"Мне терять нечего". На Гомельщине семья из деревни строит вездеходы

“Мне терять нечего”. На Гомельщине семья из деревни строит вездеходы

19.06.2021 в 02:09
Андрей Ахрем, ABW.by

Деревня Юровичи Калинковичского района известна прежде всего своим монастырем и тем, что около неё были найдены древние стоянки людей времен палеолита. А ещё там живет семья Жолуд, которая на своём подворье строит интересную и необычную технику.

Валерий служит в местной пожарной части, в свободное от работы время занимается созданием вездеходов и трайков. Говорит, что любовь к технике унаследовал от родителей и привил её сыновьям, которые ему активно помогают.

Увлечение с детства

– Когда родители увидели мое увлечение, отправили меня в сельскохозяйственный техникум в Калинковичах. Четыре года отучился, окончил, отслужил в армии. Вернулся и снова взялся за технику. Джипы есть джипы, но решил сделать что-то свое.

Наши машины не для практических задач. Мне хочется проверить технику на прочность, взять броды. Больше спортивный интерес.

Первой моей самоделкой еще в 2000-х годах была BMW на раме УАЗа. Я “скрестил” немецкий комфорт и проходимость советского внедорожника. Эта BMW показала, что она притягивает людей. Они подходили, смотрели, интересовались. Так я начал увлекаться постройкой подобных машин. Одна, вторая, а там уже и дети подрастают. Им что-то предложил попробовать – они втянулись.

Со временем нас начали приглашать на разные мероприятия. Мозырский фестиваль AutoLife, слеты байкеров, на которые ездим с трайками. И себе приятно, и людей радует. Там есть техника по 20 тысяч долларов, но идут фотографироваться к нашим машинам.

Alligator

В народе такие машинки-прототипы называют “котлетами”. Этой мы дали имя Alligator. Ассоциации с крокодилом, который идет по бездорожью.

Машина собрана из военного УАЗа. От него мосты и двигатель, но планируем поставить 57-й мотор с BMW. Резина от трактора МТЗ-82 42-го размера – проходимость очень хорошая. Лебедки и все необходимое есть.

Рама самодельная, из квадратной трубы. Все делается для того, чтобы максимально снизить вес. Хочется добиться 1200 килограммов, что очень хорошо для бездорожья. Но здесь оказался лишний вес – в итоге получилось полторы тонны, что немного огорчило, ведь 300 килограммов на бездорожье многое значат.

Машина позволяет погрузиться в воду на полтора метра. Поэтому и воздухозаборник выведен вверх, и глушитель. Глушитель – на основе своего неприятного опыта. Когда машина стоит в воде, а выхлопная снизу – она не глохнет, но все газы начинают идти в салон, ты этим дышишь. На другой машине, которую мы назвали Kaiser, я в свое время заехал в воду, надышался выхлопом, а когда вышел – потерял сознание.

Поэтому для преодоления бродов все делается максимально высоко и максимально просто, чтобы вода как пришла внутрь, так и ушла.

Мосты заблокированы. Все примитивное, легкое в обслуживании. Резина от трактора жестковата, поэтому приходится нарезать протектор, чтобы она была пластичной.

Король дорог

Это тот самый Kaiser – король дорог. Снизу это ЗиЛ, мотор тоже от него, резина от БТР. Сверху, понятно, Citroёn XM. Крылья и арки увеличивали с помощью стекловолокна. Для бездорожья это тяжеловатая машина.

Трайк сыновей

Сыновья захотели сделать трайк. Двигатель, коробка передач и задний мост – от “жигулей”, колеса – от “семерки” BMW. Они намного больше жигулевских, поэтому “бежит” эта штука очень быстро.

Вилка с МТ, плюс какая-то более-менее дизайнерская работа.

“Мне терять нечего”

Этот кастом сделан по мотивам человеческого скелета: кости, череп. Плюс рыцарский щит. Он также строился для бездорожья, поэтому на нем стоит мощная широкая резина. Дизельный двигатель объемом 2,4 литра и коробка передач взяты от буса Mercedes, “раздатка” – от УАЗа. А чтобы, засадив, его можно было вытянуть, поставлена лебедка.

Для меня этот проект был проверкой на прочность: смогу ли я сделать что-то дизайнерское? Решил поместить вперед череп и рыцарский щит. Они нужны не только для красоты, но и для веса спереди, потому что на подъемах трайк норовил встать на дыбы. А щит расцениваю как защиту от негатива, потому что с костями и черепами шутить нельзя.

Я ездил на нем на мероприятие калинковичского мотоклуба “8 регион”, где надо было проехать 80 километров по полному бездорожью с болотистыми местами и т.д. Он показал себя хорошо.

Сзади на нем написано “Мне терять нечего”. Он задумывался как трайк из прошлого, поэтому так.

“Гризли”

Это багги. Нам хотелось сделать нечто близкое к тому, что делают американцы, но достичь таких высот тяжело. Его мы прозвали “Гризли”, потому что здесь стоит очень мощная резина с комбайна. Проходимость у него сумасшедшая, даже вплавь идет.

Мосты отечественные, от ЗиЛ-157. Они тихоходные, им не нужны блокировки. Коробка передач и двигатель тоже от Mercedes. Мотор шестилитровый 150-сильный, в данный момент он вышел из строя, мы его ремонтируем. Кроме того, здесь применяется гидравлика, в том числе для привода лебедки.

Ratrod

Этот ratrod я строил со старшим сыном, когда ему было 14 лет. Предложил сделать проект под ретроавтомобиль, как в 1937 году делали Ford полностью на рессорах и колесах со спицами. Но когда начали работу, я понял, что колеса на спицах – это опасно. Да и дорого. Решили смешать два стиля, ретро и более-менее современный. Поэтому двигатель открытый, рессорная подвеска, деревянный корпус под красное дерево.

Панель прямая, приборы под старину, руль. Двигатель с “Москвича-408”. С него все и началось. Мне предложили этот мотор – и дальше произошла вот такая фантазия.

Каждому – свое: одним нравится руль, другие говорят, что красное дерево как в старых шкафах, детям нравятся дудки, кому-то – аэрография. На мероприятии AutoLife в Калинковичах мы заняли с этим проектом первое место.

“Эти аппараты себя никогда не окупят”

В деньгах сложно посчитать, что сколько стоило. Конкретно ratrod обошелся примерно в 500 долларов. А за победу на фестивале мы получили набор инструмента. Приятно, когда и себе, и людям нравится, но финансово эти аппараты себя никогда не окупят. Хотя недавно один hotrod мы продали и даже заработали.

Проблема в том, что и покупателей на такие проекты единицы, и поставить на учет эти машины невозможно. По дорогам общего пользования на них ездить нельзя, только возить на лафете. Из-за этого приходится отказываться от многих приглашений на мероприятия, потому что нет возможности транспортировать технику.

"Мне терять нечего". На Гомельщине семья из деревни строит вездеходыХотя многие мне говорят, что надо активнее продвигать свой товар: вовремя сфотографировать, вовремя выложить, красиво рассказать.

Жизнь в деревне накладывает свои ограничения. Хотели построить машину для дрифта, но остановились, потому что мотор с BMW не функционирует. Все понимаю в двигателях внутреннего сгорания, но тут ни в какую. Нужен диагност, а он в городе за 40 километров и ехать ради этого сюда не хочет.

Имея большие деньги, имеешь и совсем другие интересы. Но мы живем в сельской местности, доходы здесь небольшие, поэтому у нас такой простой вариант недорогого удовольствия.