Транспортное обслуживание для современной деревни настолько же важно, как и другие условия жизни. Для пожилых — это возможность вовремя пройти лечение, для молодежи — с удовольствием провести досуг. Да и кто сказал, что тем же пенсионерам не хочется поехать в город по культурной программе? Как известно, количество автобусных маршрутов регулируется социальными стандартами.
Если частнику невыгодно, сельчанин остается при своих
Помнится, года три назад ездила на маршрутке из Ветки в Столбун. Удобно, быстро, комфортно. Теперь, прибыв на автостанцию, узнаю, что на весь район ходит всего одно маршрутное такси Гомель – Казацкие Болсуны. Да и то когда раз в день, когда в два дня — раз.
– Частник сам решает, когда ему ехать. Есть пассажиры — поедет. Нет — пустую машину гнать не будет, — говорит старший кассир Ветковской автостанции Татьяна Кацубо. — Раньше ходили маршрутки в Пыхать, на Неглюбку, Столбун, но последние три года частник из района ушел — невыгодно. Самый «жирный» маршрут Гомель — Ветка всегда востребован и фактически вытеснил государственный автотранспорт. Туда и обратно маршрутки ходят каждые 20 минут.
Но сельчане по этому поводу не сетуют. Татьяна Чуешова из Столбуна рассказывает:
— Я езжу в Гомель к сыну на автобусе. Через нашу деревню идет несколько проходящих до Ветки, а там пересаживаюсь на гомельскую маршрутку. Транспорта достаточно.
В самый отдаленный от областного центра район — Лельчицкий — из Гомеля ходят прямые автобусы. Маршрутки курсируют только из Мозыря до Лельчиц, и то редко. Их услугами пользуются жители населенных пунктов Каменка, Мелешковичи, Буйновичи, Буда-Сафиевка, находящихся вдоль трассы… Ни вправо, ни влево эти маршрутки не сворачивают.
Зато частников-нелегалов хватает, — проговорились работники местной автостанции:
— Уедете куда надо. Вон их сколько возле станции стоит.
Председатель Буйновичского сельсовета Людмила Сарнавская по поводу маршруток во вверенной ей округе мало что знает:
— У нас 17 населенных пунктов, автобусы заходят во все деревни, даже туда, где живут единицы. А насчет маршруток сельчане говорят, что пользуются их услугами, перевозчики прямо к дому подвозят. Насколько они легальные или нелегальные — не знаю.
После прошлогодних изменений в законодательстве для пассажиров ничего не изменилось. Преимущества частных перевозок остались: комфорт, гибкость расписания, разумные цены. Но, повторюсь, это только на тех маршрутах, где частнику выгодно.
Гомельчанка Ольга постоянно пользуется услугами частных перевозчиков и объясняет почему:
— Цена ниже. Я часто спонтанно отправляюсь в командировки. Удобно, что могу позвонить в диспетчерскую или зайти в интернет и заказать маршрутку на ближайшее удобное для меня время, а в случае чего — и изменить бронирование или вовсе отменить его. Правда, добавила Ольга, плата за поездку в частной маршрутке не всегда сопровождается выдачей чека. Ну, разве что его попросит пассажир. А это значит, что часть денег по-прежнему идет «мимо кассы», не говоря уже о том, что коль нет билета, то пассажиру сложно рассчитывать потом на страховую компенсацию в случае ДТП.
В прошлом году с участием маршруток происшествий было всего пять. В основном это падение пассажиров в случае резкого торможения на красном светофоре, пояснили в ГАИ. Один случай был в Гомеле, когда маршрутка № 17 сбила на пешеходном переходе велосипедиста, который, не останавливаясь, пытался переехать дорогу.
Если говорить о выполнении социальных стандартов по перевозкам пассажиров, то эта функция целиком и полностью возложена на ОАО «Гомельоблавтотранс». Предприятие осуществляет перевозки людей по 782 маршрутам. Пассажирский подвижной состав представлен более 900 автобусами различного класса. И если частник выбирает маршрут по принципу выгодно или невыгодно, то машины «Гомельоблавтотранса» следуют по расписанию независимо от количества пассажиров, при любой погоде.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.