Такси больше не будет прежним, сферу изменили онлайн-сервисы. Кто выиграл и кто проиграл в транспортной революции?

Такси больше не будет прежним, сферу изменили онлайн-сервисы. Кто выиграл и кто проиграл в транспортной революции?

16.01.2020 в 23:27
Роман Вежновец, "Правда Гомель"

В работу водителя изнутри и необычные случаи вникал журналист “Гомельскай праўды”. Кстати, помните гомельского таксиста, который отказался везти женщину с ребенком и выложил скандальный ролик в Сеть? Его пригласили на ток-шоу в Москву к Андрею Малахову. 

Результаты опроса в группах «Гомельскай праўды» в соцсетях: 87% читателей выбирают агрегаторы вместо  классических такси

В апреле 2018 года на улицах Гомеля появились первые автомобили с наклейками «Яндекс». В Беларуси агрегатор заявил о себе в 2016-м. Теперь сервис дошел до Речицы, Мозыря, Жлобина и известен многим. Для тех, кто в первый раз об этом слышит, объясняем: сервис помогает вызвать автомобиль в несколько касаний через мобильное приложение. 

За что же клиенты так полюбили агрегатор? «Яндекс» исключает диспетчера, отныне звонить больше никому не нужно: указываешь две точки на марш­руте и видишь цену, движение водителя также отображается на карте. Но само собой сервис не единственный, самый известный аналог – американский Uber. К слову, Uber и «Яндекс. Такси» были основными конкурентами в странах постсоветского пространства, пока в 2017-м году не объявили о сотрудничестве в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. Российский «Форбс» назвал эту сделку главной по итогам 2017 года. Но конкуренты у «Яндекса» в Гомеле есть – агрегаторы «Максим» и 7220.

Взгляд таксиста

Журналист «Гомельскай праўды» пообщался с водителем «Яндекс. Такси» и выяснил, как система устроена изнутри. Александру (имя изменено) 26 лет, более года он сотрудничает с сервисом: трудился в Москве, теперь вернулся в Беларусь и работает в Гомеле. 

– Расскажи в нескольких словах о своей работе.

– Многое зависит от пассажиров, они бывают разные. Часто пьяные грубят. Люди привыкли, такси – это что-то статусное, и даже при нынешней цене требуют определенную музыку, часто чем-то недовольны. Обычно я спокоен и переношу это легко, но бывает, что на очередном таком клиенте вырывается лишнее слово. Пойми, многие водители по 12–16 часов за рулем, к концу смены не у всех нервы выдерживают. Хотя, если задуматься, сервис для пассажиров ведь выгодный. Например, забираю ночью четырех человек из клуба, везу домой за четыре рубля. Дешевле, чем билет в маршрутке. Только ночью общественный транспорт не ходит и доехали они до самой двери. 

– Конфликты часто случаются? 

– Бывает по-разному. Пассажир часто недоволен тем, где я его жду, хотя приезжаю в точку. Просто человек не понимает, что система не вызывает машину ровно к месту, где он находится. Вот если сейчас вызову такси, строго по адресу оно не приедет: мы находимся в кофейне, подъезда сюда нет. Поэтому автомобиль приедет на соседнюю улицу. Человек может не обратить на это внимания и пойти на остановку. У водителя тем временем начнется время ожидания, которое после определенного порога платное. В такой ситуации претензии к кому будут? Конечно, к тому, кто за рулем. 

– Но и таксисты все разные. Есть ли какие-то уловки у недобросовестных? 

– Надуть пассажира не так просто, как таковых лазеек нет. Можно не завершать поездку – не нажать кнопку на телефоне. Пассажир вряд ли это увидит, водитель продолжит движение, например проедет несколько кварталов. После сумма за поездку возрастет. Но на этом не заработаешь, больше рискуешь. Человек увидит, что с него взяли много и посмотрит историю заказов. Дальше напишет в «Яндекс», такое нарушение для водителя чревато блокировкой. 

– Сколько можно заработать в «Яндекс. Такси»? 

– В прошлом месяце выполнил 436 заказов на общую сумму 1800 рублей. Заработал где-то 630 руб­лей. Это 35% по договоренности с таксопарком, автомобиль не мой. Зарабатывает больше тот, кто выезжает на линию на своей машине. Хотя вначале и у меня доходы были другие – получал свыше тысячи рублей. Сейчас «Яндекс. Такси» в Гомеле берет 8% комиссии, но вероятнее всего будет повышать, ведь в других городах она выше. Поскольку цена для пассажира вряд ли станет больше, еще меньше будем получать мы. 

– Водителем в сервисах сложно стать? 

– Нет, самое главное – водительские права. Если «Яндексу» стаж нужен не меньше двух лет, то «Максиму» или 7220 и того не требуется. Это же не традиционное такси, а так называемая аренда водителя с машиной. Работать на «Максим» или 7220 можно круглые сутки, онлайн-сервисам не важно, спишь ты или нет. «Яндекс» не даст находиться на линии больше 16 часов, хотя и это довольно много. Поскольку устроиться просто, многие водители на «Яндексе» – освобожденные из мест лишения свободы. Их на другую работу не берут, а агрегаторам ничего не нужно: сегодня пришел, завтра поехал. Некоторые идут от безвыходности, не могут найти работу. При этом в сфере большая текучка, не каждый готов пахать по 16 часов в сутки за 25 долларов. Можно трудиться меньше, но сколько на этом заработаешь.

– Как к вам относятся представители классического такси? 

– Сейчас нормально, а когда «Яндекс» только появился – возмущались. Конечно, раньше было по-другому. Они почти не работали: таксист десять заказов сделал и 80 рублей чистыми получил, не нужно было напрягаться, чтобы заработать. Теперь это единственный вариант, иначе вообще ничего в карман не положишь. Большинство таких таксистов в сервисы не рвутся, они не при­выкли много работать. Но клиен­тов потеряли. 

– Что думаешь, агрегаторы – это хорошо или плохо? 

– Для водителя – это полный минус, сервис полностью ориентирован на потребителя. Вижу одни недостатки: город загружен, такси на каждом шагу, что приводит к пробкам, авариям. Водители почти не подвергаются контролю, многие не проходят медика – не дышат в трубку. Вдруг я вчера выпивал? «Яндексу» это безразлично, он получает только комиссию, не имеет своих машин, материальной базы. Единственное – компания страхует водителя и пассажира. Другие агрегаторы, насколько я знаю, и этого не делают. 

– Как досконально проверяют автомобили? 

– Машину проверяют раз в десять дней, нужно предоставлять фотоотчет. Снимаешь полностью: спереди, сзади, слева, справа, салон и багажник. Если не пройти контроль, на линию не выйдешь. Да, техническое состояние так не отследишь, об этом водитель должен информировать сам. Хотя не всегда помогает. У меня была такая ситуация: я позвонил в таксопарк в Гомеле, приехал, показал права и медсправку. Не успел подписать бумаги, мне уже дали ключи от машины. Заметил, что резина лысая, скоро зима. Сказали, что она зимняя, просто не самого лучшего качества, попросили ездить аккуратно. Но на первом же гололеде машину занесло, я съехал в кювет, хорошо никто не пострадал, только автомобиль. Потом некоторое время возмещал ущерб, что-то покрыла страховка. Однако сейчас всё оперативно меняют. 

– Недавно в Гомеле таксист отказался везти маму с ребенком без детского кресла. Ты тоже отказываешь в таких случаях? 

– Не отказываю, даже если остановят инспекторы, думаю, проблем не будет. Но многие коллеги таких пассажиров не берут, опять-таки с формулировкой, что мы не такси. И я их понимаю: могут быть оштрафованы. 

Найти работу за 5 минут

Журналист «Гомельскай праўды» решил проверить, действительно ли так легко стать водителем онлайн-сервисов. На сайте «Максима» сказано: чтобы начать зарабатывать, достаточно двух составляющих – автомобиля в исправном состоянии и смарт­фона с доступом в интернет. При этом заказы можно брать в любое удобное время: в час пик или ночью. Корреспондент ввел данные, но регистрацию не прошел – нет личного автомобиля. Однако буквально через 10 минут перезвонила девушка: спросила, что пошло не так, и предложила передать номер компаниям, которые дают авто в аренду. 

– 35% от выручки, 12-часовой рабочий день, если устраивает, подъезжайте на собеседование сегодня, – сказал мужчина по телефону. 

– Скажите, моим правам более трех лет, но практика как водителя скромная, езжу не так часто. Это не смущает? – интересуюсь. 

– Вы должны чувствовать себя уверенно за рулем. На вас лежит ответственность за машину и пассажиров, – отвечает оператор. 

Всё упрощается, если есть свой автомобиль. На сайте «Максима» проходишь регистрацию буквально за 5 минут и выезжаешь. Но! Нужны деньги на счете, «Максим» берет комиссию 20%. На «Яндексе» процесс похожий: оставляете заявку, с вами связываются и подключают к системе, после – обучающие ролики (далеко не всегда) и первый выезд.

Для сравнения, в такси 181 помимо двухлетнего водительского стажа требуется сертификат водителя автомобиля-такси. Хотя пройти курсы несложно: заплати 35–40 рублей и не беспокойся. Девушка одного из обучающих центров по телефону рассказала, что достаточно прийти, послушать лекции и получить корочку уже на следующий день. Никакого экзамена.

Случай с детским креслом

Нередко в такси случаются казусы: то водители повально пытаются обмануть систему и обходят комиссию, то пассажир в Минске прекратил поездку, когда таксист на скорости 75 км/ч объезжал «лежачие полицейские». Последний серьезный инцидент в Гомеле произошёл в ноябре прошлого года – парень отказался везти женщину с ребенком без детского кресла. Такой сценарий пассажирку не устроил, она стала грубить, молодой человек включил камеру, а после выложил видео в Сеть. На одном из каналов ролик набрал более 300 тысяч просмотров. Корреспондент «Гомельскай праўды» связался с водителем. Парня зовут Никита, он студент БелГУТа. 

В сервис «Максим» на тот момент пошел ради дополнительного заработка, пятую смену запомнил надол­го. Молодой человек рассказал, что на связь женщина после огласки не выходила, извинений не приносила. 

Гомельского водителя, который отказался везти женщину с ребёнком и выложил  скандальный ролик в Сеть, пригласили на ток-шоу в Москву 

– В тот же вечер у меня была похожая ситуация. Выпившие родители не успели забросить мешок картошки в багажник, как их дети уже сидели в машине. Я отказал в поездке, пара вела себя агрессивно. Формулировка та же – без детского кресла небезопасно, – отмечает Никита. 

Он знает, что согласно ПДД мог везти малыша, но говорит, что «Максим» – сервис, а не такси. Сейчас эту подработку оставил и добавил, что совсем недавно его пригласили на ток-шоу в Москву к Андрею Малахову. Выпуск планируют посвятить такси, редакторы искали необычные случаи в Сети и наткнулись на видео из Гомеля. Кстати, «Яндекс. Такси» после того случая добавил функ­цию, с помощью которой можно вызвать авто с детским креслом. 

Метки: