Не «Горбатый», а крылатый. Гомельчанин рассказал, как его «Запорожец» стал самым быстрым в Беларуси

Не «Горбатый», а крылатый. Гомельчанин рассказал, как его «Запорожец» стал самым быстрым в Беларуси

01.08.2017 в 09:46

«Рожденный ползать летать не может!» — однажды изрек Максим Горький, припечатав к земле всех пресмыкающихся и им подобных тяжеловесной плитой бытия. И пусть эта истина исправно работает до сих пор, а все исключения лишь ее подтверждают, они, исключения то бишь, все-таки есть. И способны удивить своим размахом. В данном случае это ЗАЗ 965, именуемый «Желтком», которому удалось стать звездой белорусского драг-рейсинга.

Не «Горбатый», а крылатый. Гомельчанин рассказал, как его «Запорожец» стал самым быстрым в БеларусиИсследование потенциала народной малолитражки «Запорожец», начатого нами с «гибридным» проектом Романа, мы продолжаем точно по графику. В этот раз в объективы наших фотокамер попал невероятно харизматичный экземпляр ЗАЗ 965, щеголяющий гоночным обвесом и демонстрирующий чудеса скорости практически на каждом крупном чемпионате Беларуси. Чтобы побольше узнать об этом автомобиле, мы связались с его владельцем, автомехаником Виктором Смирновым из Гомеля, где желто-полосатый «Запорожец» по праву считается одной из самых быстрых машин. Так что придется гнать с ветерком!

Любовь к «Запорожцам» и заднему приводу

Своего горбатого автолюбимца Виктор приобрел в 2007 году. На тот момент среди местных объявлений не было дешевле машины, чем заднеприводный ЗАЗ 956. Автомобиль обошелся гомельчанину чуть больше $100, но и состояние его было соответствующим. Зная, что процесс восстановления займет очень много времени, ему следовало сразу решить, в каком направлении действовать: готовить «Запорожец» для гонок либо для развлечений. Выбор сделали в пользу последнего, ведь заезды — штука серьезная, а необходимого оборудования для качественной работы в поле зрения Виктора не наблюдалось.

Чтобы придать «горбачу» форму запоминающегося шоу-кара, автомеханик приобрел битый VW Jetta. Многие кузовные части от этой машины, главным образом уцелевший передок, подрамник, перекочевали на ЗАЗ. В его моторный отсек был установлен 1,8-литровым агрегат от того же авто, коробка передач, подвеска и тормозная система. Передний спойлер, воздухозаборники и боковые обвесы были сделаны из частей отправленного в утиль «Икаруса». А вот круглые хромированные зеркала позаимствовали у безымянного мотоцикла.

Самой серьезной проблемой во время первичного тюнинга «Запорожца» оказались его двери. Заводские «суицидальные» створки всегда настораживали Виктора. Ему хотелось придумать что-то более безопасное и вместе с тем экстремальное. Вдохновение пришло через фото модели Mercedes-Benz 300 SL Coupe, увидев которое, гомельчанин тут же загорелся новой идеей.

«Эта машина стала мне прекрасным учителем, — рассказывает Виктор. — Всю работу над ней я проделал собственноручно. В том числе и варить нормально научился. До этого умел только с ручной сваркой обращаться. А теперь и полуавтоматом владею». Но если створки собственного производства пришлись «Запорожцу» впору, то крыша авто не была приспособлена к такому с ней обращению. Поэтому Виктор усилил данную часть новой, только купленной.

Вместо петель механик использовал скрытую ось, а подъемный механизм двери был переоборудован из двух амортизаторов от крышки багажника Ford Transit. Поначалу этого оказалось достаточно. Но, когда ЗАЗ доукомплектовали стеклами, мощной акустикой и шумоизоляцией, подниматься «крылья чайки» снова отказались. Рычаги также не могли быть слишком большими, иначе сломалась бы крыша. Решение пришло с установкой еще одного амортизатора, который играл роль доводчика двери и одновременно ограничителя основных амортизаторов.

Завершающим штрихом в облике этого шоу-кара стала покраска в тот самый цвет, за который он и получил свое прозвище — «Желток». «Этот колер на машине родной, семилетней давности. И держится до сих пор, — удивляется Виктор. — Мы сознательно вкладывали в машину позитивное настроение. Но даже не думали, что так удачно попадем с цветом. Повезло, наверное».

С таким везением экипаж тюнингованного «Запорожца» объездил все знаковые выставки страны. Но вскоре интерес к автотюнингу у белорусов иссяк, и развиваться стало некуда. Тогда Виктор снова посмотрел в сторону гоночного трека.

ЗАЗ-Wagen

В спортивном вождении до «Запорожца» Виктор ни разу не отличился. Был у него, правда, VW Golf второго поколения, которому он добавил мощности, но на серьезный проект эта модификация не тянула. И, чтобы превратить ЗАЗ в полноценный драгстер, автомеханику сперва предстояло поменять мотор и адаптировать к нему остальные агрегаты. Сердцем «горбатика» стал движок VR6 от Passat B4 на 2,8 литра. Впоследствии Виктор расточил оный до 2,9 — под кованые поршни (82,5).

«Коробка передач, как и многое другое, тут сделана на базе VW, — рассказывает наш герой. — Этих коробок у меня было немерено, сейчас в ЗАЗе стоит «гибрид» — главная передача от одной, шестерни — от другой. Это, наверное, основная проблема сегодня, так как в заводском исполнении нету коробок, способных выдержать запредельную мощность (показания динамометрического стенда — 550 л.с.!). А тюнингованные коробки стоят заоблачных цен, во всяком случае то, что делают наши кастомщики».

В машину, снаряженная масса которой уже достигала 900 кг (против родных 600 кг) за счет полностью стального кузова, добавился каркас жесткости. Его Виктор установил не только ради квалификации в заездах. Просто корпус ЗАЗа никогда не был рассчитан на подобные сверхнагрузки и нуждался в большей жесткости.

«Даже теперь, когда на треке бывает хороший зацеп, машина становится на два колеса, а ведь с вварным каркасом она потяжелела на 70 кг. Для этой конструкции я использовал специальные бесшовные холоднотянутые трубы из низкоуглеродистой стали. Я сам их гнул после замера всех габаритов. Проблема в том, что в Беларуси таких труб не достать — пришлось заказывать их в России…».

Кроме того, установка каркаса избавила «Запорожец» от 3-х кВт звука — обязательного элемента всякого уважающего себя адепта автотюнинга. Но «Желток», по сути, давно перерос свое «понторезное» детство и занят теперь делом куда серьезнее. Да и разве есть музыка лучше, чем ревущая свора пламенных жеребцов под капотом? То есть в багажнике…

Закись азота

Пожалуй, самые взрослые модификации «Запорожца»-драгстера Виктор откладывал на как можно более долгий срок. И все же, в «горбаче» появился баллон с манометром для закиси. Установочный комплект NOS из-за океана вместе с японским спортивным бензобаком на 10 литров. Штатная электроника была заменена на управляемые «мозги» от Vems со множеством режимов и функций (лаунч-контроль, автоматическое управление закисью и т.д.).

«Закись — штука опасная, — поясняет Виктор. — На заводских настройках мотор долго не выдержит — расплавятся поршни. А ведь мы целых два сезона откатали на закиси, пока не надоело менять поршни. Да и топливо очень дорогое, АИ 116 — $10 за литр. Теперь ЗАЗ потребляет 98-ой бензин со впрыском метанола. В моторе, кстати, уже установлена турбина».

В таком оснащении за пару лет «Запорожец» штурмовал четверть мили с 14 секунд на квотере до стабильных низких 12-ти. Сезон 2015 ознаменовался для Виктора первым рекордом — его любимец наконец-то выбрался из 12-секундного рубежа, остановившись на отметке 11,789 с. Теперь этот показатель равен 10,7 — беспрецедентный результат!

«На первых публичных выездах при скорости в 30 км/ч мне было страшно. Я и сам не ожидал, что однажды разгоню эту машину до такого показателя. А теперь 170 км/ч для меня — крейсерская скорость, на ней я еду спокойно; 200 км/ч — уже страшнее. Лучше так ехать исключительно по прямой и очень короткое время. Процесс вождения, кстати, комфортный, если не обращать внимания на грозно рычащий двигатель. Оптимальный разгон до 100 км/ч зависит от дорожного покрытия. Местами бывает за 3-3,1 секунды. Во всяком случае 600-кубовые спортивные мотоциклы я “делаю” легко. Но соответствующе подготовленная двухколесная техника может быть и быстрее».

ЗАЗ 956 vs Porsche 966

Выкатив на дороги общего пользования VW Kafer, Фердинанд Порше дал жизнь целому выводку забавных, замечательных автомобилей. Вся Европа подражала этой заднеприводной малолитражке. Благодаря ей на свет появился Fiat 600, а тот, в свою очередь, дал жизнь «горбатому» ЗАЗу. Сам же прославленный доктор наук ушел на покой, проектируя спортивные заднемоторные купе имени себя. Но мог ли австрийский изобретатель предположить, что однажды один из его аристократичных проектов будет делить трек с утилитарным представителем индустрии? Причем этот выходец из народа практически не будет уступать в скорости тому, кому править на треке предначертано судьбой.

«Тот Porsche, с которым я соперничал в Витебске, был вообще самым мощным из всех, что встречаются в Беларуси, — комментирует свою недавнюю победу Виктор. — Только его время квотера составляет около 10 секунд. Но у него с турбиной были проблемы: полдороги он ехал быстро, а потом сдулся. Я старался обойти его за счет лучшей реакции на старте. Мне нравится этот соперник, и он, конечно, мощнее, но тогда был просто не его день. Я выиграл заезд со временем 10,8 секунды, но если бы растерялся, то он бы сделал меня и без своей турбины». Казалось бы, разговор сумасшедших? Ан нет, все это чистая правда, засвидетельствованная протоколом соревнований.

***

Ничего больше с «Желтком» Виктор Смирнов делать не планирует. По его мнению, машина приблизилась к своему технологическому пределу. Чтобы улучшить ее скоростные показатели, нужно выжимать из мотора сразу на сотню лошадей больше, чем это возможно сейчас, улучшать аэродинамику, удлинять кузов, ставить спортивную трансмиссию. Все это – удел целой гоночной команды, инженеров, спонсоров.

«Моя команда — это я и моя семья. Потраченные на машину усилия сложно переоценить. Это бесценный опыт и много положительных эмоций. Все домашние любят эту машину — на ней ездит и мой старший сын, и моя жена. Так что тратить время на оценку стоимости ЗАЗа я просто не буду. Потому что смысла в этом нет».

Метки:

Обсуждение