"Электромобиль очень и очень специфический". Гомельчанин – о Nissan Leaf после двух лет эксплуатации

“Электромобиль очень и очень специфический”. Гомельчанин – о Nissan Leaf после двух лет эксплуатации

11.12.2021 в 14:00
Денис Логунович, Onliner, фото: Мария Амелина

Leaf первого поколения имеет целую обойму компромиссов, зато стоит не так уж дорого относительно других EV. Читатель Onliner.by Алексей, проживающий в Гомеле, уже два года катается на Leaf 2013 г. в. Несмотря на то что машина его полностью устраивает, он уверен, что для 90% автолюбителей этот вариант не подойдет из-за маленького запаса хода. Журналисты пообщались с владельцем «электрички» и узнали подробности об опыте эксплуатации самого доступного EV, который можно сегодня купить на рынке.

История покупки

Алексей купил Nissan Leaf в ноябре 2019 года. Ему достался автомобиль с пробегом 49 тыс. км. На момент покупки машине было шесть лет. Данный Leaf в средней комплектации (называется SV) и только с 6,6-киловаттной зарядкой. «Быстрого» порта в данной модификации нет. Покупался Nissan у белоруса — Алексей ездил за машиной в Молодечно. Любопытно, что в Гомель электромобиль ехал частично на буксировке.

— Запас хода у Leaf небольшой, поэтому приходилось ехать, пока не сядет батарея, а потом какое-то время буксировать его ДВС-автомобилем. Мы использовали для этого мою Daewoo Gentra. К слову, справилась она на отлично — во время буксировки электрокар довольно быстро заряжается за счет силы рекуперации. Планировали зарядиться в Бобруйске, но там не работала станция, поэтому с помощью периодической буксировки доехали до Гомеля, — вспоминает первый день владения Nissan гомельчанин.

На момент покупки емкость батареи у Leaf составляла 85%. До Беларуси электромобиль эксплуатировался в Калифорнии (США). Первый владелец этого Nissan живет в пригороде Сан-Франциско. Алексей заплатил за электрокар 11,6 тыс. долларов в эквиваленте. Это первый электромобиль гомельчанина. При этом он довольно опытный автомобилист и успел поездить на самых различных моделях.

— Я за рулем с 1999 года. До Nissan Leaf ездил на разных моделях. Иногда в пользовании было 2—3 машины. Раньше содержание авто обходилось дешевле, поэтому держать в семье несколько моделей было не накладно. По своему опыту скажу, что у каждой машины свое назначение: одна экономичная, другая подходит для дальних путешествий, третья более практичная и вместительная. А еще есть быстрые и просто интересные модели. В моем распоряжении были варианты с двигателями объемом от 0,6 до 4,2 литра, с «механиками», «роботами», вариаторами, классическими «автоматами», — вспоминает свой опыт мужчина.

Как привычки меняют отношение к автомобилям

Алексей действительно поездил на разных моделях. Во время разговора он вспоминает Smart ForTwo, Peugeot 309, Peugeot 206, Peugeot 607, Peugeot 3008, Audi A8 и др. Кроме того, мужчина какое-то время имел в собственности скутер на 150 куб. см. Алексей регулярно анализировал свои автомобильные привычки и в зависимости от них менял машины. Например, когда он понял, что почти 100% времени ездит по городу, перешел на автоматические коробки передач. По этой же причине мужчина полностью отказался от дизельных автомобилей, т. к. сажевый фильтр не прожигается должным образом на коротких дистанциях.

— Пересев на машины с «автоматом», я понял, что этот узел должен быть новым. Тогда я купил первое в своей жизни авто из салона. Это была Daewoo Gentra. С годами пробеги стали падать, на трассу я практически не выезжал. В итоге оставил себе одну машину и скутер. Переход от больших и мощных авто на Daewoo, безусловно, смущал, но зарплата диктовала свои условия. Далее мои доходы уменьшились и заправлять машину стало накладно. Я решил посмотреть на гибриды. В качестве теста поездил на электробензиновых Honda Civic, Kia Optima, Toyota Camry, Toyota Prius, — рассказал владелец Leaf.

В сторону plug-in-гибридов Алексей даже не смотрел, т. к. в конечном счете нужно будет как заряжать машину, так и обслуживать традиционный ДВС.

Фактически, подзаряжаемые гибриды имеют минусы как электрических, так и бензиновых моделей. Для пробегов 6—7 тыс. в год, по мнению нашего героя, идеальным вариантом является «чистый» электромобиль. В бюджет, который мужчина был готов потратить на покупку машины, в 2019 году кроме Leaf ничего не укладывалось. Сейчас выбор электрокаров пошире, но цены на них пока еще не спешат опускаться до бюджетного уровня.

Где заряжаться?

В настоящий момент в семье Алексея Leaf — единственное средство передвижения. Весь ДВС-транспорт мужчина продал. Распрощался он и с японским скутером, который проигрывал Nissan в плане экономии. Проживает Алексей в квартире. Есть свой гараж и дача.

— Безусловно, перед покупкой Leaf я изучил вопрос доступности розеток и зарядных станций. На данный момент у меня есть следующие точки, где я пополняю электроэнергией свою машину: гараж, платная стоянка, где арендую место уже 10 лет, дача. При форс-мажоре могу и удлинитель из квартиры вытащить. Когда на «Маланке» зарядка была бесплатной, пользовался этой сетью. Сейчас заезжаю на общественные станции только в крайних случаях. К слову, зарядка «Маланки» находится возле работы. По возможности использую бесплатную станцию от «Евроопта». В Гомеле там всегда аншлаг! Клиентоориентированность максимальная — просто, бесплатно, длинные кабели с нужными стандартами для американских и европейских авто. Примерно так я бы хотел видеть развитие инфраструктуры для EV в Беларуси, — высказал свое пожелание читатель.

Мысли про «Маланку»

— Сеть «Маланки» развивается в хорошем темпе, с этим не поспоришь. Но они используют европейский стандарт, хотя в Беларуси много американских электрокаров. Кроме того, у них практически одни быстрые зарядные станции. По-моему, сеть не учитывает реальную потребность клиентов. Тарифы меня скорее пугают, чем привлекают. После бесплатной зарядки тариф 29—39 копеек — это просто грабеж. От «Маланки» ждали хотя бы тариф 25 копеек за киловатт и развитие медленных зарядок. Кому нужны быстрые станции по 39 копеек за киловатт? Мое мнение: если вводить платные тарифы, то постепенно, как с топливом по 1 копейке. Тогда будет найдена та цена, которая делает общественную зарядку более интересной для потребителей, чем домашняя розетка, — рассуждает Алексей.

Наш герой уже задавал вопрос «Маланке». Он хотел уточнить, будет ли компания развивать станции с медленными зарядками или хотя бы ставить универсальные столбики с быстрым и медленным разъемами? По словам Алексея, там ему посоветовали купить машину, в которой есть порт быстрой зарядки.

Когда электромобиль уже нецелесообразен?

— По моим подсчетам, тариф 50 копеек за киловатт и выше — это крайняя цифра, после которой «электричка» нецелесообразна в принципе при всех ее недостатках и нюансах эксплуатации зимой. В плане развития инфраструктуры для EV в ближайших к нам регионах лучше всего дела обстоят в Украине. Там на станциях есть любой разъем, много столбиков с медленной зарядкой. Чтобы сравнить нас и Украину в этом направлении, достаточно бегло посмотреть на интерактивную карту, на которой показаны занятые в настоящее время станции, — рассказал владелец электрического Nissan.

По оценке владельца, средний запас хода Leaf варьируется в пределах 100—120 км. Исключение — зима.

Летом работа кондиционера особо не влияет на оставшуюся энергию. Максимум, что видел Алексей, — это просадка на 5% при температуре более 30 градусов.

Эксплуатация в мороз

На зимней эксплуатации Nissan владелец заостряет особое внимание. Это краеугольный камень в спорах между любителями ДВС и EV.

— В большой мороз во время езды на Leaf ты не просто едешь, а постоянно наблюдаешь за быстрым падением запаса хода. Для машин с такой маленькой батареей это критичный момент. Мало того что мороз сам по себе снижает отдачу аккумулятора, так еще и отопление салона практически удваивает расход. В моем случае, с короткими пробегами и частыми остановками, расход электричества зимой может вырастать до 30—35 кВт·ч. Максимальный запас хода в большой мороз (от –20 и ниже) падает до 50 км. Приходится заряжать машину каждые 3—4 дня, — поделился опытом владелец Leaf.

При нынешней погоде запас хода, по данным владельца, уверенно держится на уровне 90—100 км.

Что ломалось за два года?

За два года эксплуатации в автомобиле ничего не ремонтировалось. Но здесь важно отметить, что пробег за это время составил всего 15 тыс. км. Пытаясь вспомнить траты на машину, Алексей отмечает лишь резину, масло редуктора, щетки стеклоочистителей и салонный фильтр. В планах — заменить тормозную жидкость и антифриз.

Машина не для каждого

— Nissan Leaf первого поколения — электромобиль очень и очень специфический. Он подойдет далеко не каждому. В моем случае главный плюс — выносливость на коротких дистанциях. Среди других достоинств — мгновенная подача тепла в салон, ровная динамика разгона, управляемость, экономия. Из недостатков хочу отметить маленький запас хода. Это, пожалуй, самый важный момент, который стоит учесть. Если бы я жил в Минске, то на Leaf вряд ли бы смотрел. Еще можно покритиковать жесткую подвеску и высокий тоннель для задних пассажиров, — высказал свое мнение Алексей.

Пересаживаться с электромобиля обратно на ДВС-машину мужчина не спешит. Говорит, что вернулся бы на бензиновый автомобиль лишь при существенном увеличении суточного пробега. А если бы не стоял вопрос цены, то Алексей с радостью пересел бы на Chevrolet Bolt или Tesla Model S.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Метки: