“Это крик души…” – так начал своё письмо в редакцию Автобизнеса Денис, бывший владелец этого Peugeot 307 SW. Вместе с машиной он проехал больше 110 тысяч километров за 6 лет.
Годы эти были вовсе не безоблачными – постоянное вложение денег в автомобиль, ремонты и “сюрпризы”. Как говорится, его пример – другим урок.
“Со мной был “специалист”
– Это мой первый автомобиль. Мотор – 1.6 HDI мощностью 90 лошадиных сил, без сажевого фильтра и с одномассовым маховиком.
Изначально хотел купить Peugeot 406 или Citroёn С5, но гуляя по рынку “Малиновка” в феврале 2013 года набрел на это авто. Со мной был “специалист” из Гомеля, которому очень приглянулся данный экземпляр из Голландии без пробега по РБ и с 280 тысячами километров наработки. Мне не понравилась работа двигателя – как-то шумновато для современного Common Rail, – но цена за машину 2005 года выпуска была 9500 долларов в эквиваленте на белорусские рубли. Комплектация практически максимальная. Продавец охотно подвинулся до 9000. Было все, кроме подогрева сидений и “автомата”, правда, не все функционировало.
Двигатель работал шумно, но качественно, запускался хорошо. Дорога домой была ужасная – февраль, слякоть, изношенные “дворники” совсем не справлялись с моросью. В салоне ехали трое, лобовое я протирал тряпкой, так как направление воздуха на лобовое стекло перестало работать на выезде из Минска. А еще стекло снаружи было натерто какой-то пакостью, и уже после Бобруйска проявилась огромная царапина от поводка “дворников”. Это же как нужно запустить щетки стеклоочистителя, чтобы поцарапать лобовое стекло?
Конечно, расход очень меня порадовал: по бортовому компьютеру в трассовом режиме получилось 3,5 литра. Правда, после заправки до отсечки выяснилось, что он привирает примерно на литр. Реальный расход летом по трассе – 4,2-4,5 литра, город – 5-5,5 с кондиционером. Зимой доходило до 7 литров, но это когда не дорога, а слякоть и грязь со снегом.
Динамика отличная только при пустом баке, выключенном климат-контроле, в салоне – ветер, а в багажнике лишь аптечка и огнетушитель. Вот тогда разгон шикарный. Стоит включить кондиционер – и уже не то. Ехать машина не перестает, но подхват исчезает, просто становится вялым и предсказуемым.
“Дальше веселее с каждым разом”
Когда приехал домой, первым же делом отремонтировал заслонку лобового стекла. Достаточно было “завтулить” шайбы поверх трещины.
Поменял лобовое стекло. Купил китайское XYG за 150 рублей вместе с установкой. Хорошее стекло, но очень легко царапается. А еще перестал работать датчик дождя. Ошибка по диагностике – “невозможно адаптировать датчик под данное ветровое стекло”. Установщики развели руками и сказали, что так бывает.
Дальше веселее с каждым разом. Не работала лампа заднего хода, постоянно перегорал предохранитель. Оказалось, что правая фара – с “англичанки”, одна дорожка с завода завязана на массу. Обрезал – лампа заработала, но цвет заднего хода красный. Только после того как во дворе мне разбили задний фонарь, я его поменял на правильный от леворульной машины за 70 рублей с “разборки”.
Непонятно, чем руководствуются французские инженеры при создании электросхем. Когда понадобилось отрегулировать высоту фар, корректор отказался работать. Я проверил все, что только можно. Причина оказалась банальной – перегорела лампочка в пепельнице. После ее замены все заработало. То есть корректор фар завязан на лампочку подсветки пепельницы – это фиаско.
“Поломка как по нотам”
Я, наверное, один из немногих владельцев Peugeot 307, который столкнулся со всеми “болезнями” этой модели и успешно их исправлял все шесть лет. Конечно, передышка была около года, но это лишь временное затишье перед бурей.
Следующий этап в нашем противостоянии – выхлопные газы из-под форсунок на пробеге 290 тысяч. Замена обошлась недорого, всего 8 долларов на 2014 год. Основная проблема – это демонтаж форсунок. Они настолько сильно закоксовываются отработавшими газами, что без спецоборудования их снять очень большая проблема. Я схитрил и снимал на горячем моторе. Достаточно было открутить на пару оборотов гайки крепления форсунок и дать мотору поработать на холостом ходу – и через 15 минут форсунки сами “выстрелили” за счет компрессии двигателя.
Следующей статьей расходов стала турбина. Все как по нотам: мало того что была трещина в канале смазки, еще и сеточка в штуцере турбины была забита гарью и остатками герметика. Отсюда масляное голодание и износ. На пробеге 295 тысяч заменил турбину за 350 долларов. В 2014 году они так и стоили. К слову, хватило ее практически на 100 тысяч километров, прежде чем она начала сильно люфтить и свистеть.
Ее поменял в 2019-м тоже на б/у, только цена уже ниже в три раза – 110 долларов. Турбина простая – Garrett с вестгейтом без лопаток.
Дальше отказал кондиционер. Причина была в радиаторе. Новый китайский обошелся в 50 долларов плюс заправка 15 долларов. Следом запищал вентилятор салона. Здесь все просто: разобрал и смазал, больше он проблем не преподносил. Начал ездить с холодком в салоне. Практически сразу отказала первая скорость вентилятора двигателя. Проблема тоже банальна и давно изучена – неисправность блока вентилятора, в частности перегорел термопредохранитель. Купил в радиодеталях новый на 180 градусов за 3 доллара и самостоятельно заменил.
“Без поломок отъездил 13 тысяч километров”
“Ну все, – подумал я, – машинка супер, теперь можно хоть в Крым”. И сглазил. На приборной панели загорелась ошибка уровня охлаждающей жидкости. Остановился, открыл капот – да, действительно, бачок пустой. Приехал в гараж, машина остыла – жидкость на месте. Странно. Завожу, откручиваю крышку расширительного бачка ОЖ, а там шоу пузырьков. Ясно – пробило прокладку головки блока цилиндров.
Искал сервис в Гомеле, потому что самому страшно лезть в этот высокотехнологичный дизель. Все три СТО отказались, не называя причин. Дали номер телефона одного мастера. Он сказал, что замена будет стоить около 100 долларов. Я согласился и в назначенное время приехал. “Сотка” резко превратились в 200, потому что надо якобы снимать двигатель.
В этот момент я решил, что сделаю все сам. Нашел всю информацию по ремонту этих двигателей, купил необходимый инструмент и поменял сам за пару дней. На пробеге 297 тысяч. Что сильно бросилось в глаза – потертые кулачки выпускного распредвала и все прокладки на красном герметике. Заменил все, кроме распредвала, примерно за 150 долларов вместе с комплектом ГРМ, помпой и сальниками.
Отъездил без поломок 13 тысяч километров. На холостом ходу начала загораться лампочка давления масла. Устранение по порядку: замена масла с фильтром, датчика давления масла, вскрытие поддона, ремонт масляного насоса – это еще 100 долларов. В поддоне обнаружил остатки разломанного натяжителя цепи и куски герметика. В крышке распредвалов отколоты куски в местах уплотнений форсунок. Начала вырисовываться общая картина ремонта двигателя до меня.
Было решено посмотреть шатунные вкладыши. Вот здесь и была причина падения давления масла. Было принято решение капиталить мотор, потому что устранять “косяки” по мере их поступления очень устал.
Взял все запчасти класса “премиум” или близкие по качеству, единственная опытная деталь – распредвал фирмы AE, которого хватило ровно на 50 тысяч километров. Головку блока цилиндров отдавал специалистам. После этих покупок в магазине запчастей стал VIP-клиентом. Ремонт обошелся около 900 долларов.
На этом мои “танцы” с двигателем практически закончились.
“Решил не баловать знаменитыми брендами”
После обкатки двигателя с супругой поехали в Минск погулять – не доехали. Из Бобруйска тянули на “галстуке”. Вышел из строя датчик давления в топливной рампе, а это еще 25 долларов.
На пробеге 320 тысяч стал плохо запускаться двигатель. Вылетало облако белого дыма после простоя. Диагностика указала на клапан EGR. Вырезал программно за 150 долларов и заглушил физически. Стало лучше, но проблема не ушла. Посмотрел коррекцию форсунок – стало ясно, что нужен ремонт. В итоге тест “на холодную” прошла только одна форсунка. Топливная система здесь Bosch, поэтому проблем с ремонтом форсунок и регулятора давления топлива нет. В Гомеле есть хорошие специалисты. Ремонт с заменой чашки распылителя, мойкой и регулировкой всех форсунок стоил 90 долларов.
Вот теперь двигатель стал работать практически без поломок и очень мягко. На пробеге 370 тысяч потекла помпа SKF, на ремне Gates появилась трещина, а распредвал снова выкрошился. И до кучи одна свеча отказала. То есть запчастей хватило всего на 50 тысяч километров, Карл!
Масло лил Total 5W40 каждые 7-8 тысяч километров. После решил не баловать знаменитыми брендами, которые массово подделывают, и стал пробовать Eurol, Carlube – скажу, что не хуже. Масла для замены хватало 4 литра, то есть при покупке 5-литровой канистры каждая четвертая замена бесплатно.
Свечи находятся в таком месте, что можно проклясть все на свете. А если заломаются, то кошелек похудеть может не на одну сотню рублей. Мне повезло – все спустя два часа открутились. Стоили 4 свечи Denso 100 рублей.
Распредвал решил заменить на Frecia за 200 рублей, помпа Metelli стоила 45, ремень навесного оборудования Dayco – 12, комплект ГРМ Gates – 130 рублей.
Еще одной “болезнью” этих моторов можно назвать разрыв мембраны вентиляции картерных газов, которая стоит в клапанной крышке. Из-за этого могут возникать ошибки по воздуху, в турбину гонит еще больше масла. На “разборке” клапанная крышка в сборе стоит 25 долларов. Есть в продаже отдельно мембраны по такой же цене.
Еще на пробеге 337 тысяч пришлось поменять коробку передач, поскольку выбивало пятую, появился посторонний шум – минус 130 долларов. Масло залил Total 75w80 за 17 долларов и заодно поменял кулису, тросы (35 долларов), маховик со сцеплением (70 долларов). Также поменял вилку и выжимной подшипник сцепления.
На этом проблемы с двигателем и трансмиссией закончились.
“Диск выполнен как ступица”
В 307-м передняя подвеска тот еще фрукт. Амортизаторы вечные, стойки стабилизатора ходят от 20 до 70 тысяч километров в зависимости от бренда, шаровые хорошие – от 70 тысяч, чего нельзя сказать про опорные подшипники и подушки амортизаторов. На них лучше не экономить, так как они не ходят долго, максимум 30-40 тысяч километров.
Если ставить дешевое, то начинается непонятный шум при резком отбое. Но идеальной тишины от передней подвески не ждите. Даже если все новое и поменяно, есть такие ямы, на которых все-таки что-нибудь ляпнет, хоть и глухо. Сайлент-блоки “бумерангов” поменял на Lemförder, они прошли около 90 тысяч и остались в отличном состоянии. Втулки стабилизатора SNR отходили 65 тысяч километров, стоят копейки.
Передние тормозные диски – около 60 рублей. Зато сзади один тормозной диск TRW – 150 рублей. Дорого, потому что диск выполнен как ступица, совместно с подшипником и кольцом ABS. Поэтому замена задних дисков и колодок обойдется около 350 рублей. Вдобавок заменил левый задний тормозной суппорт – б/у стоил 45 рублей.
В задней балке лопнул стабилизатор. Он не варится и не меняется. Многие его вообще отпиливают и выбрасывают, но это не наш метод. Задняя балка подошла один в один с Peugeot 308 за 120 рублей. Заменил только сайлент-блоки – 40 рублей за штуку.
На пробеге 330 тысяч заклинила обгонная муфта генератора, заменил на INA за 60 рублей. Доступ хороший, меняется без демонтажа генератора.
Ступичные подшипники отходили 350 тысяч, ставил SKF – 70 рублей штука.
На пробеге 332 тысяч километров отказал стартер. Заменил щетки за 30 рублей и сделал профилактику.
“Просчитались французские инженеры”
Дальше пошел “цвести” кузов. У универсалов есть проблемы по днищу багажника и аркам задним. Они некритичные, но руки приложить надо. Это у всех, так как с завода он просто загрунтован и ничем не обработан.
Все пескоструил, грунтовал эпоксидным грунтом, потом наносил кузовной герметик и напоследок пушсало с мовилем и нигролом.
Самая проблемная часть кузова – крышка багажника. Не из-за того, что плохо обработана, а по причине очень близкого расположения к бамперу. Просчитались французские инженеры. Зимой краску сбивает корка наледи или снег, летом – пыль и грязь. В любую непогоду крышка багажника полностью измазана. Такая аэродинамика.
Кстати, машина была ударена в правый бок, поэтому задний фонарь и был с “англичанки”. Пришлось заваривать дырки, вытягивать вмятины, которые просто зашпаклевали толстым слоем “универсалки”.
“Все минусы перекрывает дешевизна обслуживания”
Очень много было вложено денег, сил и нервов. У многих первая машина должна быть примерно такой, чтобы всему научиться. Много мелочей было доработано или заменено. Газовые упоры багажника Monroe – 40 рублей. Резинки порогов – это беда 307-х, их просто обрывают ногами при высадке. “Родные” стоят 100 рублей за штуку, а на “разборках” за хорошие просят 50-60 рублей. Кнопка багажника тоже относится к “детским болячкам”, на “Али” хорошие кнопки стоят 5 долларов.
“Глюки” датчика уровня ОЖ, перегорание лампочек, пульт управления стеклоподъемниками, замерзающие тросы МКПП и “ручника” – с этим многим приходится сталкиваться. Зато все минусы перекрывает дешевизна обслуживания, большой объем багажника, комфорт при вождении и маленький расход. Необходимо взять досмотренный или хорошо проверенный экземпляр, желательно не с двигателем 1.6 HDI. Хотя его тоже можно брать, просто нужно подготовить запасной распредвал, быть готовым к постоянным запотеваниям масла.
Моя машина работала в такси в Голландии, пробег не отмотан. Когда менял тросы “ручника”, снимал центральную консоль и под “ручником” нашел листик с надписью Taxi referrent list, реальным пробегом и стоимостью перевозок в евро. Потом примерно через месяц машину продали, она попала в РБ с этим пробегом. Здесь ее отремонтировали и продали мне.
“Продавать было не стыдно”
После всех ремонтов машина стала очень крепкой и надежной. Все нюансы были устранены. Я ее любил и в то же время ненавидел. Больше она меня никогда не подводила. Ездил с семьей на море, в любую точку Беларуси и был уверен, что доеду. На какой-то тюнинг денег не было – все уходило на ремонты.
Но расстаться все же пришлось из-за того, что я стал многодетным отцом, мне требовался минивэн. Продавать было совершенно не стыдно. Купил первый же позвонивший за 8000 рублей, а на замену я взял тоже “француза”, Citroёn С8. Правда, уже с более надежным двигателем и тщательным осмотром – выбирал два месяца.