ДТП и травмы: велосипедов в Гомеле становится больше, а порядка — меньше

ДТП и травмы: велосипедов в Гомеле становится больше, а порядка — меньше

11.09.2019 в 10:14
Ольга Вальченко, "Республика"

Подрезал машину, пересёк несколько сплошных и уверенно рванул на красный. Гомельчан взбудоражило выложенное в сеть видео с автомобильного регистратора. Прибор запечатлел, как цинично к правилам дорожного движения на центральной площади города отнёсся велосипедист. Госавтоинспекция не скрывает: двухколесных нарушителей в последнее время стало гораздо больше. Не настало ли время для кардинального решения проблемы?

Скриншот видео, запечатлевшего «подвиги» гомельского «шумахера»

Совсем не автомобиль

Дерзкого лохматого паренька уже окрестили гомельским «шумахером». В прошлые выходные гордый обладатель велосипеда, даже не оглянувшись, подрезал на площади Ленина автомобиль, пересек проезжую часть, чтобы проехать площадь напрямик, но потом вернулся прямо через островок, разделяющий транспортные потоки. Игр с разметкой и направлением ему показалось мало, и он уверенно рванул на красный, слегка притормаживая перед едущими через перекресток машинами.

Начальник межрайонного отдела Гомельского областного управления ГАИ Николай Кухаренко это видео пересматривал неоднократно.

— Этого молодого человека уже ищут, чтобы привлечь к административной ответственности. Не буду скрывать: с велосипедистами есть проблемы. С начала года произошло 19 ДТП с участием любителей этого вида транспорта, 5 человек погибли, 14 — получили травмы. По вине самих велосипедистов — 8 ДТП, 3 человек не удалось спасти. 

Сотрудники ГАИ не устают напоминать: приравнивать себя к автомобилю, выезжая на проезжую часть, — это путь к трагедии.

— Во-первых, велосипедист без какой-либо защиты — потенциальная жертва. Достаточно одного касания боковым зеркалом машины локтевого сустава, чтобы получить травму. Во-вторых, двухколесный транспорт нередко провоцирует ДТП.

Далеко за примерами ходить не надо. В августе в Буда-Кошелевском районе мотоциклист на «Кавасаки» ехал по автодороге Уза — Коммунар. В попутном направлении по краю проезжей части крутил педали 34-летний мужчина. Все было чинно и мирно, пока велосипедисту не вздумалось резко выехать перед мотоциклом. Столкновение — и виновник в больнице.

Задача ГАИ — предупредить подобные ситуации, а это значит убрать с проезжей части потенциальных хрупких «шумахеров». С начала года к административной ответственности в Гомельской области привлекли более 3000 велосипедистов, это на 500 нарушителей больше прошлогодней статистики. Главная причина — выезд на проезжую часть.

И совсем не пешеход

Начальник межрайонного отдела организации дорожного движения Руслан Колесников видит еще один проблемный аспект:

— Возвращаясь на тротуары, велосипедисты забывают приравнять себя к пешеходам. Даже взять то, как некоторые пересекают проезжую часть по переходам, не спешиваясь. Поверьте, поворачивающий водитель, даже убедившись в отсутствии пешеходов, не успеет среагировать на несущийся на большой скорости велосипед. 

Да и пешеходам плотное соседство с колесным транспортом порой выходит боком. В июле в Мозыре велосипедистка сбила годовалую девочку, которая прогуливалась с отцом. Она даже не остановилась, а у малышки Мии после случившегося остались гематомы на лице, руках и ногах. А в Гомеле не так давно велосипедист насмерть переехал собаку. Хозяйка йоркширского терьера сказала, что выскочил парень из-за угла на довольно большой скорости.

Вот и получается, что по факту места велосипедистам нет ни на дороге, ни на тротуаре. Руслан Колесников решение видит одно: потоки машин, велосипедов и пешеходов нужно разделять.

Если выпускать велосипедистов на проезжую часть, считает Руслан Колесников, то полоса для них должна быть конструктивно отделена. К примеру, в городе Петрикове, в котором недавно провели комплексное благоустройство, на границе двух потоков установлены пластиковые столбики. Одновременно в ГАИ ограничивают чаяния любителей двухколесного транспорта: не везде можно разделить потоки, уж слишком узки улицы и велик поток пешеходов. Совершенствовать транспортную структуру городов, конечно, надо. Правда, дело это небыстрое.

Гарантии, что даже при самой развитой инфраструктуре все поголовно начнут вести себя порядочно, конечно же, нет. Но незапланированных эксцессов точно станет меньше. Надежда на это есть.

К нам едет велофорум

Видео со смелым «шумахером» неоднократно пересмотрела и председатель правления областного общественного объединения «ВелоГомель» Светлана Король.

 

Светлана Король на велосипед впервые села только в 55 лет. Фото Ивана Яривановича

— Мы эту запись поместили во всех наших группах, и она вызвала шквал возмущений. Мне видится так: конфликты возникают в тех случаях, когда участники дорожного движения ведут себя по-хамски. И велосипедисты, и пешеходы, и водители. 

Светлана Король для Гомеля вообще знаковая фигура: впервые на велосипед села в 55 лет, уже успела стать активистом движения и усиленно пропагандирует культуру поведения на дороге. Но в то же время понимает, что воспитать всех не получится. Если юноша с воодушевлением нарушает правила поведения в обществе, трудно ждать от него благоразумия на дороге. Но Светлана уверена: велосипед на тротуаре в любом случае создает помеху для пешеходов. Тут она солидарна с ГАИ: для всех потоков нужно создать равноценные условия.

— По данным Белстата, около 28 процентов населения страны имеет машины, а около 27 процентов — велосипеды. Цифры почти равны, но мы ездим вопреки городской инфраструктуре. Уже не то время, чтобы учитывать только интересы автомобилистов.

Тем более что понятно: количество велосипедистов будет только расти, но пока из всех участников движения они находятся в самом уязвимом положении. Отдельных полос для их движения на городских дорогах просто нет, имеющиеся велодорожки встречаются эпизодически, да и зачастую оставляют желать лучшего по своему качеству. 

— Возле парка «Фестивальный», например, ездить просто невозможно: асфальт в плохом состоянии, после каждого дождя в одних и тех же местах образуются лужи, там рядом уже даже закрепилась тропинка через зеленую зону, по которой все обходят и объезжают, — делится наблюдениями Светлана. — Неплохие дорожки в Новобелице, на улице Ефремова, «Восточном обходе». Это не обособленные элементы, а разделенный на две равные части тротуар, потому все еще идет процесс приучения к их существованию пешеходов. То ли разметку с колесиками надо наносить чаще, то ли горожан активнее просвещать. Впрочем, даже имеющиеся объекты — капля в море по сравнению с потребностями велосипедистов.

Как общественное объединение гомельские велосипедисты зарегистрировались пару лет назад, и это весьма помогло наладить диалог с местной властью. Впервые в истории была создана рабочая группа по развитию велодвижения, куда вошли и представители городских служб, и велолюбители. 

Активность местных адептов здорового транспорта заметили в стране. В начале октября Гомель примет третий международный форум «ПраРовар». Более того, на нем представят разработанную специально для города над Сожем концепцию развития велодвижения. Это стало возможным благодаря слаженным действиям велокомьюнити Минска и Гомеля и грантовому проекту, реализуемому столичным велосипедным обществом и Центром экологических решений. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение