Не конфисковали, но 7500 пришлось заплатить. Как эстонец чуть не лишился в Гомеле мотоцикла

Не конфисковали, но 7500 пришлось заплатить. Как эстонец чуть не лишился в Гомеле мотоцикла

20.09.2017 в 15:47
Татьяна Емелина, ABW.by, фото автора, из архива редакции и со страницы в социальной сети героя материала

В середине июля эстонец Маргус отправился в путешествие на мотоцикле. Мужчина планировал транзитом проехать через Беларусь в Украину и далее – по Европе. В нашу страну он въехал через ПП “Каменный Лог”, выезжал через “Комарин”. И тут неожиданно выяснилось, что при въезде путешественник не заполнил декларацию на транспортное средство. Мотоцикл и вещи изъяли, а его самого отправили на территорию Украины. Как развивались события – в нашем материале.

Не конфисковали, но 7500 пришлось заплатить. Как эстонец чуть не лишился в Гомеле мотоцикла

“Что делать, если бы такая ситуация произошла, когда я путешествовал на машине с супругой и маленьким ребенком?”

Мы встретились с Маргусом в Минске утром 5 сентября, откуда он собирался ехать в Гомель. В областном центре должен был состоять суд по его делу. По дороге мужчина рассказал, что произошло в июле текущего года и как ему неожиданно пришлось прервать свое путешествие. 

“Когда 15 июля заехал на территорию белорусского пункта пропуска “Каменный Лог”, получил бумагу, где был написан “номер” моего мотоцикла и сколько человек на нем передвигается. После шлагбаума была одна общая очередь, я в нее встал. Я видел, что “красный” коридор был пустой и закрыт шлагбаумом. Стоявший впереди в очереди человек сказал мне, что я могу отдать документы в “красный” коридор. Поэтому я, пока мой мотоцикл находился в очереди, пешком прошел туда и отдал в окошко все документы: свой паспорт, миграционную карту, бумагу, которую мне дали на въезде, и техпаспорт на мотоцикл. Но документы на мотоцикл мне отдали обратно сразу же, а паспорт и миграционную карту начали оформлять. Я решил, что документы на мотоцикл в этот раз не нужны”. 

До этого мужчина дважды бывал в Беларуси на автомобиле и помнил, что на границе дают заполнять декларацию. Но в этот раз подумал, что ему этого делать не нужно.

“Декларация – это для меня всегда был очень сложный документ, так как я практически не могу писать и читать по-русски. Но когда я ее заполнял, ездил целенаправленно в Беларусь, проводил время только здесь. В этот раз ехал по транзитной визе, поэтому подумал, что для транзитных путешественников этот документ не нужен. А сотрудник таможни, возможно, не обратил внимания на бумагу, где было указано, что я не пассажир, а еду один и передвигаюсь на мотоцикле, поэтому не сказал, что мне нужно заполнять декларацию.

В общем, меня оформили, после чего я вернулся к мотоциклу. Потом меня позвал другой сотрудник таможни, который стоял в “зеленом” коридоре. Спросил, не везу ли я запрещенные вещи, похвалил мой мотоцикл и сказал, что я могу проезжать. Я и не думал о том, что что-то может быть не так, если сотрудник таможни сказал, что могу ехать.

Я подъехал к шлагбауму, где должен был отдать бумагу, которую мне дали при въезде. Как узнал позже, на этой бумаге ставится несколько печатей, одна из которых свидетельствует о наличии у меня декларации на мотоцикл. Этой печати там не было, но выяснилось это практически через сутки. Я отдал бумагу женщине и спросил ее, нужно ли мне оплачивать проезд по платным дорогам и как это сделать. Она сказала, что сейчас уточнит, зашла в павильон, оттуда вышел мужчина. Он мне все объяснил и открыл шлагбаум, чтобы я проезжал”. 

Через 24 часа, 16 июля, Маргус выезжал из РБ через пункт пропуска “Комарин”, где его спросили о наличии декларации. Он ответил, что у него транзитная виза и в этот раз декларацию он не делал. В результате мотоцикл изъяли, дело направили в суд. 

“Я въехал на территорию пункта пропуска около 17.00. Когда выезжал, было около 23 часов. Мотоцикл у меня забрали, сказав, что я должен взять с собой необходимые мне вещи и отправляться на территорию Украины, так как виза у меня закончилась, больше в Беларуси я не могу находиться. Конечно, много я не взял, так как не знал еще, как и куда мне идти ночью, тем более что в пределах 70 километров не было ни одного населенного пункта. Мне повезло, что один из белорусских автобусов забрал меня и отвез до первого населенного пункта, где я смог переночевать и позже вернуться домой. Справедливости ради отмечу, что с водителем автобуса поговорили сотрудники таможни. Но все же думаю, что это неправильно – отправлять так человека в никуда. Мне проще, я путешествовал один. А что делать, если бы такая ситуация произошла, когда я путешествовал на машине с супругой и маленьким ребенком?

Я признаю свою ошибку, что не попросил сотрудника таможни сделать мне декларацию, так как подумал, что мне она не нужна. Нарушать закон у меня и в мыслях не было, как и не было причин ехать без декларации. Это была банальная человеческая ошибка – сотрудники не обратили внимания на отсутствие печати при выезде, а я из-за плохого владения языком и по незнанию даже не подозревал, что у меня бумаги не в порядке. До этого, когда я пересекал границу, со мной каждый раз был человек, который хорошо владеет русским языком. В этот раз такого человека не было, я на 100 процентов доверился сотрудникам, которые работают на границе”.

Часть 1 статьи 14.5 КоАП РБ

Недекларирование товаров, подлежащих таможенному оформлению, а равно представление таможенному органу в качестве документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, поддельных документов, если это дает основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь товаров либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 14.1 настоящего Кодекса, влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицо – от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

“Самое важное – не лишиться мотоцикла, так как мне он очень дорог”

В документах написано, что Маргус свободно владеет русским языком, переводчик ему не требуется. На самом деле в ходе беседы легко выяснить, что это не совсем так, – устную речь он понимает, хотя и не без труда, но читать и писать практически не может. 

Разбирательство проходило в суде Центрального района г. Гомеля. В зале заседания в качестве истца присутствовала представитель Таможенного комитета, Маргус заручился помощью адвоката.

На суде обвиняемый с помощью защитника рассказал, как он в середине июля проходил границу, признал свою вину и отметил невнимательное отношение сотрудника таможни, который проверял документы, и сотрудника пограничной службы, который производил выпуск мотоцикла. Кроме того, Маргус подчеркнул, что его действия не были умышленными, его бездействием не был нанесен значительный ущерб интересам РБ. Путешественник попросил не забирать у него мотоцикл и выразил готовность вовремя все оплатить, если будет назначен штраф.

Представитель таможни рассказала об обстоятельствах нарушения. Она отметила, что эстонец таможенное декларирование не произвел и к сотрудникам таможни не обращался: 

“Если иностранный гражданин ввозит транспортное средство на территорию Беларуси и производит декларирование, он должен ехать по “красному” коридору. Путешественник согласно ответу Ошмянской таможни проследовал по “зеленому”, где могут следовать только товары, которые не подлежат письменному декларированию. Данное правонарушение я не считаю малозначительным, так как, если вы собираетесь пересекать границу иностранного государства, вам необходимо изучить его законодательство”. 

Защитник спросил представителя таможни, достаточно ли для иностранца наказания в виде штрафа без конфискации. Женщина ответила, что этот вопрос остается на усмотрение суда. Также сотрудница добавила: если мотоцикл не конфискуют, эстонца обяжут внести таможенные платежи. Сумму сотрудница не озвучила и посоветовала для ее уточнения обратиться в Ошмянскую таможню. 

Виновен, но останется с мотоциклом

Судом Центрального района г. Гомеля 5 сентября 2017 года Маргус был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.5 КоАП РБ, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 5 б.в. (115 бел. руб.) без конфискации транспортного средства. Постановление вступило в законную силу. 

18 сентября Маргус направился в Гомель, чтобы забрать свой мотоцикл, который, к слову, оформлен в лизинг. Сотрудница таможни, которая присутствовала на судебном заседании со стороны госоргана, снова заявила о необходимости уплаты таможенных платежей. Сумма к уплате – 7366 рублей.

По словам Маргуса, он устал бороться, поэтому решил все заплатить, чтобы поскорее уехать из Беларуси. Также ему пришлось заплатить за услуги хранения мотоцикла и вещей на таможенном складе. В общей сложности сумма внесенных платежей составила более 7500 белорусских рублей (более 3230 евро). Последнее сообщение Маргуса в адрес редакции содержало следующий текст: “Гостарствине бандидисм проста”.

Уверены, что уровень владения русским языком Маргуса не станет препятствием для понимания всей гаммы чувств, которые испытал эстонец.

Комментарий юриста Сергея Калабухина (Justus.by):

“Из представленной ситуации следует, что иностранный гражданин, будучи обязанным задекларировать свое транспортное средство в соответствии с действующим на территории ЕАЭС таможенным законодательством, не осуществил такую процедуру, что формально породило состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.5 КоАП Республики Беларусь, за что иностранный гражданин подвергнут административному взысканию в виде штрафа. Наряду с этим в действиях сотрудников таможни и пограничной службы усматривается неполнота процедур, осуществление которых предусмотрено при выпуске транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства. Считаю, что судом принято взвешенное решение о привлечении иностранца к ответственности в виде штрафа без конфискации товаров, подлежащих декларированию (транспортного средства). В то же время представляется, что ситуация с недекларированием транспортного средства сложилась в том числе из-за недоработок и упущений со стороны отдельных сотрудников таможни и Госпогранкомитета. По вопросу необходимости уплаты таможенных платежей необходимо проводить дополнительную проверку, поскольку иностранец обращался к сотрудникам таможни, подавал им документы, а сами работники, видя принадлежность паспорта, который им предъявлен, допустили выпуск транспортного средства через “зеленый” коридор”. 

Вместо вердикта

Интересная выходит ситуация: иностранец на зарегистрированном в иностранном государстве мотоцикле свободно въезжает в нашу страну без декларации. Он проходит паспортный контроль, дважды ему открывают шлагбаум на выезд, и ни один сотрудник не задает вопроса о необходимом документе. В результате транспортное средство безо всяких препятствий оказывается на территории Беларуси, и только на выезде из страны обнаруживается, что оно попало сюда в обход закона. 

Когда выясняется, что декларации нет, мотоцикл изымают, а человека ночью отправляют прочь из страны в месте, где вблизи нет ни одного населенного пункта. Позже его признают виновным в том, что ввез мотоцикл без декларации, приговаривают к штрафу и намекают, что ему еще придется оплатить таможенные платежи. Но простите, как он ввез мотоцикл? Эстонец не тащил его сюда лесами-полями, а въехал в Беларусь через пункт пропуска, особо охраняемый объект. И его свободно выпустили из “зеленого” коридора и пункта пропуска.

Еще один аспект – чисто человеческое отношение к иностранцу на границе. Да, он должен знать законы страны, в которую едет, но почему бы  не помочь путешественнику разобраться с документами на иностранном для него языке, показать, в какую очередь стать, и внимательно проверить, нет ли у него проблем. Уверены, что сотрудники, которые работали в тот день в ПП, не первый раз сталкиваются с иностранцами, а не заметить мотоцикл с иностранными “номерами”, эстонский паспорт и плохое знание языка было просто невозможно. Почему тогда он без проблем прошел границу через “зеленый” коридор, если делать этого было нельзя? Мотоцикл без декларации вообще не должен был покинуть территорию пункта пропуска, но таможня не считает себя за это ответственной. В данной ситуации пострадал только не знающий белорусские законы и порядки эстонец, который потратил свое время и деньги не на планируемое путешествие, а на судебные разбирательства и таможенные платежи.

Метки:

Обсуждение