Привлекательная внешность не оговаривалась, но подразумевалась – о работе гомельских стюардесс

Привлекательная внешность не оговаривалась, но подразумевалась – о работе гомельских стюардесс

07.11.2021 в 17:15
Ирина Трипузова, "Маяк"

Их дом — небо: какой была профессия стюардессы в советские времена, рассказала Елена Юркова, более 35 лет отдавшая гражданской авиации.

Профессия бортпроводника входит в ТОП лучших у представительниц прекрасной половины человечества на протяжении многих десятилетий. Увидев сияющие улыбки «королев неба» на билбордах или экранах ТВ, многие девчонки представляют на их месте себя. О том, какой была профессия стюардессы в советские времена, и как она изменилась сейчас, журналисту «Маяка» рассказала Елена Юркова, более 35 лет отдавшая гражданской авиации.

На работу в аэропорт «Гомель» Елена Юркова устроилась в середине 80-х по совету подруги. Профессия бортпроводника была такой необычной, что девушка до последнего скрывала от родителей, что решила перейти в авиацию с прежней работы на одном из гомельских предприятий.

— Подруга подсказала, что проводится отбор, и я пришла на собеседование. Сейчас в числе обязательных требований к претенденткам — знание английского языка и, например, отсутствие татуировок на открытых местах. В советские времена такого не было. Главными критериями являлись коммуникабельность, внятная дикция и, конечно, работоспособность, состояние здоровья, которые оценивала врачебно-летная комиссия, — вспоминает Елена Леонидовна.

То, что будущие стюардессы должны иметь привлекательную внешность, в правилах не оговаривалось, но подразумевалось. Кстати, красавиц с ростом манекенщиц на эту работу могли не принять: бортпроводники должны быть не выше 175 сантиметров и иметь вес не более 52 килограммов.

Перед началом работы девушки проходили специальную подготовку. Главное, чему их обучали: обеспечивать безопасность и оказывать помощь пассажирам в любых обстоятельствах.

Первый стажерский рейс, в который отправилась наша героиня, был в Нижневартовск. Впоследствии она часто летала на Крайний Север, где работали вахтами наши нефтяники, а также по разным городам бывшего СССР.

С начала 90-х годов аэропорт «Гомель» приобрел статус международного. В связи с этим от бортпроводниц потребовалось знание английского языка. Обучить всех сразу не могли. Из гомельских стюардесс, которых на тот момент было более 100 человек, отобрали шестерых и отправили на лингвистические курсы в Минск. Среди них была и Елена Юркова.

— Быстро освоить язык в «нешкольном» возрасте мне помог горячий энтузиазм и практически полное погружение в англо-язычную среду: ведь занимались мы с утра до вечера, — вспоминает собеседница.

Знание английского впоследствии очень пригодилось, ведь из Гомеля были организованы туристические рейсы в Арабские Эмираты, Грецию, Таиланд, даже на Канарские острова. Периодически воздушные суда отправлялись в Китай или Ирак. А также продолжалась «чернобыльская программа», в рамках которой детей возили на оздоровление в Италию и Германию.

Елена Леонидовна отмечает, что бортпроводник — та редкая профессия, которая позволяет побывать во многих странах мира, узнать их культуру и традиции. Но и своих минусов у профессии достаточно: это высокие нагрузки, ночные перелеты, смена часовых поясов, необходимость всегда быть максимально собранной. Экстремальные ситуации в работе тоже случались, но, к счастью, их всегда удавалось разрешить.

— Для бортпроводника, как и для военнослужащего, важно иметь надежную семью. Знать, что пока ты в небе, о доме и ребенке позаботятся и встретят тебя в хорошем настроении, — говорит Елена Юркова.

После 2011 года, когда компания «Гомель-авиа» была ликвидирована, а аэропорт включен в состав Гомельского филиала «Белаэронавигации», бортпроводникам было предложено перейти в другие авиакомпании или выбрать профессию «наземного» профиля.

Сейчас Елена Юркова является агентом службы сервиса. Встречает пассажиров на борту самолета, помогает провести регистрацию, оформление багажа. Словом, так же, как и стюардесса, общается с людьми и решает их проблемы, только не поднимается в небо.

— Гражданская авиация — это моя судьба. И хотя за романтическим ореолом скрывается тяжелый труд и высокая ответственность, не представляю свою жизнь без нашего гомельского аэропорта, — говорит Елена Леонидовна.

Метки:

Обсуждение