.03.2020 в 23:48
Роман Вежновец, "Правда Гомель"

Журналист «Гомельскай праўды» искал способ примирить самых незащищенных участников движения. 

В Гомеле около 170 тысяч взрослых велосипедов: весенний велопробег – 2018. Фото Алексея Герасименко

Смертельный наезд

Скрывать нечего, отношения между пешеходами и велосипедистами зачастую натянутые. Люди то и дело оказываются под колесами. Другое дело, что такие мелкие конфликты нигде не фиксируются – многие участники движения о них попросту не заявляют. Но иногда особо резонансные случаи попадают в интернет или всплывают в СМИ. Июль прошлого года, Мозырь: велосипедистка наехала на годовалую девочку и скрылась. Телеканалу «Мозырь» мама рассказала, что незнакомка задела ее дочь и продолжила движение, ребенок получил небольшие ссадины. А в Гомеле, например, в прошлом году велосипедист насмерть сбил йорк­ширского терьера и тоже скрылся. 

Заместитель начальника УВД обл­исполкома – начальник милиции общественной безопасности Анатолий Васильев отметил, что в 2019 году в области произошло 35 ДТП с велосипедистами, 10 человек погиб­ли, 25 получили травмы. В 2018-м – 28 происшествий, четверо погибших. В статистику попадают только ДТП, где в какой-то степени пострадали люди. Нередко велосипедисты гибнут в сельской местности, когда едут по оживленным дорогам ночью. 

Резонансный инцидент в городской черте произошел полтора года назад в Витебске: 19-летний парень ехал на велосипеде по велодорожке, перед ним у правого края в попутном направлении двигались еще два велосипедиста и два пешехода. Молодой человек совершил обгон и задел женщину-пешехода, та упала, ударилась головой об асфальт и получила перелом костей свода черепа. Позже от полученных травм она умерла. Велосипедиста приговорили к четырем годам ограничения свободы. Еще один громкий инцидент произошел в 2016 году в Минске: велосипедист избил пешехода битой за то, что тот шел по велодорожке. 

В Беларуси велосипедистам по проезжей части разрешено ездить в редких случаях, например, когда нет другого варианта – дорога без обочины. Для сравнения, на Украине и в России обратная ситуация – двухколесные друзья двигаются по дорогам рядом с автомобилями, а в редких случаях по тротуарам. 

Получается, что у нас двухколесный транспорт обязан двигаться по тротуару и соседствовать с пешеходами. Но по тротуарам ходят люди, так оба участника делят одну дорожку. Остается вопрос: кто главнее? Согласно ПДД – пешеход. В правилах (глава 20) говорится: велосипедист должен двигаться, не создавая препятствий. 

Тротуар – территория пешеходов. В Правилах дорожного движения говорится: велосипедист должен двигаться, не создавая препятствий

Позиция велоактивистов

Общественный советник по развитию велосипедного движения в Гомеле Светлана Король (до февраля возглавляла общественное объединение «ВелоГомель») тоже считает, что конфликты возникают, поскольку оба участника находятся на одной территории. 

– Конечно, велосипед – источник опасности. Но пешеходы об этом забывают и думают, что им ничего не угрожает, поэтому иногда двигаются хаотично, – отмечает Светлана Король. – Я езжу на велосипеде с 2016 года. Конфликтов с пешеходами никогда не было. Хотя помню, как перед велосипедом пробежал маленький мальчик. Не видела его из-за дедушки с бабушкой, которые шли позади малыша. В общем упала, разбила колени, но ребенок не пострадал. Тротуар – территория пешеходов, и они в зоне риска. Велосипедистам стоит принять это как константу.

Светлана Король говорит, что избегать конфликтов на тротуарах не сложно. Велосипедистам достаточно придерживаться трех составляющих: умеренной скорости, двигаться ближе к проезжей части и использовать сигналы (со спины лучше подать голосом, просто сказать с улыбкой: «Разрешите проехать»). Пешеходов Светлана просит присматривать за детьми, не выгуливать на длинном поводке животных и не ходить по выделенным велосипедным полосам. По словам активистки, таких дорожек в городе не более 11 километров – все обозначены знаками и разметкой. Еще один значимый момент – наушники. 

– Любите музыку, оставляйте хотя бы одно ухо свободным. Эта просьба касается всех. Тротуар в каком-то смысле стал проезжей частью. Помимо велосипедов появились самокаты, моноколеса и прочее. В идеале всем должно быть удобно, – считает Светлана Король. 

– Предположим, что велосипедистам запретят движение по тротуару, откроют проезжую часть. Как к этому отнесутся любители двухколесного транспорта?

– Мнения кардинально разные. Есть опытные велосипедисты, в основном мужчины, которые ездят с большой скоростью. Это сторонники движения по проезжей части. Женщины, которые в том числе возят детей, – против. Европейский опыт говорит о том, что инфраструктура должна быть безопасной. Поэтому проезжая часть не цель, главное – удобные условия, которые исключают травмы. Беларусь – единственная страна в Европе, где запрещено движение велосипедистов по проезжей части. Но двигаться там уместно, если скорость потока авто невысокая, на мой взгляд. Часто за рубежом разрешают двигаться по выделенной полосе для общественного транспорта.

Статистика, выход из ситуации

Активисты уже разработали концепцию развития велосипедного движения и средств персональной мобильности в Гомеле. Помогли деньги Европейского союза. 

Внедрять ее намерены вместе с гор­исполкомом. Стороны обсуждают эту тему – в областном центре периодически проходят совместные круглые столы, последний состоялся 19 февраля. На нем, к слову, сообщили, что в Гомеле появится онлайн-прокат велосипедов. 

В концепции есть любопытная статистика. Согласно анализу центра SATIO, который проводили летом 2019 года, в теплое время года велосипед используют 1% населения Гомеля, в Минске – 2%, а в Быхове – 8%. Общественным транспортом у нас пользуется 56%, личным авто – 43%. Всего в Гомеле личный велосипед есть примерно у 34% гомельчан (это меньше, чем в Минске и Бресте), 41% гомельчан ездят на велосипеде раз в месяц и чаще. 

Цель концепции – к 2030 году создать в Беларуси (в том числе и в Гомеле) условия для велосипедов и увеличить долю поездок до 8–10%. Еще одна задача – снизить количество пострадавших и создать 75 километров магистральных и 150 – второстепенных маршрутов. В документе есть предложения, которые в потенциале могут уменьшить число конфликтов. С учетом того, что Кирова и Советская – параллельные улицы, авторы документа предлагают организовать одностороннее движение (по разным направлениям) по обеим улицам и выделить отдельные полосы для велосипедов. Но пока это только идея. 

В тему:

В Гомеле с разницей в два часа сбили двух велосипедистов

Метки:

Обсуждение