Незнание тонкостей отечественного законодательства может привести к печальным последствиям. В лучшем случае можно отделаться штрафом, но бывает и так, что можно лишиться и водительского удостоверения, и работы. О подобной истории сегодня рассказывает Евгений Грачев.
“Они уже решили “до”
Иван (читатель Автобизнеса): “В сентябре 2019 года после работы я, как обычно, выехал со стоянки и на личном автомобиле поехал домой. Возле дома встретил знакомых, с которыми решили выпить немного пива. Домой попал ближе к 20.00.
Жена в истерике: звонили из ГАИ и сказали, что я якобы совершил ДТП и скрылся. Просили, как только я появлюсь, связаться с инспектором, иначе меня объявят в розыск. Мой мобильник был отключен, так как в нем села батарея. Жена позвонила и сказала, что я уже дома, но выпивший немного, на что ей ответили, что ничего страшного, сейчас к вам приедут сотрудники ГАИ и разберутся, только, мол, поднимайте телефон. Разобраться, конечно же, нужно – шутка ли, розыск и все такое, зачем оно мне надо?
К нам домой зашел один сотрудник ГАИ, сказал мне взять документы и ключи от машины. Моя жена спросила номер телефона человека, которому я по версии ГАИ повредил регистрационный знак, на что ей сказали, что потерпевший не имеет никаких претензий, в ГАИ сообщил не собственник автомобиля, а некий свидетель – и дело уже нельзя остановить. Телефон ей так и не дали.
Моя жена оделась, спустилась на парковку к машине и увидела, как меня увозит сотрудник ГАИ. Она позвонила ему, чтобы узнать, куда меня повезли. Ей ответили, что сейчас составят протоколы и привезут обратно. Так как было уже поздно и холодно, жена пошла ждать домой.
Сотрудники ГАИ составили на меня два протокола: я скрылся с места ДТП и нахожусь в состоянии алкогольного опьянения на момент прохождения освидетельствования. Но я же не знал о том, что было вообще какое-то ДТП с моим участием. Моей жене тоже сказали, что ничего страшного, мол, “все равно обязательно сообщите, как муж дома появится, даже если он выпивший”. В итоге через час меня привезли домой, забрали ключи от машины, сели в нее и повезли на штрафстоянку.
Повестку мне выписали на 25 сентября. Утром супруга позвонила в ГАИ и спросила, почему забрали авто на штрафстоянку. Ей ответили, что такие правила и что я могу приходить за постановлением по делу уже 16-го числа, несмотря на то что повестка мне выписана была на 25-е. То есть они все уже решили “до”. Мы решили пойти на рассмотрение дела, когда выписана повестка, наняли адвоката.
А был ли свидетель?
В назначенную повесткой дату я пришел в ГАИ с ходатайством и жалобой, предоставил ее начальнику ГАИ. Он разозлился: “Если так, то будем рассматривать дело еще неделю и допрашивать свидетеля”.
Но почему они будут его допрашивать повторно, ведь должны были его допросить в тот же день, что это за свидетель и откуда он взялся? Почему, если он видел, что я дотронулся до другого авто своим автомобилем, не остановил меня и не сказал мне ничего? Почему не предоставили видео с камер наблюдения, которые на той стоянке были? Да и “потерпевший” никаких претензий ко мне не имел, я так понимаю. Повреждения, если они и были, настолько незначительные, что “заморачиваться” по этому поводу нет смысла.
Хватило всего одного звонка на линию “102” от неизвестного – и все, процесс запущен. Наличие адвоката и заявленных жалоб на ведение процесса сыграло в итоге против меня – это сильно не понравилось инспектору.
Штраф 105 базовых величин (100 базовых по статье 18.16 плюс 5 базовых за оставление места ДТП) и 3 года лишения “прав” были как ушат холодной воды. Наказание мне дали максимально возможное. И это без потерпевших, без претензий ко мне материального характера от владельца “поврежденного” автомобиля. Я сказал в ГАИ, что лишаюсь работы, так как трудовая деятельность у меня была связана с машиной. Чтобы оплатить штраф, мне нужно ее продавать. “Вам месяц на оплату штрафа, идите и платите, все остальное – это ваши проблемы” – таков был ответ.
“Наказали как злостного алкаша”
Пошел на штрафстоянку на свою машину посмотреть, а на ней никаких повреждений. Где и что инспекторы обнаружили, я не знаю. В итоге пришлось заплатить штраф полностью.
Приехал на штрафстоянку за автомобилем, показал квитанции, но ключей от моей машины на стоянке не было. Начали разбираться – оказалось, что ключи в ГАИ в сейфе. Пришлось ехать туда забирать свои ключи.
Вот сижу теперь без денег и без работы. Думаю: зачем жена вообще куда-то звонила? Сыграли на эмоциях женских и ухватились за эту ниточку, чтобы результат для себя сделать. Пришел бы спокойно на следующий день, автомобиль показал бы, осмотрели бы его в моем присутствии – и все. Разобрались бы без лишнего шума. А так наказали по факту как злостного алкаша, по максимуму.
От редакции
Таких историй в адрес Автобизнеса приходит немало. Как правило, настойчивость инспекторов и эмоциональная составляющая потенциальных нарушителей могут сыграть злую шутку. Не все знают, что если ДТП имело место, но водитель уехал и после этого “употребил”, причем не важно сколько – важен сам факт употребления, то стать пешеходом на ближайшие три года весьма обозримая перспектива, все по норме закона. Ну а штрафы по “пьяной” статье сами знаете какие.
Мы не даем оценку действиям Ивана. По его словам, он “не слышал и не видел, что кого-то задел”. В таких случаях у сторон, как правило, противоположные позиции. Но если брать его версию за основу, то в деле есть “странности”. Отсутствие претензий владельца якобы поврежденного автомобиля говорит о том, что ущерба, скорее всего, нет.
Чтобы квалифицировать произошедшую ситуацию именно как ДТП, ущерб должен быть. В любом случае оспаривать решения должностных лиц можно, тем более аргументировать свою позицию в данном случае труда не составит. Вышестоящая организация может принять и противоположное решение, хотя в положительный итог этого дела верится слабо.